Урок русского языка в 7-м классе коррекционной школы VIII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели: Обобщить знания учащихся по теме: "Имя существительное. Грамматические признаки имён существительных".

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: Обобщить знания учащихся о грамматических признаках имён существительных, закрепить умение определять эти грамматические признаки.
  • Коррекционно-развивающие: Формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, связно и развёрнуто излагать факты.
  • Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную мотивацию к труду.

Тип урока: Обобщающий

Оборудование: "Рабочие тетради № 2" по русскому языку "Имя существительное", карточки с пословицами, карточки с деформированным текстом, карточки со словами разных частей речи, карточки со словарными словами.

Ход урока

Орг. момент. По цепочке подойти к доске и убрать карточки со словами, которые не являются именами существительными.

(Врач, приземлиться, трудиться, морозный, сердечный, холодно, деревянный, повар, токарь, слесарь, тёплые, доброта, теплоход, швея, каменщик, маляр, злиться, трудовой).

Учитель Учащиеся
Произносит задание, наблюдает за деятельностью детей. Слушают задание, выполняют по цепочке: убирают ненужные карточки.

Вывод:

- Слова какой части речи я просила оставить на доске?

- Как вы выбирали имена существительные?

- Как вы думаете, почему я попросила оставить именно имена существительные?

Учитель Учащиеся
Задаёт вопросы Отвечают на вопросы

Целеполагание.

Давайте вместе поставим цели нашего урока.

Задание: Составьте предложение, используя его начало и наводящий вопрос.

Повторить грамматические признаки (какой части речи?)

Обобщить знания (о какой части речи?)

Учитель Учащиеся
Задаёт вопросы Отвечают на вопросы, составляют предложения.

Словарно-орфографическая работа.

В начале урока мы поработаем со словарными словами, чтобы подготовиться к ближайшему словарному диктанту.

Упражнение "Маленький учитель"

Словарные слова: Гастроном, универмаг, продавец, лекарство, рецепт, тренер, стадион, бассейн, токарь, слесарь, масштаб, хирург.

Учитель Учащиеся
Раздаёт карточки со словарными словами, начинает и регулирует работу детей по хлопку. Работают в парах: диктуют друг другу слова с карточек, затем проверяют каждый сам себя по карточке товарища, затем по команде меняются местами и повторяют работу.

Вывод после выполнения задания.

Фронтальная работа.

- Прочитайте, какие слова вы записали.

- Слова какой части речи вы писали?

- Докажите, что вы записали имена существительные.

- Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом "мастер"

Учитель Учащиеся
Записывает слово на доске.

Слушает рассуждения детей.

Задание: составьте разрезанное предложение, в котором объясняется значение слова "мастер".

- Прочитайте, что получилось?

- Составьте сами предложение со словом "мастер"

- Какое предложение вам больше понравилось, запишите.

- какой частью речи является слово "мастер"? Докажите.

Записывают слово в тетради,

считают количество букв и звуков,

обозначают орфограмму - непроверяемая гласная в корне, ищут слово в орфографическом словаре.

Составляют предложение из индивид. карточек.

Читают предложение.

Составляют устно.

Записывают наиболее понравившееся предложение со словом "мастер".

Устно доказывают

Повторение и обобщение грамматических признаков существительных.

Игра "Одень слово".

Учитель Учащиеся
- Давайте вспомним все грамматические признаки существительных и поиграем в игру "Одень слово". Будем "одевать" слово "мастер".

- А сейчас вы продолжите эту игру самостоятельно по "Рабочим тетрадям". С. 134 № 342 1)

- Вывод: какие грамматические признаки мы определяем у существительных?

- Какие из этих признаков постоянные?

- Какие признаки могут изменяться в слове ?

Записывают слово "мастер" и делают грамматический разбор этого слова.

 

Учащиеся самостоятельно разбирают слова, определяют их грамматические признаки.

Полные ответы учащихся.Фронтальная работа.

Физкультпауза. Упражнения для глаз, для мышц рук, спины.

Продолжение работы

Учитель Учащиеся
- Прочитайте слова на доске "про себя" (слова на карточках остались с начала урока после проведения оргмомента) и выделите из них слова одной смысловой группы. Назовите эту группу, подберите обобщающее слово. (Профессии)

- Продолжите цепочку слов, подберите свой пример.

-Подумайте, как слово "мастер" подходит к нашей смысловой группе?

-Составьте пословицы. К началу пословицы подберите её конец.

- Запишите пословицы, определите род и склонение всех имён существительных, которые там встретятся.

- Проверка по цепочке.

Вывод: род и склонение существительных никогда не изменяются. Чтобы определить склонение, надо определить род.

Ответы на вопросы.

 

 

Работа по индивидуальным карточкам. Чтение и объяснение пословиц.

Выполнение письменного задания.

Делают вывод вместе с учителем.

Выполнение самостоятельной письменной работы.

Учитель Учащиеся
Все вы на уроках СБО учитесь готовить пищу. Что вы приготовили на последнем уроке?

Незнайка тоже хотел приготовить себе винегрет, но пока бежал до кухни, растерял все свои записи и всё перепутал. Ваша задача помочь Незнайке и правильно записать рецепт приготовления винегрета, распределив предложения в нужном порядке.

Выполнение самостоятельной работы.

 

Определяют число и падеж всех существительных.

Винегрет.

  • Сварить картофель, свёклу, морковь, очистить.
  • Нарезать варёные овощи соломкой или кубиками.
  • Добавить солёные огурцы и квашеную капусту.
  • Соль, молотый перец, сахар растереть с растительным маслом.
  • Перед подачей на стол овощи смешать с приготовленным соусом.
  • Уложить винегрет в салатник.
  • Посыпать готовое блюдо зелёным луком и укропом.

Домашнее задание: С.87 упр.114.

Итог урока. Фронтальная беседа.

- Какие грамматические признаки имён существительных вы знаете?

- Какие из них всегда постоянны?

- Какие гр.признаки у существительного могут изменяться?

- Какое новое словарное слово учились писать?

- Кто такой "мастер"?

10. Рефлексия.

- Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

- Какое задание вызвало затруднение? Почему?

Литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 классы: В 2 сборниках. /Под редакцией В.В. Воронковой М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2010г. сборник 1.
  2. Русский язык: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) М.: Просвещение, 2006г.
  3. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку: "Имя существительное" для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) М.: Просвещение, 2005г.