Программа развития классного коллектива "Мы разные, но мы вместе"

Разделы: Классное руководство


Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма.
С этими качествами человек никогда не заблудится в окружающем мире.
|(народная притча).

В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания .Результатами образования, сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование коммуникативной компетенций.

Коммуникативная компетентность - это способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Нет сомнения, что одной из характеристик личности ученика является его коммуникабельность и владение культурой слова, устной и письменной речью и, самое главное гармоничное строение своих отношений с окружающими людьми.

В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся возраст 6-10 лет является самым продуктивным периодом для развития коммуникативных способностей.

Для начальной школы проблема развития коммуникативных умений актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Наиболее благоприятной для формирования коммуникативных навыков, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.

Цель программы:

  • Формирование классного коллектива и создание в нём эмоционально-благоприятной атмосферы общения.
  • Развитие коммуникативной компетенции в свете новых требований к воспитательному и образовательному процессу.

Задачи программы:

  • Организовать работу по дальнейшему сплочению коллектива на основе сотрудничества и коллективного общения.
  • Формировать у детей культуру общения в системе учитель-ученик, ученик-ученик, взрослый- ребёнок.
  • Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативных умений.

Пути реализации программы:

Прогнозируемые результаты:

К концу 4 класса ученики видятся личностью:

  • духовной;
  • активной и инициативной;
  • творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
  • способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
  • способной к саморазвитию, самовоспитанию.
  • свободно владеющей всеми видами общения;
  • коммуникабельной.

К концу 4 класса классный коллектив представляется так:

  • коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
  • коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.

Тематика классных часов

Тема раздела Тема классного часа Содержание
1. "Друг познаётся в беде" 1. Нет друга- ищи, а нашёл- береги

2. От улыбки станет всем светлее

3. Дружба начинается с улыбки

4. Легко ли быть настоящим другом

5. Учимся слышать и слушать другого

6.Старый друг лучше новых двух

7.Составление кластера "Я и мои друзья"

8. Я+ТЫ=МЫ

9.Верность другу, слову и обещанию

10.Вот, что значит настоящий друг

Воспитание у детей чувства товарищества и позитивных межличностных отношений
2. "Учимся общаться" 1. Общение. Умение слушать.

2. Как преодолеть трудности общения?

3. Как я справляюсь со своим гневом?

4. Как я разрешаю конфликты?

5. Полезные привычки

6. Учимся прощать

7. Стремись делать добро

8. Ты не один на свете

9. Волшебные слова

10. Утешение

Развитие духовного здоровья воспитанников и анализ уровня социализации каждого воспитанника в коллективе.
3. "Весёлый этикет" 1. Вежливая просьба

2. В общественном транспорте

3. Приветствия

4. Поведение в кафе

5. Поведение в театре

6. Разговор на улице с незнакомцем

7. Разговор с младшим. Как сильный со слабым

8. Обращение к взрослому знакомому

9. Разговор по телефону

Развитие основ культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения      

Коммуникативные тренинги

Тема Содержание
1. "Комплимент" Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений.

Содержание:

Упражнение "Ах, какой ты молодец - раз!"

Упражнение "Доброта"

Упражнение "Комплимент в диалоге"

Упражнение "Нравится - не нравится"

Упражнение "Комплимент"

2 "Диалог в семье" Формирование понятий "сотрудничество", "согласованность", "семейная атмосфера" и др.; развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого.

Содержание:

Упражнение "Мяч - кому хочу"

Упражнение "Азбука качеств"

Упражнение "Обмен ролями"

Приложение 1 

Приложение 2

Приложение 3

Психологические тренинги

Цель: гармонизация личности ребёнка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

  • познакомить с разными эмоциональными состояниями: злость, обида, интерес.
  • развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения;
  • сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций;
  • развивать у детей навыки самоконтроля.

Тема психологического тренинга

"Волшебная страна чувств"

  • Упражнение "Слуга по имени Злость"
  • Упражнение "Слуга по имени Интерес"
  • Упражнение "Слуга по имени Обида"
  • Упражнение "Слуга по имени Вина"

Работа с родителями

Задачи:

  • формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания младшего школьника;
  • создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям.

Формы работы с родителями:

  • индивидуальные и групповые консультации и беседы;
  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • совместные творческие дела и праздники;
  • информационные уголки для родителей.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ

Название мероприятий

Заседание общешкольного родительского комитета
Организационное родительское собрание по теме "Организация воспитательного процесса в МОУ СОШ №70 и классном коллективе"
Посещение родительским комитетом семей учащихся класса с целью обследования жилищно-бытовых условий.
Проведение родительских собраний, с целью информирования о учебно-воспитательном процессе в классе
Взаимодействие с родительским комитетом
Организация дней открытых дверей, посещение уроков, занятий объединений дополнительного образования родителями.
Организация лекториев и групповых занятий по вопросам воспитания детей:
  • "Поделись секретами воспитания"
  • "Кто учит разговаривать наших детей"
  • "Воспитание словом в семье"
  • "Культура речи ребёнка"
  • "Чтение в жизни ребёнка"
  • "Вежливое общение в семье"
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания детей.
Работа с родителями по предупреждению правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися.
Школа этикета для родителей.
Проведение совместных внеклассных мероприятий
Благоустройство и утепление классной комнаты.
Заседания родительского комитета.
Вовлечение родителей в подготовку и участие в классных и общешкольных мероприятиях: праздниках, экскурсиях, вечерах, походах и т.д.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам обучения и воспитания.
Поощрение родителей учащихся за активное участие в жизни школы и класса
Создание классного портфолио

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1. Физическое и психическое развитие ребенка. Режим дня

2. Умеем ли мы общаться со своими детьми?

3. Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его учебной деятельности

4. "Мы вместе" Собрание по итогам года и планирование работы на следующий

5. Новые стандарты в обучении и воспитании. Как помощь детям адаптироваться к ним.

6. Первые проблемы в общении в подростковом возрасте".

7. Поговорим о способностях. Каждый ребенок уникален по-своему

8. "Ждёт нас что-то новое, ждут нас перемены"

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:

Предмет изучения Методы и приёмы изучения
Педагогическое изучение семьи анкетирование

опрос родителей и учащихся

сочинение "Моя семья"

посещение семей

Самочувствие ребёнка в классном коллективе. Уровень развития классного коллектива социометрия

анкетирование

тест "Оценка отношений ребёнка с классом"

диагностика "Психологический климат в классном коллективе"

наблюдение, беседы

методика "Домик"

Изучение интересов и потребностей учащихся составление карты интересов

анкетирование "Чем я занят в свободное время?"

анкетирование "Изучение мотивации и отношения к учебным предметам".

Изучение уровня воспитанности, личностного роста обучающегося диагностика по самооценке

диагностика "Уровень воспитанности школьников"

составление ученического портфолио

Изучение уровня коммуникативных навыков учащихся анкетирование "Общение"

социометрия "Методика незаконченное предложение"

"Методика столкновения взглядов, позиций"

социометрия

тест "Поймём друг друга"