Классный час-мастерская "Жизнь как чудо!"

Разделы: Классное руководство


Цель – учить бережному отношению к жизни, ценить каждое ее мгновение.

Задачи:
– создать условия для активной творческой деятельности каждого ученика;
– стимулировать самостоятельный поиск нужной информации и оформление ее в оригинальной форме (плакат, стих).

Моделирование классного часа – мастерской (10-й класс).

(Разработка Т. И. Кощеевой).

Учитель: Добрый день, дорогие мои ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами проживем в мастерской, которая называется “Жизнь… (продолжите, пожалуйста. Ребята предлагают разные варианты: прекрасна, неповторима, как песня, … ) как чудо!

Выразите отношение к теме словом, междометием, фразой, предложением. “Ух, ты! Интересно! Вау! Сюрприз для нас….”. Учитель открывает доску, на которой написано:

“Есть только два способа прожить свою жизнь.
Первый – так, как будто чудес не бывает.
Второй – так, как будто все на свете чудо!”

Как вы думаете, кто мог сказать эти слова? (Поэт, мечтатель, лирик, влюбленный…)

А сказал эти слова Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, один из основателей современной физики.

Кто считает, что чудес на свете не бывает?

А кто думает, что все на свете чудо? Ребята, разве не чудо, что наступила весна, солнце светит, все расцветает. Я иду в школу, глубоко вдыхаю воздух и думаю: “Какое счастье на свете жить!”

Приведите примеры ваших чудес жизни.

Послушайте стихи Валентина Берестова о чудесах жизни:

“Это чудо жизни,
Этот нежный взгляд
Встретил я впервые
Много лет назад.
Встретил на уроке
В пятом классе “А”
И решил: “Стрельцова спятила с ума!”

“Привычный круг, привычная работа
Жизнь без чудес. К ним даже вкус исчез.
Живешь, и вдруг тебя полюбит кто-то.
За что? Про что? Вот чудо из чудес”.

А разве не чудо, ребята, что мы дышим, видим, ходим?

Чудеса связаны со счастьем. А счастье не зависит от материального благополучия. Наполеон достиг всего, к чему стремятся люди – славы, власти и богатства, но он сказал, находясь на острове Св. Елены: “В моей жизни никогда не было хотя бы шести счастливых дней”. Однако слепоглухонемая Элен Келлер утверждала: “Моя жизнь прекрасна!” Вы, наверное, не поверите, что даже мытье посуды в кухонной раковине может вызывать состояние счастья. Если вам интересно узнать об этом, прочитайте книгу “Я хотела видеть”, ее написала Боргильд Даль. Эта женщина была слепой 50 лет – “У меня был только один глаз, и он был весь покрыт рубцами. Я могла видеть только сквозь крошечное отверстие в левой части глаза”. Боргильд Даль не позволяла жалеть себя. Она стала бакалавром искусств Миннесотского университета, стала профессором журналистики и литературы, преподавала в течение 13 лет. Когда ей было 52 года, после операции она стала видеть в 40 раз лучше, чем раньше. Сейчас перед ней открылся удивительно прекрасный мир. Вот что она пишет: "Я играю с белой мыльной пеной в миске для мытья посуды, я погружаю руки и набираю пригоршню крошечных мыльных пузырьков и рассматриваю их при ярком свете и в каждом различаю переливающиеся цвета маленькой радуги”.

Вот вам, ребята, пример того, что нужно ценить каждый момент жизни, и благодарить судьбу за то, что мы видим, слышим и ходим.

Напишите, пожалуйста, слово

Ж
И
З
Н
Ь

Выберите понравившуюся букву и напишите новое слово, связанное со словом “жизнь”. (Ж – жизнь, живой, жучок, желание, живопись, жалость, жестокость, жизнедеятельность, игра, жадность

И – интересная, искусство, интеллект, идея, идеология

З – знания, загадочная, здоровье, зима, закат, заря, золотой, “Зенит”, земля, золото, звезда, здравие, зло, злорадство, забота

Н – непредсказуемая, необычная, новизна, наука, новости, надежда, ненависть, неизбежность, нравственность, нелепость, народ, непобедимость.

Вспомните пословицы, поговорки, афоризмы о жизни. Ребята называют несколько пословиц. Затем учитель раздает пословицы, афоризмы о жизни. (Приложение 1) Ребята работают в группах (4 группы). Выберите одну или несколько пословиц, афоризмов о жизни, которые чем-то вас “зацепили”, понравились и запишите их. Ребята зачитывают выбранные пословицы.

