Обучающее изложение "Шляпа-гнездо"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Методическая информация

Тип урока/занятия Групповое занятие по развитию речи.
Цели урока/занятия Учить пересказывать текст; писать изложение.
Задачи урока/занятия коррекционно-образовательные:

развивать связную монологическую речь;

  • учить составлять  простые распространенные предложения;
  • совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи;
  • продолжать учить коллективному пересказу произведений.

- коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе и умение видеть её красоту;
  • закреплять у ребят представление о взаимопомощи, доброте;
  • воспитывать умение слушать ответы своих товарищей;
  • продолжить формирование умения работать группой.

- коррекционно-развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать зрительную память;
  • развивать общую моторику.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия Приобретение (закрепление) навыка написания изложения, закрепление умения пересказывания текста, выработка умения выделять опорные слова.
Необходимое оборудование и материалы Лист бумаги, простой карандаш, тетрадь, ручка для каждого ученика.
Подробный конспект урока/занятия
Мотивация учащихся I. Мотивация учащихся.

Логопед (Л.) Ребята, вы любите гулять в лесу?

Дети (Д.) Да.

Л. Давайте представим себе, что мы птички. Сядем на веточки тихо-тихо, чтобы не помешать другим жителям леса.

Ход и содержание урока/занятия II. Отгадай загадку.

Л. Сегодня мы с вами будем учиться писать изложение. Как вы думаете, что такое изложение? (Ответы детей)

Л. Это устный или письменный пересказ текста. Вы будете излагать текст своими словами. А о чём будет текст, вы сейчас сами отгадаете.

Ношу на голове поля,
Но я вовсе не земля. (шляпа)

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гнездо)

Ковёр зелёный расстелился,
На нём цветочек распустился. (поляна)

На дереве в лукошке
Подрастают крошки. (птенцы)

Летом песенки поёт
И в садах жучков клюёт. (птица)

Л. Молодцы все загадки отгадали правильно.

III. Первичное знакомство с текстом.

Л. Как вы думаете о чём будет рассказ? (ответы детей)

На экране текст изложения. Читает логопед, учащиеся добавляют слова, заменяя картинки.

Л. Вам понравился этот рассказ? А с вами такого не происходило? (ответы детей)

IV. Беседа по тексту.

На экране появляется вопрос. Логопед его читает. Дети отвечают, затем проверяют правильный ответ.

Л. Что однажды мальчик забыл в лесу? (Однажды мальчик забыл в лесу шляпу.)

  • Где валялась шляпа? (Шляпа валялась на поляне.)
  • Кто прилетел на поляну? (На поляну прилетели птички.)
  • Что птичкам очень понравилось? (Птичкам очень понравилась шляпа.)
  • На что была похожа шляпа? (Шляпа была похожа на гнездо.)
  • Для чего нужно было гнездо? (Гнездо нужно было для птенцов.)
  • Где будет уютно птенцам? (Птенцам будет уютно в таком гнезде.)
  • Чем стала шляпа? (Так шляпа стала гнездом.)

Л. Молодцы! Мы с вами восстановили весь текст.

Посмотрите внимательно на текст, кто заметил закономерность построения каждого предложения? (Последнее слово предыдущего предложения является первым для следующего.) Это будет нашей подсказкой.

Логопед ещё раз читает текст.

V. Физминутка

Л. Устали? Сейчас отдонём. Посмотрите, какие красивые шляпы! Они не простые. Шляпы будут мигать друг за другом. Ваша задача быстро переводить взгляд на мигающую шляпу, показывая руками как вы эту шляпу надеваете. Встаньте около парт поудобнее. Приступим.

Л. Посмотрите, какая красивая птичка. Кто знает, как она называется? (дрозд) Дрозд будет летать вокруг своего гнезда, охраняя будущее потомство. Ваша задача внимательно следить глазами за полётом дрозда.

VI. Работа с текстом.

Л. Вы видите схему предложения. Какое предложение здесь спряталось?

Ученики восстанавливают текст по предложению.

