Значение семян

Разделы: Биология


Урок проводился в рамках раздела «Общее знакомство с цветковым растением» как закрепительно-обобщающий по теме «Семена и плоды». В связи с тем, что по учебному плану в 6 классе на преподавание биологии отводится один час в неделю, освоение программы при традиционном подходе затруднено, в связи с этим уроки строятся таким образом, чтобы практическая часть была вынесена на самостоятельное или кружковое обучение, а в рамках урока большое внимание уделяется компетентностному подходу и технологии решения изобретательских задач.

Образовательные цели урока:

  • закрепить и углубить имеющиеся знания по теме «Плоды и семена», «Систематика»;
  • ввести понятие «растительная экспансия»;
  • ввести понятие «ареал»;
  • связать окружающие условия и выработавшиеся к ним приспособления распространения плодов.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Семена и плоды»;
  • сформировать понятия о способах распространения плодов и выработке растениями приспособлений к различным способам.

2. Воспитательная:

  • воспитать уважение учащихся к красоте окружающей природы;
  • воспитать положительное отношение к одноклассникам независимо от успешного изучения предмета и ведению уважительной дискуссии.

3. Развивающая:

  • сформировать потребность использования знаний, полученных на одном уроке при изучении другого предмета;
  • заложить основы единого естественно-научного мировоззрения и критического отношения к наблюдаемым фактам и явлениям, умение работать в группе, умение анализировать научный текст.

Оснащение: плоды и семена разных растений, увеличительное стекло, искусственный мех, линейка, рулетка, мультимедийный проектор.

Структура урока.

Этапы урока Содержание работы
Вводный Организационный момент.
Установочный Работа с понятиями «Экспансия», «Вид», «Ареал». Определение функций плодов. Классификация плодов по способу распространения.
Основной 1. Работа в группах. Решение проблемных задач. Проверка истинности собственных предположений. Сообщение о решении проблемы.
2. Работа в группах по следующей проблеме. Сообщение о решении проблемы.
Контролирующий Классификация незнакомых плодов по способу распространения.
Итоговый Оценка интернет-сообщения о распространении растений. Рефлексия.

Содержание и характер деятельности учителей и учащихся на этапах урока.

I. Вопрос учителя о том как ученики понимают тему урока «Растительная экспансия». Обсуждение термина экспансия с привлечением собственного опыта и словаря.

Демонстрация извергающегося вулкана Кракатау и поверхность острова после извержения и через 135 лет после извержения. Обсуждение вопроса о том откуда могли появиться растения. По мере появления идей, ученики прикрепляют к магнитной доске надписи, так чтобы получилась следующая схема:

плоды
ветер животные саморазбрасывание вода
  сочные плоды   плоды легче воды
  плоды-цеплялки    

II. Разделение учащихся на группы. Каждая группа получает коробку с плодами (у всех набор плодов одинаков) и один из следующих вопросов:

  1. Выбрать цепляющиеся плоды, доказать, что их переносят животные, объяснить когда в процессе эволюции (вместе с какими животными) появились эти приспособления.
  2. Выбрать плоды, распространяющиеся при помощи ветра. Доказать, что плоды переносятся именно эти способом. Вспомнить предварительные опыты с дальностью полета крылаток ясеня, клена, липы и объяснить от каких параметров плода и как будет зависеть дальность полета.
  3. Выбрать сочные плоды и объяснить кто и каким образом их переносит. Предположить какие могут возникать проблемы с распространением сочных плодов и как растение их разрешило.

После обсуждения от каждой группы выступает один из учащихся, который отвечает на поставленные вопросы. По первому варианту для доказательства переноса плодов на шерсти животного обычно используется или шерстяная рукавичка или кусочек искусственного меха, на который цепляются различные плоды: лопух большой, череда, репейник (Agrimonia eupatoria), подмаренник цепкий, гравилат, дурнишник обыкновенный (Xanthium strumarium L.). Дети, как правило, сравнивают плоды по тому как легко и быстро они цепляются к шерсти, а затем отцепляются от нее. На основании этих данных они делают вывод о расстоянии на которое могут быть перенесены плоды. Что касается вопроса о времени появления этих приспособлений, все зависит от кругозора учащихся, так как этот материал изучался обзорно (в течение одного часа) в курсе «Окружающий мир». Однако на этом моменте необходимо остановиться, для того чтобы показать развитие живой природы во взаимосвязи всех составляющих – растения, животные, грибы, неживая природа.

