Психологическая помошь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья созидает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться людям, стремление научиться многому, в том числе стать ответственным, за себя и за других.

В нашей стране свыше полутора тысяч общеобразовательных школ-интернатов, в которых воспитывается около полумиллиона детей. В это число входят интернаты для детей, родители которых временно оставляют детей в этих учреждениях по семейным обстоятельствам, сюда входят интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства.

В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их неполноценную семью. Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечительства в раннем детстве (с рождения до трех лет) попадают в дома-ребенка, а позднее - в детские дома и школы-интернаты.

Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы, до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. в этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Наблюдения и специальные исследования показали, что ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует внимания и отвергает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Особая проблема - феномен "мы" в условиях детского дома. Нами было установлено, что здесь, у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное "мы" - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это важная организующая, эмоционально и нравственно, сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) "мы". Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на "свои" и "чужие", на "мы" и "они". От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем "чужим". Однако внутри своей группы дети, живущие в интернате, чаще всего также обособлены; они могут жестоко обращаться со своими сверстниками или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но прежде всего из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Такие дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" на правонарушение. В школе, куда они ходят учиться; одноклассники из семей выступают в их сознании как "они", что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.

Каждый ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка.

Особая психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно - в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Однако это совсем не то обособление, которое нужно для индивидуальной жизни души: здесь эти дети снова вместе, но без позитивного внимания взрослого; здесь они невидимки и поэтому способны на безрассудные и непредвидимые ими сами поступки. Такое поведение способствует побегам и бродяжничеству.

У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствует бережливость и ответственность. Дисциплинирование таких детей таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Эти дети нуждаются в особом гуманном и профессиональном отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Педагогическая и психологическая помощь должна состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма.

Признание ребенка начинается с раннего возраста: уже в это время он стремится овладеть тем, что одобряется другими людьми. Признание постепенно обретает для человека личностный смысл, что способствует саморазвитию, утверждению индивидуальности, достижениям.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные коррегирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Ребенок с агрессивным поведением приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди детей, имеющих повышенную агрессивность в поведении, чаще встречаются мальчики, чем девочки. И хотя таких детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность группы возрастает.

Многолетний опыт и собственные наблюдения убедили нас в том, что самое трудное в работе с дошкольниками - изменение устойчивых поведенческих реакций. В чем же причина агрессивности детей дошкольного возраста?

Как помочь агрессивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного?

Для устранения причин агрессивного поведения, для снятия внешних проявлений нарушенного развития в течение нескольких лет проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении. На совместных занятиях, мы используем разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей.

Цели нашей совместной работы:

- устранение причин агрессивного поведения;

- снятие внешних проявлений нарушенного развития.

При построении коррекционных занятий учитывется:

- симптоматика (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения);

- отношение ребенка к своему поведению.

Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность. Эта работа строится по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов сказок, при этом ребенку с агрессивным поведением предлагаются роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте и роли агрессивных персонажей. Необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых.

Правила проведения занятий:

- добровольное участие в них детей;

- занятия проводятся 30-35 минут;

- занятия проводятся регулярно, 1 раз в неделю;

- занятия не должны переутомлять детей;

- во время занятий соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Оценка успешности занятий определяется:

  • Диагностика.
  • Беседы.
  • Наблюдения.

Программа по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Детская агрессивность - явление специфическое и отнюдь не неизбежное. Агрессивность является несомненно, отрицательным фактором и выступает признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на уровень психологического благополучия. Данная программа посвящена коррекционной работе с проблемами детской агрессивности и включает в себя мероприятия, направленные на ее профилактику.

В результате прохождения данной программы дети должны иметь представление о причинах и последствиях агрессивного поведения и формы ее проявления, уметь справляться с собственной агрессивностью с помощью приобретенных в процессе занятий умений и навыков. Знать основные определения: агрессивность, чувства, эмоции, саморегуляция, релаксация.

Тематическое планирование

Название темы Всего часов
1. Диагностика 4 часа
2. Чувства и эмоции 3 часа
3. Агрессивность 3 часа
4. Я и конфликты. Мой гнев 2 часа
5. Поддержка и эмпатия 2 часа
6. Дружная группа 2 часа
7. Повторная диагностика 4 часа

Организационно-методический этап.

