Жизнь на разных материках

Разделы: Биология


Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли; развивать умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды;
  • Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии животного и растительного мира, развивать познавательный интерес, способствовать развитию речи, мышления, внимания, любознательности, умения работать с учебником, выделять главное;
  • Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах), любви к природе, интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся, воспитывать культуру учебного труда: навыки аккуратного ведения записей в тетради, оформления таблицы.

Общая дидактическая цель: создать условия для знакомства с растительным и животным миром материков

Методы обучения, применяемые на уроке:

По источнику знаний:

  • Словесные (рассказ учителя);
  • Наглядные (фотографии, слайды);
  • Практические (работа с текстом учебной статьи).

По характеру познавательной деятельности учащихся: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формы:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • работа в парах.

Ресурсы к уроку: глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных материков, компьютер, проектор, экран, учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2006г.

Раздаточный материал: карточки с алгоритмом работы ученика.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на жизненном опыте. Разминка — викторина «Самый, самая, самое...».

а) Сколько материков на Земле? Назовите их. Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
б) Самый большой материк? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м.
в) Самый маленький и сухой материк? Австралия.
г) Самый жаркий материк? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты – это... Нил.
д) Самый влажный материк? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка.
е) Самый холодный материк? Антарктида. -89,2°С.

– Молодцы!

III. Мотивационный этап:

Демонстрация животных: кенгуру, жираф, пингвин. (Приложение 1, Слайд 1)

Назовите этих животных. Где они обитают?

Как вы думаете – какова тема нашего урока?

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по материкам, где живут живые существа. (Слайд 2) Итак, тема нашего урока: «Жизнь на разных материках».

(Слайд 3) Учащиеся записывают тему урока.

Исходя из темы, давайте попробуем сформулировать цель урока (учащиеся самостоятельно формулируют общую цель: познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания). (Слайд 4)

IV. Изучение нового материала

У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Изучать материал будем по принципу: выучу сам, научу других. Откройте учебники на с. 123–127. Рассмотрите страницы. Давайте составим план работы.

План:

1. Наиболее интересный представитель растительного мира материка.
2. Особенности его строения и жизнедеятельности.
3. Наиболее интересный представитель животного мира материка.
4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

По учебнику изучаем материал, затем обучаем весь класс. Класс делится на группы и каждая группа получает задание. (Слайд 5)

Группа 1 «Евразия».

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая.

1. Прочитайте текст на стр.123 «Евразия».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу

  • Наиболее интересный представитель растительного мира Евразии на примере Китая.
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.
  • Наиболее интересный представитель животного мира Евразии на примере Китая.
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.

Группа 2 «Африка».

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Африки.

1. Прочитайте текст на стр.124 «Африка».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу

  • Наиболее интересный представитель растительного мира Африки.
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.
  • Наиболее интересный представитель животного мира Африки.
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.

Группа 3 «Северная Америка».

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Северной Америки.

1. Прочитайте текст на стр.124 «Северная Америка».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу:

  • Наиболее интересный представитель растительного мира Северной Америки
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.
  • Наиболее интересный представитель животного мира Северной Америки
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.

Группа 4 «Южная Америка».

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Южной
Америки.

1. Прочитайте текст на стр.125 «Южная Америка».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу:

  • Наиболее интересный представитель растительного мира Южной Америки
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.
  • Наиболее интересный представитель животного мира Южной Америки
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.

Группа 5 «Австралия».

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Австралии.

1. Прочитайте текст на стр.125 «Австралия».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу:

  • Наиболее интересный представитель растительного мира Австралии
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.
  • Наиболее интересный представитель животного мира Австралии.
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.

Группа 6 «Антарктида».

Цель: изучить особенности растительного и животного мира Антарктиды.

1. Прочитайте текст на стр.125«Антарктида».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу:

  • Наиболее интересный представитель растительного мира Антарктиды.
  • Особенности его строения и жизнедеятельности.
  • Наиболее интересный представитель животного мира.
  • Особенности его строения и жизнедеятельности

Учащиеся знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира. Назначают руководителей групп. Читают и в тексте выделяют организмы, живущие на материке и их особенности. Каждая группа активно работает, обсуждая ответы на вопросы. Заполняют соответствующую строку в таблице в тетрадях. Выступают руководители групп. Ученик рассказывает материал, заполняет строку в таблице. Учащиеся слушают и заполняют таблицу.(Слайд 6)

п/п Название материка Представитель растительного мира Особенности его строения и жизнедеятельности Представитель животного мира Особенности его строения и жизнедеятельности

Учитель дополняет, (сопровождает рассказ учащихся показом слайдов 7–12), показывает фото объектов, о которых идет речь.

Хорошо! Прекрасно справились и с этим заданием. Живой мир очень разнообразен, а какие еще живые организмы населяют эти материки? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся с вами к учебнику.

Работа в парах. Работа по физической карте полушарий на стр.126–127.

Задание: внимательно рассмотрите растительный и животный мир на разных материках и ответьте на следующие вопросы: (на каждой парте листочки с вопросами) (Слайд 13)

1. На каком материке водится страус эму? Австралия.
2. На каком материке нет змей? Антарктида.
3. На каком материке обитает самое медлительное животное – ленивец? Южная Америка.
4. На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.
5. На каком материке обитает самый быстрый зверь на Земле? Африка.
6. На каком материке встречаются койоты? Северная Америка.

– Молодцы!

V. Этап закрепления знаний

Наш урок подходит к завершению, и мы подводим итоги. Мы узнали о некоторых животных и растениях, обитающих на разных материках. Конечно, живой мир очень разнообразен, еще больше узнаете в старших классах. А сейчас, хочется убедиться, что изученное вами запомнилось.

1. Назовите названия растений и животных, с которыми вы встретились сегодня в ходе урока (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый скунс, виктория регия, совка агриппина, дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и лишайники, пингвин). (Слайд 14)

2. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь? (Слайд 15)

  • Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека». Рис.
  • Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.
  • Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.
  • Растение – рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.
  • Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.
  • Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

3. Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они живут. «Найди пару». (Слайд 16)

Рис
Кенгуру
Скунс
Баобаб
Виктория регия
Пингвин
Австралия
Антарктида
Южная Америка
Евразия
Африка
Северная Америка

Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.

VI. Рефлексия

1.Что мы сегодня изучали на уроке?
2. Закончите предложение.

Сегодня я узнал, что ________________________________________________

У вас на столах жетоны 3-х цветов. Выберите утверждение, соответствующее вашему состоянию на уроке (Слайд 17):

На уроке было интересно, узнал много нового;

На уроке было не очень интересно, много думал о своем;

На уроке было скучно, нового ничего не узнал.

VII. Оценивание

VIII. Домашнее задание

Изучить статью на стр.123-125, составить ребусы с названиями животных и растений. (Слайд 18)

Дополнительная литература:

  1. Большой атлас животных.
  2. Загадки дикой природы. М.: «Росмэн», 2000
  3. Акимушкин И. Причуды природы. Смоленск: «Русич». 1999.
  4. От леопарда до журавля. М.: Оникс. 2000.
  5. Тайны животных. Энциклопедия для детей. 2000.
  6. Я познаю мир «Растения», «Животные».