"Красота спасет мир". Работа над рассказом В.Драгунского "Девочка на шаре"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

Развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умению ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;

Воспитательная: способность нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.

Оборудование: презентация, работы детей рисунок- портер девочки эквилибристки, толковые словари Ожегова и Даля, фонограмма песенки В.Шаинского "Цирк", тест "Хорошо ли вы знаете произведения В.Драгунского?".

Ход урока

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. А гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Сообщение темы урока.

(Презентация В. Драгунский. "Девочка на шаре". Слайд №1)

- Тема нашего сегодня урока "Красота спасет мир", продолжим работу над произведением В.Драгунского "Девочка на шаре".

На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном.

3. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.

- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

- Какие бывают рассказы? (научные и художественные )

- Какой это рассказ? (художественный)

- Докажите, что художественный. (Есть сюжет и художественный вымысел)

-Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

-А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)

- Кто главный герой рассказа "Девочка на шаре"? (Денис Кораблев)

- Почему в рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?

Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.

(Слайд№2)

Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером? Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: "Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости:"

Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как "Девочка на шаре".

4. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были еще раз прочитать ещё раз внимательно перечитать рассказ и приготовить рисунок - портрет девочки эквилибристки. Чтобы рисунки получились более точными ,нужно было внимательно прочитать отрывок с описанием девочки.

Сейчас мы пойдем в нашу картинную галерею и посмотрим, какие замечательные портреты у вас получились.

-Откроем страницу учебника, найдем в рассказе и зачитаем отрывок - описания девочки на шаре. (зачитывают отрывок)

5. Работа с текстом

А сейчас давайте понаблюдаем какие изменения происходили с главным героем в течение рассказа.

Обратимся к началу рассказа, найдем отрывок о том, как воспринимал цирк Дениска в самый первый раз, когда был совсем маленький?

(А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что подумал, что это они так нарочно делают , для смеху ,ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице:)

Каким видим Дениса?

(радостным, счастливым)

На что Денис обращал внимание, находясь в цирке?

(на оркестр, на дирижера)

Почему Денис мало, что запомнил из посещения циркового представления?

(был маленьким, глупым)

Давайте проследим, что же изменилось с возрастом у Дениса в восприятии цирка? Найдите и зачитайте отрывок, рассказывающий о том, как Денис во второй раз, уже вместе с классом пришел в цирк.

(И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят разные картины, и кругом светло и в середине лежит красный ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели.)

Что же Денису сейчас больше всего понравилось в цирке?

(выступление артиста - жонглера)

Как Денис называет это выступление?

(потеха)

Что значит началась потеха в понимании Дениса?

(стало весело)

Вам было весело, когда читали?

6. Работа с образными выражениями.

Автор использует в своем рассказ образные выражения, которые и делают его смешным.

В рассказе их встречается много. Вы можете объяснить их значение?

Накупили эскимо - : (много купили)

Угодил одной тетеньке в прическу - :(попал мячом)

Не прическа, а нахлобучка - : (взъерошенные волосы)

Смутузим по две порции -:(съедим по две порции)

Засветил прямо в дирижера - : (бросил мяч в дирижера)

- Перечитаем еще раз отрывок о выступлении жонглера? Подумайте, как его нужно прочитать, чтобы передать состояния веселья, потехи? Медленно, спокойным голосом, или читать нужно с ускорением, меняя громкость?

Вы заметили, на сколько чувствительным стал Денис? На что он обращает свое внимание в цирке на этот раз? (запах, стены, картины, Свет, красивый ковер, на потолок, блестящие качели)

Что же больше всего поразило Дениса в цирковом представлении на этот раз? (выступление девочки)

Что в ней было такого особенного? Чем она так поразила Дениса? (своей красотой)

С кем сравнивает Денис девочку? (с Дюймовочкой)

Только ли красотой девочки был сражен Денис? А выступление ему понравилось??

Обратимся еще раз к тексту.

Какая музыка сопровождала выступление девочки?

(Зачитайте строчки.)

Давайте сейчас послушаем музыку, которая сопровождала выступление девочки?

(слушание музыки)

Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске? Он же любил все веселое? (было ощущение сказки)?

Как вы думаете, если бы артист жонглер выступал не до девочки на шаре, а после нее, он понравился бы Денису?

(возможно понравился, но меньше, т.к. Денис был потрясен выступлением девочки, ее красотой)

Антракт.

После выступления девочки объявили антракт, и все побежали в буфет. Мы тоже сделаем антракт и немножко отдохнем.

- Сейчас представим, что мы - цирковые артисты. Продемонстрируем свое выступление под веселую музыку. А для этого давайте вспомним, какие цирковые профессии мы знаем.?

Этот цирковой артист искусно выполняет акробатические упражнения в неустойчивых положениях, не теряя равновесия. Кто это? Эквилибрист.

Этот артист на арене цирка искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. Кто это? Жонглер.

Этот артист представляет вид спорта и циркового искусства. Он исполняет сложные гимнастические упражнения. Кто это? Акробат.

После антракта дальнейшие выступления были интересны Денису?

О чем это говорит?

С кем Денис в следующий раз пошёл в цирк?

Почему Денису захотелось пойти следующий раз в цирк именно с папой?

(Видимо папа для Дениса был лучшим другом. Ему захотелось, чтобы и папа увидел эту девочку)

Можно ли сказать, что папа понимает Дениску? Откуда это видно?

(Поддержал Дениса, разделил его боль - зачитать.)

8. А сейчас вернемся к названию рассказу "Девочка на шаре" - подходящее название для этого рассказа?

- А другие варианты могли бы быть?

("Цирк", "Как я ходил в цирк", "Дениска в цирке".)

- Почему же В.Драгунский выбрал именно это название "Девочка на шаре"?

("Девочка на шаре" - это то конкретно прекрасное ,что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, что стало его мечтой. Поэтому лучше названия, чем "Девочка на шаре", придумать трудно.)

9. Работа с картинами.

Самое время сходить в картинную галерею и посмотреть картину испанского художника Пабло Пикассо "Девочка на шаре".

Рассмотрите картину. Кто эти люди, юноша и девочка?

(Видимо, гимнасты цирка.)?

Эти два человека работают на арене вместе или в отдельных цирковых номерах?

Перед вами еще одна картина.

Портрет Сарры Фермор художника Ивана Вишнякова находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.

Рассмотрите картину.

Как вы думаете, маленькая графиня Сарра могла бы стать девочкой на шаре? Почему?

10. Проверка знаний учащихся по теме. Тест.

Проверка теста.

Итог урока.

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Оценки за работу на уроке :

Всем спасибо за урок. Урок окончен.