Литературный турнир для учащихся 5–8-х, 9–11-х классов

Разделы: Русский язык, Литература


Задание № 1. (2 мин.)

Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

  1. ПОДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА …
  2. СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ…
  3. И Я ТАМ БЫЛ…

Ответы:

  1. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.
  2. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  3. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Задание № 2. (3 мин.)

Закончите пословицы.

  1. ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, …
  2. КАК ВОЛКА НИ КОРМИ, …
  3. ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ,…
  4. НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ,…
  5. НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, …

Ответы:

  1. Чем дальше в лес, тем больше дров.
  2. Как волка не корми, он все в лес смотрит.
  3. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  4. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
  5. Не спеши языком, спеши делом.

Задание № 3. (2 мин.)

Дайте полное заглавие сказки о царе Салтане А.С. Пушкина.

Ответ: “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.

Задание № 4: (3 мин.)

Все любят читать сказки. Установи соответствие: кто какую сказку написал.

“Лягушка – путешественница”
“Аленький цветочек”
“Городок в табакерке”
“Серебряное копытце”
“Черная курица”
Ответы:
“Лягушка – путешественница” 
“Аленький цветочек”
“Городок в табакерке” й
“Серебряное копытце”
“Черная курица”
 Владимир Одоевский
 Антоний Погорельский
 Всеволод Гаршин
 Семен Аксаков
 Павел Бажов
:
 Всеволод Гаршин
 Семен Аксаков
 Владимир Одоевский
 Павел Бажов
 Антоний Погорельский

Задание № 5: (1мин.)

Основоположник русской детской поэзии 20 века, автор популярных сказок “Мойдодыр”, “Муха-цокотуха ”, “Айболит” и др. Корней Иванович Чуковский. Но это псевдоним. Назовите настоящее имя и фамилию писателя.

Ответ: Николай Васильевич Корнейчуков

Задание № 6: (1мин.)

Знаменитую сказку “Алиса в Стране Чудес” написал Льюис Кэрролл. Прочитав ее, королева Англии Виктория пришла в восторг и приказала немедленно купить все сочинения Кэрролла. Получив все сочинения Кэрролла, королева испытала удивление и разочарование. Как вы думаете почему?

Ответ: Льюис Кэрролл был математиком и логиком, поэтому основные его труды были посвящены математике.

Задание № 7: (4мин.)

Назовите жанры известных произведений.

  1. А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”
  2. И.С.Тургенев “Русский язык”
  3. А.С. Пушкин “Дубровский”
  4. А.А.Фет “Чудная картина”
  5. М.Ю.Лермонтов “Бородино”
  6. А.С.Пушкин “Полтава”

Ответы:

  1. А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Стихотворение.
  2. И.С.Тургенев “Русский язык”. Стихотворение в прозе.
  3. А.С. Пушкин “Дубровский”. Роман.
  4. А.А.Фет “Чудная картина”. Стихотворение.
  5. М.Ю.Лермонтов “Бородино”. Стихотворение.
  6. А.С.Пушкин “Полтава”. Поэма.

Задание № 8. (3мин.)

Из какого произведения этот отрывок. Напишите полное название, укажите автора Назовите автора этих строк.

Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.

Ответ: М.Ю.Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Задание № 9. (2мин.)

Определите жанр следующего литературного произведения.

Полу-милорд, полу-купец,
полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А.С.Пушкин (на М.С.Воронцова)

Ответ: эпиграмма.

Задание № 10. (5мин.)

Прослушайте фрагменты театральной постановки (Приложение 1, Приложение 2). Что это за произведения, назовите автора.

Ответы:

1. Ю. Олеша “Три толстяка”.
2. Ж.Верн “Пятнадцатилетний капитан”.

Задание № 11: (5 мин.)

Перед вами иллюстрации к известным сказкам (Рисунок 1, 2, 3, 4, 5, 6). К каким сказкам принадлежат эти иллюстрации? Кто автор всех этих иллюстраций?

Ответы:

  1. “Василиса Прекрасная”.
  2. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.
  3. “Царевна Лягушка”.
  4. “Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке”.
  5. “Золотой петушок”.
  6. “Сказка о царе Салтане”.

Автор иллюстраций: художник Иван Яковлевич Билибин.

Литературный турнир. 9–11 класс.