  • Мальчик --- шляпа
  • Шляпа --- поляна
  • Поляна --- птички
  • Птички --- шляпа
  • Шляпа --- гнездо
  • Гнездо --- птенцы
  • Птенцы --- шляпа
  • Шляпа --- гнездо

Л. Кто с помощью этих схем сможет восстановить предложения? (ответы детей)

VII. Составление схематического плана.

Л. У каждого на парте лежит лист бумаги и простой карандаш. Сейчас мы вместе нарисуем план будущего изложения (пересказа).

На экране появляются поочерёдно предложения в виде схем. Дети зарисовывают план на листах.

VIII. Повторное чтение целого текста.

Л. Сейчас ещё раз мы вспомним рассказ, после этого приступим к работе.

Далее логопед читает весь текст.

IX. Написание изложения (пересказ).

Л. А теперь приступаем к изложению. Желаю вам успеха!

Далее дети пишут изложение. Если 1 класс, то пересказывают целиком текст.

Проверка и оценивание ЗУНКов X. Проверка и оценивание изложения (пересказа).

Л. Работа выполнена. Кто хочет прочитать своё изложение?

Дети читают изложения или пересказывают (1 класс) текст.

Обсуждение работ учащимися.

Рефлексия деятельности на уроке/занятии XI. Рефлексия.

Л. Понравился наш необычный урок? А что понравилось больше всего? Что бы вы хотели увидеть или услышать на следующем занятии? А что повторить? (ответы детей).

Домашнее задание (если планируется) нет
Дополнительная необходимая информация нет
В помощь учителю/воспитателю
Использованные источники и литература (если имеются) http://z4.foto.rambler.ru/public/iriwa_01/14/2/1-web.jpg - шляпа

http://www.rebetenok.ru/upload/4052.jpg - мальчик

http://o-alyokhin.narod.ru/albums/Yakty-cool/Summer/2000/slides/P07160043.jpg - поляна

http://foto.rambler.ru/public/fig3331/5/896046/896046-web.jpg - птички

http://img-fotki.yandex.ru/get/3100/gerberka526452.0/0_1139_faf28d60_L.jpg - птенцы

http://forum.udmnet.ru/photo/albums/userpics/100007/normal_gnezdo.jpg - гнездо

http://crochetgames.ucoz.ru/_ph/10/2/577745427.jpg - панамки

http://www.bsc-eoc.org/national/images/amronestdl1.jpg - гнездо с голубыми яйцами

А.В.Соболева. "Загадки-смекалки", ООО "Издательство ГНОМ и Д", М.. 2000.

Загадки о птице, поляне - авторские.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Обеспечивается более наглядное и доступное изложение учебного материала.
Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим Целесообразно предыдущее и последующее (работа над ошибками) занятия связать с темой изложения.
Другое нет

Навигатор по Презентации

Цели, задачи дидактического материала Цели: более доступно и наглядно преподнести учебный материал.

Задачи: учитывая возрастные особенности учащихся - более развитое наглядно-образное мышление нежели абстрактно-логическое - использовать наглядность для более глубокого раскрытия темы занятия; а также учитывая возрастные особенности зрительной памяти, на ранних этапах работы над изложением, добиться более высоких результатов.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) 1 слайд. Тема занятия.

2 слайд. Текст загадок с отгадками-картинками. Нажатием на слова "Отгадай загадку" появляется текст загадки. Нажатие на текст загадки появляется отгадка-картинка.

3 слайд. Текст с картинками, заменяющими слова.

4 слайд. Вопросы по тексту. При нажатии на кнопку появляется вопрос к тексту. При последующем нажатии на данную кнопку появляется ответ на заданный вопрос. Аналогично все вопросы и ответы.

5 слайд. Физминутка "Шляпы". При нажатии на управляющую кнопку, начинают мигать шляпки.

6 слайд. Физминутка "Дрозд". При нажатии на управляющую кнопку, дрозд начинает летать вокруг гнезда сначала в одну сторону, затем в другую.

7 слайд. Картинные схемы предложений. При нажатии на кнопку появляется каждая следующая схема предложения.

8 слайд. Графические схемы предложений. При нажатии на кнопку появляется каждая следующая схема предложения.

9 слайд. Текст изложения.

10 слайд. См. 8 слайд.

11 слайд. Ссылки.