Цель программы: снижение поведенческой агрессивности у детей, обучение навыкам саморегуляции и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  • Дать возможность каждому ребенку осознать собственные эмоции и их причины.
  • Научить ребенка замечать и выражать свои чувства, научить навыкам самонаблюдения и самоконтроля.
  • Отработать навыки конструктивного поведения, контроля негативных эмоций и приемлемым способам их выражения.

Место программы в психолого-педагогической подготовке детей.

Опыт, который дошкольник приобретает в результате занятий, полученные ими знания о своих индивидуально-психологических особенностях, помогут им более эффективно справляться с негативными эмоциями. Кроме того, в процессе занятий дети получают возможность узнать свои слабые и сильные стороны, учатся лучше понимать себя. На занятиях дается доступный теоретический материал, а также практические упражнения, помогающие им справиться с агрессивностью.

Содержание программы.

Занятие 1. Диагностика. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Цель: оценка эмоциональных реакций, выраженных состояний.

Задача: разобраться в собственном агрессивном поведении, исследовать его и научится приемлемым способам выражения своих эмоций.

Знакомство. Упражнение "Цвет моего настроения", "Поссорились-помирились". Проведение игры "Тух-тиби-дух", "Обзывалки". Отслеживание эмоционального состояния участников. Беседа на тему "Что такое агрессивность?". Анкетирование. Рисуночные тесты "Кактус", "Клякса".

Занятие 2. Чувства и эмоции.

Цель: формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умение контролировать негативные эмоции.

Задачи: показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность агрессивных реакций и умения контролировать себя, познакомить с элементами самоконтроля проявления эмоций.

Приветствие. Упражнение "Цвет моего настроения". "Самоконтроль внешнего проявления эмоций", "Камушек в ботинке". Механизм возникновения эмоций. Беседа на тему "Чувства и эмоции". Отработка механизмов самоконтроля. Медитативное упражнение "Тропический ливень".

Занятие 3. Агрессивность.

Цель: знакомство с агрессивным поведением.

Задача: разобраться в собственном агрессивном поведении, исследовать его и научиться приемлемым способам выражения своих эмоций.

Приветствие. Упражнение "Цвет моего настроения", "Разозлились-одумались", "Поссорились-помирились". Беседа на тему "Что такое агрессивность?". Медитативное упражнение "Улыбка".

Занятие 4. Я и мой гнев.

Цель: формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умение контролировать негативные эмоции.

Задача: показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность агрессивных реакций и умения контролировать себя.

Приветствие. Упражнение "Цвет моего настроения", "Мир глазами агрессивного человека", "Камушек в ботинке". Беседа на тему "Чувства и эмоции". Медиативное упражнение "Тропический ливень".

Занятие 5. Поддержка и эмпатия.

Цель: формирование терпимого отношения к окружающим, навыков эмпатии и взаимной поддержки.

Задача: научиться принятию других людей, сопереживанию и способам эффективной поддержки окружающих.

Приветствие. Упражнение "Цвет моего настроения", "Красный карандаш", "Свечка". Сказка "Сломанная веточка". Отслеживание настроения у детей в конце занятия.

Занятие 6. Дружная группа.

Цель: улучшить взаимоотношения в группе.

Задача: обсудить проблему агрессивного поведения, научиться конструктивным способам общения, выработать правила поведения в группе.

Приветствие "Цвет моего настроения", "Ласковое имя". Упражнение на взаимное доверие и самораскрытие "Аквариум для хорошего человека". Беседа на тему "Агрессия". Выработка групповых правил. Подведение итогов. Обратная связь. Отслеживание настроения у детей в конце занятия.

Занятие 7. Повторная диагностика. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Цель: изучение успешности реализации данной программы.

Задача: проведение повторной диагностики с целью выявления успешности усвоения.

Рисуночные тесты: "Кактус", "Клякса", анкетирование детей.

Фото.

Список литературы.

  1. Алябьева Е. Психогимнастика. ТЦ "Сфера", 2002.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., Генезис, 2006.
  3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. Москва: Смысл, 1997.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Москва: Генезис, 1998.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва, 1990.
  7. Подборка из журналов "Дошкольное воспитание" и "Ребенок в детском саду".