Задание 1.

К каким известным произведениям русских и зарубежных классиков были выполнены эти иллюстрации (Рисунок 7, 8, 9, 10)? Назовите авторов произведений. Какие персонажи изображены на иллюстрациях?

А) “Ромео и Джульетта” (В.Шекспир) – Ромео и Джульетта.
Б) “Дубровский” (А.С.Пушкин) – Маша и Владимир Дубровский.
В) “Преступление и наказание” (Ф.М.Достоевский) – Родион Раскольников.
Г) “Война и мир” (Л.Н.Толстой) – Наташа Ростова, Петя Ростов, Николай Ростов, Соня, Борис.

Время выполнения задания: 4 мин.

Задание 2.

Прослушайте музыкальные фрагменты (Приложение 3, Приложение 4). Откуда эти фрагменты? Как называется? Кто автор? Какое литературное произведение повлияло на создание этой музыки?

1. М.Глинка. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” по поэме А.С.Пушкина.
2. А.П.Бородин. Половецкие танцы из оперы “Князь Игорь” по мотивам одноименного произведения древнерусской литературы.

Время выполнения задания: 3 мин.

Задание 3.

Перед вами отрывки из известнейших произведений русских классиков. Назовите произведение и его автора.

1. “И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит.… Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. Куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.

Ответ: Н.В.Гоголь “Мертвые души”.

2. “Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например... А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука”.

Ответ: И.С.Тургенев “Отцы и дети”.

3. “Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!” 

Ответ: А.С.Пушкин “Капитанская дочка”.

Время выполнения задания: 5 мин.

Задание 4.

Перед вами отрывки из известнейших произведений русских классиков. Их все знают наизусть. Вставьте пропущенные слова. Назовите произведение и его автора.

1. В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в _________
На третье в ночь…

Ответ: “в январе” (А.Пушкин “Евгений Онегин”).

2. Прилег вздремнуть я у _______,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.


Ответ: “у лафета” (М.Лермонтов “Бородино”).

3. Есть женщины в русских селеньях
С _________ важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…

Ответ: “с спокойною” (Н.А.Некрасов “Мороз, Красный Нос”).

Время выполнения задания: 5 мин.

Задание 5.

Перед вами выражения, которые стали “крылатыми”. Мы часто употребляем их в речи. Из каких произведений эти выражения? Назовите автора. Каким героям они принадлежат?

  1. “Любви все возрасты покорны”.
  2. “Счастливые часов не наблюдают”.
  3. “Есть еще порох в пороховницах”.
  4. “Человек – это звучит гордо”.
  5. “Чужая душа потемки”.
  6. “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.
  7. “Рукописи не горят”.
  8. “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.
  9. “Рожденный ползать – летать не может”.
  10. “Быть или не быть”.

Ответы:

  1. Гремин (“Евгений Онегин” А.Пушкин).
  2. Лиза (“Горе от ума” А.С.Грибоедов).
  3. Тарас Бульба (“Тарас Бульба” Н.В.Гоголь).
  4. Сатин (“На дне” М.Горький).
  5. Кабаниха (“Гроза” Н.Островский).
  6. Лис (“Маленький принц” А.Сент-Экзюпери).
  7. Воланд (“Мастер и Маргарита” М.Булгаков).
  8. Эпиграф к комедии “Ревизор” (Н.Гоголь).
  9. Автор (“Песня о Соколе” М.Горький).
  10. Гамлет (“Гамлет” В.Шекспир).

Время выполнения задания: 7 мин.

Задание 6.

Перед вами определения литературных жанров. Назовите их.

1. Эпическое произведение аллегорического и нравоучительного характера, в котором повествование окрашено иронией и в заключении содержит мораль.

Ответ: басня.

2. Вид лирики, произведение торжественного характера, содержащее хвалу человеку или событию.

Ответ: ода.

3. Небольшое лирическое произведение, окрашенное грустными размышлениями, тоской, скорбью.

Ответ: элегия.

4. Легкая развлекательная пьеса бытового содержания, построенная на занимательной, чаще всего, любовной интриге с музыкой, песнями, танцами.

Ответ: водевиль.

Время выполнения задания: 5 мин.

Задание 7.

Презентация с заданиями для учащихся “Памятники Москвы” (Приложение 5)