Изобразительное искусство и информатика – границы стираются

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


В школьном курсе информатики учащиеся знакомятся с графическим представлением информации и активно изучают назначение и возможности графических редакторов, но больше с технической, чем с художественной стороны. Установить профессиональные программы для обработки графики не позволяют финансовые возможности школы. Тут то и приходит на помощь Microsoft Word. Эта программа обладает гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Конечно, это далеко не лучшая программа для рисования. Но она всегда под рукой и на ее примере можно легко уяснить общие принципы компьютерной графики: автофигуры, группировку, плановость и так далее. В этой программе имеется панель «Рисование», позволяющая создавать векторные рисунки достаточно высокой сложности. Сегодня текстовый редактор Word установлен практически на любом компьютере. И то, что он является не графическим, а текстовым редактором, вовсе не минус, а возможность создавать и распечатывать тексты с самостоятельно созданными иллюстрациями. А еще одним плюсом является то, что мы значительно увеличиваем время (которого так не хватает на уроках информатики!) на практическое изучения темы «Кодирование графической информации» за счет уроков рисования и повышаем интерес к предмету Изобразительное искусство, так как рисовать на компьютере современным детям гораздо интересней, чем на бумаге!

Когда дети освоят графические возможности программы Word, можно закрепить эту тему на уроке изобразительного искусства «Величье рыцарства и блеск Средневековья».

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя, объявление темы урока

– На сегодняшнем уроке мы вспомним все, что изучали ранее. Сегодня мы продолжим говорить о периоде средневековья. А точнее об архитектуре средневековья.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым.
Мне сердце радует их праздничная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века.

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывает мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.
Теофиль Готье

– Вот так мы и назовем наш урок – «Величье рыцарства и блеск средневековья», а будут ли наши работы соответствовать такому красивому названию, посмотрим.

Сегодня мы поговорим об архитектуре средневековья.

III. Рассказ об архитектурных стилях средневековья (сопровождается показом презентации)

Приложение.

В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII вв. утверждается первый общеевропейский стиль – романский. Романская архитектура тяжела и сурова. В то время как более поздняя готическая тянула ввысь, романская словно ставила на колени. «Тяжелым молчанием» назвал ее известный скульптор, прекрасный знаток камня Огюст Роден. Она отличалась оборонительным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Башни сначала делали квадратными в плане, а позже круглыми, для лучшего радиуса обстрела. Постройки отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью и отсутствием украшений.

На смену романскому пришел готический стиль. Иногда его называют стрельчатым, потому что его характерными чертами являются стрельчатая арка, вертикальность композиции и легкость, ажурность образа. Своды опирались не на стены, а на столбы, на каркас, заполненный облегченной кладкой.

Но, пожалуй, одним из интереснейших творений западноевропейских средневековых зодчих был рыцарский замок. Одновременно дом и склад оружия, снаряжения и провианта, конюшня и казарма – замок прежде всего был неприступной крепостью. Естественно, для него выбиралось место, укрепленное самой природой: скала или холм, откуда он, прочно врастая в землю основаниями мощных стен и упираясь в небо шпилями дозорных башен, грозил врагам рядами бойниц. Вход защищали подъемные металлические решетки – герасы. Через ров перекидывался подъемный мост.

IV. Объяснение работы.

Вам предстоит нарисовать рыцарский замок или хотя бы одну или несколько башен, используя графические возможности в текстового редактора Word.

Сделать это можно по-разному: или изобразить только вид спереди (используя инструмент «прямоугольник», «треугольник», «трапеция»),

 

или изобразить замок в объеме (используя инструменты «цилиндр», «куб», а вместо конуса для крыши можно использовать «треугольник», но тогда нижнюю его часть придется закрыть)

Можно создать объемный замок добавив объем к плоским фигурам

 

Главным строительным материалом был камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками, поэтому можно не просто залить подходящим цветом получившийся замок, но и попытаться передать фактуру (способы заливки – текстура ли узор).

Как я уже говорила, замок строили на холме или на скале, поэтому законченную работу мы перенесем на заранее подготовленный пейзаж, а при желании сможем поместить туда же фигурки людей, выполненных на прошлом уроке.

Размер замка и человека отрегулируйте самостоятельно. При необходимости измените цвет элементов. Каким он станет при помещении объекта на задний план? (более прозрачным, однотонным)

V. Самостоятельная работа учащихся.

VI. Анализ работ.

– К какому архитектурному стилю средневековья больше подходят наши замки? Почему?

VII. Итог урока. 

Эту работу можно продолжить и на следующих уроках, когда дети будут изучать средневековые костюмы. А итоговым заданием будет объединение всех фрагментов в единую работу.

То есть учащиеся повторят не только тему «Растровая и векторная графика», но правила работы с файлами.