Урок математики во 2-м классе "Периметр многоугольника"

Разделы: Начальная школа


Место данной темы в разделе: в курсе математики данная тема является логическим продолжением темы «Многоугольники».

УМК: «Начальная школа XXI века», автор учебника В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.

Цель урока: ознакомление учащихся с новым понятием «периметр многоугольника».

Задачи урока на формирование у учащихся УУД:

  1. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  2. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  3. Познавательные: формировать умение находить периметр многоугольника.
  4. Коммуникативные: умение работать в парах, контролировать действия партнёра.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • учебник «Математика. 2 класс», раздаточный материал для учащихся;
  • рабочая тетрадь №1, 2 класс / В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приложение. Слайд 6)

II. Устный счет.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Сегодня новые задания будем выполнять.
Кто хочет получить оценку «5»?
Тогда устный счет пора начинать.

1. Математический диктант.

Работу начинаем по стрелке. (Слайд 7)

-1 слагаемое – 30, 2 слагаемое – 20. Найдите значение суммы.

- Увеличьте 80 на 20.

- К 36 прибавьте 20.

- Найдите сумму чисел 74 и 20.

- Найдите число, которое больше 41 на 20.

- Чему равно значение суммы чисел 32 и 20?

2. Вычитание числа 30 (устная работа). (Слайд 8)

Начинаем работу по стрелке.

3. Решение задачи. (Слайд 9)

Мама купила 5 кг огурцов, 2 кг свёклы и помидоры. Сколько килограммов помидоров купила мама, если масса всех овощей 12 кг?

- Подумайте: какая схема соответствует задаче?

Рисунок 1

- Что обозначают выражения, записанные по условию задачи:

Рисунок 2

- Какие действия нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? Решите задачу по действиям.

III. Актуализация новых знаний.

- Рассмотрите данные на слайде фигуры (у учащихся такие же раздаточные карточки на партах). (Слайд 10)

Рисунок 3

- Что объединяет эти фигуры? (Это многоугольники.)

- Как они называются? (Четырехугольники.)

- Прочитайте записанные на доске задания:

  • измерьте стороны четырехугольника под номером 3;}доска;
  • найдите периметр этого четырёхугольника.

- Какая проблема у вас возникла?

- Чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

- Мы узнаем, что называют периметром и как найти периметр многоугольника. Это и будет являться темой нашего урока.

Физкультурная минутка для глаз. (Слайд 11)

IV. Этап усвоения новых знаний.

Образовательная задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися нового материала.

Учитель приглашает к доске учащихся по очереди.

- Покажите указкой границу каждого данного на доске многоугольника.

При этом учащиеся должны вести указкой по сторонам многоугольника так, чтобы линия, которую пишет конец указки, представляла бы замкнутую ломаную.

- Длина ломаной линии каждого многоугольника является периметром соответствующего многоугольника.

Справочный материал для учителя.

Понятие «периметр многоугольника» не является сложным для учащихся; для многих детей основная трудность состоит в запоминании термина «периметр» и правильном его использовании. Обратим внимание на весьма распространенную терминологическую ошибку, которую допускают не только дети, но и взрослые. Часто мы слышим, как говорят: «Пройдя по периметру двора...» или: «По всему периметру участка посадили кусты смородины». Даже учителя иногда предлагают учащимся «показать» указкой периметр треугольника, «раскрасить» периметр квадрата цветным карандашом. Но периметр – это величина; по ней нельзя пройти, что-то на ней посадить или показать указкой. Периметр можно лишь вычислить, складывая длины всех сторон многоугольника.

Задание. (Слайд 12)

Найти длину маршрута «Дом – школа – магазин» (дети работают в тетрадях).

Проверка. (Слайд 13)

Далее учитель вводит термин «периметр».

- Сумму длин всех сторон многоугольника называют периметром.

- Прочитайте определение периметра в учебнике на с. 67.

Это интересно! (Слайд 14)

Ребята! В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (на доску вывешивается табличка со словами «пире» и «метрос»).

«Пире» – означает «ходить».
«Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой.

(Слайд 15)

Учитель записывает слово «периметр» на доске. Учащиеся по очереди читают это слово, затем записывают его в тетрадь.

Физкультурная минутка. (Слайд 16)

V. Этап первичного закрепления знаний.

Образовательная задача: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий по-новому.

Работа по учебнику с. 68 задание 5 (с последующей проверкой). (Слайды 17-18)

(Решение записывается в тетрадях)

15 + 15 + 15 + 15 = 60 см – периметр платочка.
Ответ: 60 см кружев потребуется.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного.

Образовательная задача: установить правильность и осознанность изученного материала.

Игра «Будь внимателен!» (работа в парах). (Слайд 19)

Я предлагаю вам упорядочить треугольники с помощью чисел, являющихся числовыми значениями их периметров и заполнить таблицу.

- Какое слово получили?

У учеников на столах карточки: 6 8 9 12 13 15 18 12.

- Так, что такое периметр многоугольника?

Самостоятельная работа (по уровням). (Слайды 20-22)

1 группа вычисляет Р треугольника.
2 группа вычисляет Р четырёхугольника.
3 группа вычисляет Р шестиугольника.

- Что такое периметр?

- Как вычислить периметр?

VII. Домашнее задание.

Образовательная задача: обеспечить понимание учащимися содержания и способа выполнения задания.

В тетрадке на печатной основе выполнить задание 98 на с.30

VIII. Этап рефлексии.

Математика, даёт нам,
Для победы трудностей закалку.
Развивает волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручает в трудные моменты.
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Поаплодируем друг другу!

- Что нового узнали на уроке?

- Где применяется знание о периметре в жизни?

Выставление оценок.

Спасибо всем за урок.