Урок-повторение "В гостях у имени существительного". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы “Имя существительное”;

- развивать речь, мышление, умение работать в парах и индивидуально,

орфографическую грамотность;

- воспитывать нравственные качества, повышать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: набор технологических карт для каждого учащегося, заготовка газеты.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

Раим Фархади – узбекский поэт, родившийся в 1942 году. Наверное, поэтому его произведения учат нравственности и доброте. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется “Земные слова”. Найдите на своих партах лист зелёного цвета с текстом стихотворения.

Чтение подготовленными учащимися стихотворения.

Земные слова

На всех языках
Есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.

Кто б ни был,
Любому понятны они.
Слова –
Путеводные наши огни.
Живые. Земные…
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила
Людского родства:
Мир. Дружба. И радость
Высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.

Почему же, ребята, это стихотворение называется “Земные слова”? (Т.к. в нём используются слова, понятные всем людям)

Каким из этих слов поэт отдаёт предпочтение? Что они обозначают? (Добро, любовь, красоту, дружбу, радость, т.е. общечеловеческие нравственные ценности)

Какие слова им противопоставлены?

Что говорит поэт о них? (Должны исчезнуть)

Как вы думаете, о чём же хочет сказать поэт? Какие строчки можно считать главными в стихотворении? (Мы – люди. Мы – дети планеты одной)

Посмотрите ещё раз на “земные” слова и определите, к какой части речи они относятся?

Да, с помощью имён существительных мы можем выражать свои чувства, называть предметы, события и их признаки. Дайте определение имени существительному.

Сегодня мы будем говорить об имени существительном, вспомним всё, что узнали о нем в 6 классе и создадим газету, которая называется “В гостях у имени существительного”.

II. Повторение.

1. Сейчас вы будете работать в парах. Но перед тем, как приступить к выполнению заданий, вы разыграете их. (Разыгрываются карточки с заданиями)

Рассмотрите свои карточки. Это задание вы выполняете в парах, а через 5 минут мы проверим выполнение и занесём результаты в белый лист (технологическая карта), который есть у вас на партах.

2. Самостоятельная работа учащихся. (5 минут)

3. Учащиеся подписывают свои технологические карты.

Коллективная проверка и составление газеты: учащиеся по мере выполнения индивидуальных заданий выходят к доске, проговаривают тему и правило, зачитывают решение задания. Остальные записывают это решение в свои технологические карты. После проверки карточка с заданием прикрепляется на газету.

Технологическая карта

№1. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Вставьте буквы, объясните написание, выделите окончания.

Ехать по площад.., ходить по алле.., возле землянк.., подплыть к пристан.., идти по дорог.. к деревн.., отдыхать в санатори.., побывал в музе.., думал о професси.. .

№2.Мягкий знак после шипящих на конце существительных III склонения.

Распределите по столбикам.

III склонение

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

не Ш склонение

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Плач(?), рож(?), камыш(?), помощ(?), врач(?), тиш(?),из-за туч(?), полноч(?), дрож(?), возле дач(?).

№3. Разносклоняемые имена существительные.

Заполните таблицу, выделите окончания и суффиксы.

Р.п.________________ __________________ ____________________

Д,п.________________ __________________ ____________________

Т,п.________________ __________________ ____________________

П,п.________________ __________________ ____________________

Пламя, время, путь.

№4. Род несклоняемых имён существительных.

Определите род.

Метро, пальто, шимпанзе, пианино, Гоби, кольраби, кофе, тире, жюри, Батуми

Найдите ошибки.

Я люблю читать книги Марк Твена, Стефана Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна и рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе.

№5. Не с существительными.

Определите по лексическому значению слово и запишите его.

1) Грубый, невоспитанный человек (______________), 2) человек, которому не сидится на месте (______________), 3) незнающий человек (________________), 4) недоучившийся человек (_______________), 5) неуклюжий, неловкий человек (________________).

Раскройте скобки.

Пруд (не)широкий, а узкий.

Пруд (не)широкий, а рыбный.

№6. Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Распределите по столбикам.

-чик

__________________
__________________
__________________

-щик

__________________
__________________
__________________

Камен.., водопровод.., барабан.., стеколь.., развед.., рассказ.., бетон.., газет.., пулемёт.., зачин.. .

№7. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

Вставьте пропущенные буквы.

В пр..красный денёч..к расцвёл цветоч..к .

Маленький мальч..к потерял мяч..к .

Веселый грибоч..к забрался под зелёный кусточ..к .

№8. Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

Заполните таблицу.

Части слова О Е
Корень    
Суффикс    
Окончание    

Медвеж..нок, ситц..вый, врач..м, ш..рох, туч..й, ш..пот.

4. Самооценка.

Оцените свои знания по теме “Имя существительное” и поставьте себе отметку за урок.

______________________

III. Подведение итогов и домашнее задание.

Посмотрите, ребята, на газету. В ней собраны все правила, которые вы изучили в теме “Имя существительное”.

Но закончена ли она? Да, в ней не хватает центральной части. (Учитель приклеивает на газету кроссворд).

Это кроссворд. Его вы отгадаете дома, а на следующем уроке мы проверим ваши ответы. Кроме кроссворда вы поработаете с предложением.

Розовый лист с домашним заданием вы найдёте у себя на партах.

Домашнее задание

№1. Решите кроссворд

По горизонтали:

1. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

По вертикали:

2. Имена существительные могут изменятся по … (парта – парты, лист – листья).

3. Назовите род имен существительных: сирота, обжора, забияка, непоседа.

4. Что обозначает имя существительное?

5. Как называются имена существительные, обозначающие имена, клички животных, различные названия?

6. Как называются имена существительные, обозначающие обобщённое название группы предметов?

7. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

8. Как называются имена существительные, которые не изменяются по падежам?

9. Как называется изменение существительных по падежам?

10.Имена существительные относятся к …(парта – стол – окно).

11. Имена существительные могут изменятся по …(зима – зимы – зиме – зиму – зимой – о зиме).

Ключ: существительное.

№2. Вставьте буквы и пропущенные запятые. Произведите синтаксический разбор предложения, дайте характеристику, выполните задания.

Бл..стят на со..нце3 глубок… сугробы скрылись подо льдом больш… реки3 и маленьк… реч..нки. ( _____________).