По второму варианту дети используют предварительный опыт с полетом крылаток (Приложение 1). Учащиеся высказывают предположения о том, что на дальность полета крылаток влияет: масса семени, площадь «крыла», высота расположения плодов, сила ветра. В том случае, если предлагаются «улучшения» крылаток и есть время и возможность попробовать эти улучшения (мы делали это на кружке ботаники), обсуждается почему природа остановилась на достигнутом и делаются выводы об оптимизации расходов растения на производство плодов и семян и непрерывности эволюции.

Для участников третьей группы в помощь при ответе на вопрос предлагается текст про белок (Приложение 2) и кузнечиков (Приложение 3). Прочитав этот текст дети легко выдвигают предположения об избыточности плодов. Можно задать вопрос о том, что происходит с семенами, имеющими очень твердую семенную оболочку (например персик или абрикос). Дети достаточно легко приходят к выводу о том, что семенная кожура у этих растений не переваривается, а семена пройдя через кишечник животных оказываются не только далеко от материнского растения, но еще и в замечательной питательной среде.

III. Следующая проблема касается механизмов саморазбрасывания плодов. Все ученики нашли саморазбрасывающиеся плоды в коробочках с плодами (недотога, скрученные створки желтой акации). Для обсуждения механизмов «саморазбрасывания» учащиеся в группах используют элемент «мозгового штурма» (технология ТРИЗ). От каждой группы предлагается 1-2 идеи для дальнейшего коллективного обсуждения.

IV. В качестве незнакомых плодов были предложены фотографии плодов с различных интернет-сайтов в виде презентации: кошачья лапка, снежноягодник (возникла дискуссия о способах распространения этих плодов, в результате которой учащиеся пришли к выводу о возможности распространения этих плодов с помощью воды), бодяк полевой, золотарник обыкновенный (золотая розга), пижма (семянки практически без опушения, мелкие и легкие), ива козья, чертополох курчавый, рогоз узколистный, герань луговая, иван-чай, лунник оживающий, ястребинка луговая, клематис, калина, спаржа (ягоды хорошо держатся до заморозков, а после заморозков легко осыпаются), одуванчик, ромашка, ковыль, бешеный огурец, кокосовый орех (распространение с помощью воды), вишня, рябина.

V. В конце урока ученикам было предложено сообщение из новостной ленты одного из веб-сайтов (http://ecoportal.su/view_public.php?id=2780): «Ученые не нашли объяснения размножению некоторых видов растений. Размножение ряда растений поставило американских ботаников и зоологов в тупик. Изучая леса на границе Джорджии и Южной Каролины, ученые обнаружили, что растения, чьи семена не способны переноситься ветром, размножались и заселяли довольно удаленные друг от друга участки. Ученые отмечают, что в процессе эволюции ряд растений выработал особую форму семян, которая помогает им преодолевать большие расстояния с помощью ветра. Например, это относится к семенам ясеня и одуванчика. Однако, изучаемые виды растений относились к бобовым, а их стручки и семена явно тяжелы, что бы ветер смог их перемещать. К изучению странного явления присоединились и зоологи, которые подтвердили, что семена этих растений в нормальных условиях животные и птицы в пищу не употребляют, а поэтому эффект распространения семян с пометом так же исключается». Учащиеся отметили, что семена этих растений относятся к бобовым, следовательно створки боба при высыхании сворачиваются, а семена разлетаются. Так же было высказано мнение о том, что в этом сообщении недостаточно информации (не ясно какой вид бобовых).

Таким образом урок был завершен контролем сформированности общеучебной компетенции – применение полученных знаний для оценки новой информации. Ответы учащихся показали, что все справились с этим заданием.

VI. Рефлексия.

Вопросы:

  1. «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочка, крестик) рядом с тем высказыванием, которое соответствует вашему самоощущению на уроке». (Комфортная, рабочая, напряженная.)
  2. «Как вы оцениваете свои способности в решении проблемных ситуаций на уроке?» (Высокие, средние, низкие.)
  3. «За что бы вы себя похвалили?»
  4. На что бы вы обратили внимание, если бы вам пришлось еще раз изучать эту тему?
  5. Что бы вы хотели изменить или добавить к ходу урока?