А сейчас попробуйте дать определение жизни. Выразите это словами и рисунком. Что такое жизнь? Работа в группах.

Социализация. Каждая группа презентует и объясняет продукт своего творения.

1-я группа – Жизнь – это счастье и радость, это прекрасные моменты, сны, стремление и преодоление преград. Это дар природы, счастье иметь кого-то родного…Это река, которая всегда движется вперед. Рисунок в ярких тонах: голубая речка, зеленая травка, улыбающееся солнце, цветочки, улыбки…

2-я группа – Жизнь, как река – обратно не течет; все, что совершается – невозвратимо.

Рисунок очень трогательный: бросаем зернышко в землю, появляется росток, затем бутон, расцветает цветок, он радуется жизни, радует нас, но затем он увядает и в конце концов умирает. Так и в жизни: рождается ребенок, растет, заканчивает школу, получает образование, работает, но все в жизни не вечно…

3-я группа – Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни.

На рисунке счастливая семья.

4-я группа (мальчики) – Жизнь – это борьба. На рисунке мужчины с автоматами.

А сейчас послушайте статью из газеты (“Мир новостей” 12 февраля 2008 г. № 8 (738) Она называется “Живописец без кистей”: “24-летний Юрий Репин пишет свои картины без кистей. Не тех, что продаются в любом магазине канцтоваров. У парня нет рук.

Юрий Репин никогда не мог сидеть сложа руки. Тем более что складывать парню, в общем-то нечего. Юрий родился с тяжелой патологией – у него нет обеих кистей. Но, несмотря на это, он всю жизнь доказывает себе и окружающим, что понятие “люди с ограниченными возможностями” не более чем штамп….История этого парня удивительна, как и он сам. Еще в специализированной школе для инвалидов Юрий понял, что за счастье ему придется побороться. Не проявишь характер – не добьешься ничего в жизни. А это значит, что придется всю жизнь существовать на подачки от государства и коротать вечера в каком-нибудь приюте. “Нет уж, дудки”, – подумал он. Сначала надо было получить достойное образование. Представьте, как нелегко было нашему герою. Элементарный навык письма он осваивал не один год. Сейчас он ловко зажимает ручку между локтями и пишет не хуже, чем мы с вами. А еще Юрий с детства мечтал рисовать. Физическое увечье компенсировалось талантом художника. …Он успешно окончил школу-интернат, поступил в профессиональное училище на специальность “ художник миниатюрной живописи”. … Месяцы тренировок, и он стал расписывать предметы не только красивее, но и в четыре раза быстрее всех. …Когда лицей получил приглашение участвовать во всероссийском конкурсе по росписи посуды, честь учебного заведения поехал отстаивать в Томск Юрий Репин. Члены жюри единогласно присудили ему 2 место.

Но почивать на лаврах ему было некогда. К увлечениям Юрия прибавилось еще одно – компьютер, с которым сейчас он на “ты”. Друзьями жизнь тоже не обделила нашего героя. Да и любовь пришла к нему. Первая красавица училища и парень-инвалид, всем на удивление, стали встречаться, а затем и жить вместе. Они неразлучны уже 3 года. Зоя сейчас учится в академии на менеджера, а Юра – в университете на дизайнера.

Вот такая, ребята, статья. Как вы думаете, о чем она?

(Человек не сломился, живет и радуется жизни. Разве это не чудо? )

А вот другой пример. Эту статью написала ваша ровесница, ученица Вятской гуманитарной гимназии. Статья называется “Как жаль”. (Приложение 2) А как вы могли бы продолжить эту фразу “Как жаль…”.

Вот 2 статьи о разном отношении к жизни. Можно быть калекой и радоваться каждому мгновению жизни, а можно не замечать красоты вокруг себя.

А сейчас поработайте со статьей академика Д.С.Лихачева “Самая большая ценность – жизнь” (Приложение 3).

Запишите понравившиеся мысли о жизни.

Зачитайте. (Жизнь – это прежде всего дыхание … “Душно” бывает в доме, “душно” и в нравственной жизни. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Самая большая ценность в мире – жизнь. Мы встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно просто творить добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя.

