План-конспект урока по теме "Органы чувств. Зрительный анализатор"

Разделы: Биология


ЦЕЛЬ УРОКА:

Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора; воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию.

ЗАДАЧИ УРОКА

Учебная:

  • расширить и закрепить знания об анализаторах;
  • изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;
  • рассмотреть основные правила гигиены зрения.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;

Развивающая:

  • развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные).

ТИП УРОКА: Комбинированный урок.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: Здоровьесберегающие, информационные технологии обучения; технология проблемного обучения; концентрическая технология развития знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютер.
  • Магнитофон.
  • Разборные модели глаза.
  • Объемная модель головного мозга.

Таблицы: Зрительный анализатор. Схема строения головного мозга.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Творческие задания учащимся:

  • Домашняя работа с толковым словарем, для определим лексического значение слова "глаза".
  • Подбор пословиц, поговорок, высказываний, фраз по теме "Глаза".
  • Плакаты и пояснения по теме: Дальнозоркость. Близорукость.
  • Подбор комплекса упражнений для глаз.

Пособия и раздаточный материал, подготовленные учителем:

  • Таблицы Рабкина для изучения цветового зрения.
  • Карточки с заданиями.
  • Презентация для урока.
  • Рамка с натянутой марлей.
  • Аппликация: Строение глаза.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте уважаемые коллеги. Здравствуйте ребята садитесь. Для работы на уроке нам необходимы не только учебник, тетради и ручки, но и находящийся на ваших столах раздаточный материал, которым вы должны пользоваться только по мере необходимости.

2. Введение в тему (5 мин)

Найти человеку свое место в жизни и познать окружающую природу помогают сенсорные системы или органы чувств. Давайте их назовем.

Предполагаемые ответы детей: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Тема нашего урока - Орган зрения. Зрительный анализатор. Слайд №1

Число, тему и домашнее задание учащиеся записывают в тетради.

Параграф - 52, 53, практическая работа стр. 39. стр. 40

Кто сможет дать определение анализатора?

Предполагаемый ответ: Анализатор - это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

Создание общей схемы СТРОННИЯ АНАЛИЗАТОРА на магнитной доске.

Применимо к Зрительному анализатору мы получим:

Глаза - проводящие пути - затылочная доля коры больших полушарий Слайд №2, Слайд №3

Следовательно, Глаза - это единая система из определенных рецепторов.

"На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку:
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь:"

О чем говорит Маршак?

Предполагаемый ответ: Лексика - вся совокупность слов, словарный запас языка.

Дома я вас просила найти в толковом словаре лексическое обозначение слова ГЛАЗА.

Предполагаемый ответ: Глаза - это орган зрения.

Трудно переоценить как значение зрительного анализатора, так и значение глаз, о которых вы неоднократно слышали, или читали. Прошу вас привести наиболее запомнившиеся вам строки.

Предполагаемые ответы:

- Глаза - это зеркало души

- Как васильки во ржи, цветут в лице глаза (С. Есенин)

- Бегает живо, горит как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз. (Н.Некрасов)

- Со словом ГЛАЗА связано много устойчивых выражений. Например, "с глаз долой" - прочь, "быть на глазах" - на виду, "сделать на глаз" - приблизительно, "глаза на мокром месте" - часто плакать.

" У страха глаза велики" - говорится, когда на самом деле опасность не так велика.

"У семи нянек дитя без глаз" - дело страдает, когда за него отвечает много человек.

"Правда глаза колет" - неприятно слышать правду.

"Глазами кос, а душою прям" - не внешность определяет суть человека.

"В чужом глазу соринку видит, в своём - бревна не замечает" - не всегда мы критично можем оценивать себя.

(Синоним: "Свой глаз алмаз, чужой - стёклышко".)

"В глаза ласкает, а за глаза лает" - лицемерие людей.

3. Изучение нового материала.

Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения, или единой системы из определенных рецепторов.

3.1. Организация самостоятельной работы с карточками. (5 мин)

Вспомогательные системы:

- Брови

- Веки

- Слезный аппарат

Оболочки глаза:

- Белочная (склера)

- Сосудистая

- Сетчатка

Оптическая система:

- Роговица

- Радужка

- Зрачок

- Хрусталик

- Стекловидное тело

Световоспринимающая система:

- Фоторецепторы (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек)

3.2. Демонстрация видеофильма. (3 мин) Видеофрагмент №1

3.3. Самостоятельная работа учащихся с разборными моделями глаза. (3 мин)

3.4. Закрепление (работа с интерактивным пособием) (3 мин) Слайды №4-8

3.5. Эксперимент, показывающий взаимосвязь основных частей анализатора (2 мин.) Цветовой тест (называть цвет слов)

3.6. Демонстрация копий разных художников. Слайды №9-10

3.7. Лабораторная работа по определению: (3 мин)

- массового месторасположения палочек и колбочек;

- цветоощущения. (3 мин)

3.8. Гигиена зрения.

- Сообщение учащегося о причинах близорукости и дальнозоркости.

- Гимнастика для глаз.

4. Подведение итогов, выводы.

5. Выставление и комментирование оценок.

Прослушивание аудиозаписи "Как прекрасен этот мир" Слайд №11

Приложение.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье. // Биология в основной школе: 5-9 классы: программы. - М.: Вентана - Граф, 2008
  2. Демьянков Е.Н. Биология мир человека. Задачи. Дополнительные материалы. М.: Владос, 2004
  3. А.В. Пименов. И.Н. Пименова. Биология человека в вопросах и ответах. Саратов, издательство Добродея, 1997
  4. А.В. Пименов. О.В. Гончаров. Пособие по биологии для поступающих в вузы. М.: издательство Энас, 2001
  5. А.В. Пименов. Презентации к урокам. Саратов. Физико-математический лицей №1. 2009
  6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в двух томах. М.: Мир, 1992
  7. В процессе подготовки к уроку были использованы материалы со следующих сайтов:
  8. http://www.shytok.net/index.php?name=News&op=Article&sid=5137
  9. http://www.excimerclinic.ru/press/eyegimnastika
  10. http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php
  11. http://school-collection.edu.ru/