Самая большая ценность – это жизнь, а она бесконечно глубока. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Жизнь надо прожить с достоинством. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая. Своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем и в будущем …)

Напишите стихотворение в стиле синквейн.

Жизнь
Какая? 2 прилагательных
Что делает? 3 глагола
Предл., оценивающее жизнь  
Синоним слова “жизнь”
 Жизнь
 Неповторимая, прекрасная
 Учит, помогает, наставляет
 Жить надо здесь и сейчас
 Чудо

Прочитайте свои стихи.

А сейчас давайте запишем последнее слово в ваших стихах, которое ассоциируется со словом “жизнь”. (Полет, восторг, драгоценность, загадка, чудо, неизбежность, игра, неожиданность, действительность, любовь, свобода, судьба). Вот что такое жизнь! Жизнь коротка и нужно ценить каждое мгновение жизни.

Дай вам бог прожить долгую счастливую жизнь. Вам сейчас 16 лет. Я думаю, что вам есть, за что благодарить жизнь.

Закончите предложение “Я благодарю жизнь за…” (…за то, что я живу; … за то, что у меня такие прекрасные родители; …за то, что я учусь в этой школе; … за то, что у меня много друзей; … за то, что у меня есть любимый человек; … за то, что я такая; … ).

А я благодарю вас за эти минуты, ваши мысли, откровения, высказывания.

Что было интересно (важно) для вас сегодня? (Посмотрел на жизнь другими глазами. Поняла, что чудеса рядом, нужно только их увидеть. Не заметила, как “пролетел” классный час – было очень интересно. Понравилось сочинять стих. Узнала столько новых высказываний о жизни. Впечатлил рассказ о живописце без кистей. Нравилось работать с текстом и находить высказывания о жизни. Мне понравилось сочинять определение жизни и изображать это в рисунке. Задумалась о том, правильно ли я всегда поступаю. Благодарю вас за этот классный час.)

Шаги мастерской.

Первый шаг мастерской – “индукция” (“наведение”). Системообразующим элементом мастерской является проблемный вопрос “Кто считает, что чудес на свете не бывает? А кто считает, что все на свете чудо?” Вопросы заставили ребят задуматься, взволновали их, создали эмоциональный настрой, включили подсознание, область чувств каждого ученика, создали личное отношение к предмету обсуждения.

Второй шаг – “самоконструкция” – индивидуальное создание гипотезы: “Приведите ваши примеры чудес жизни”. Работа со словом “жизнь”, выстраивание ассоциативного строя.

Третий шаг – “социоконструкция” – групповая работа. Работа с пословицами, афоризмами о жизни. Ученики свободны в выборе; каждая группа зачитывает выбранные афоризмы и аргументирует свой выбор. Затем группы создают свой “продукт” – объяснение словами и в рисунке слова “жизнь”.

Четвертый шаг – “социализация” – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, “подано” всем; все мнения должны быть услышаны, все гипотезы – рассмотрены. Социализация – это сравнение своего проекта с другими в ходе общения, афиширования, т. е. вывешивания проектов. Социализация может быть групповой или индивидуальной.

Пятый шаг – “разрыв”. Учитель зачитывает статью “Живописец без кистей” из газеты “Мир новостей”. Происходит внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему “Как можем мы, здоровые физически, жаловаться на жизнь, не ценить ее?” Ребята осознают неполноту или несоответствие своего старого знания новому. Ученики самостоятельно работают со статьей Дмитрия Лихачева “Самая большая ценность – жизнь”. Они углубляются в проблему, ищут ответы на свои вопросы о жизни.

Шестой шаг – “рефлексия” – отражение чувств, ощущений, возникших у школьников в ходе мастерской. Ребята сочиняют стих о жизни в стиле “синквейн”, затем говорят о том, за что они ей благодарны. Они рассказывают о своих чувствах, ощущениях, которые возникли у них в процессе работы. Дети учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Происходит тренировка способности самопознания и самокоррекции.

“Я мыслю – значит, я существую”, – утверждал французский философ Декарт. “Я познаю, чувствую – значит, я существую”, – хочется сказать после “проживания” этой мастерской, которая была событием в школьной жизни моего класса. Прекрасно, что такое событие было!

Использованная литература:

  1. В. Берестов “Школьная лирика” (Стихи. Москва, “Детская литература”, 1981.
  2. Газета “Мир новостей”, 12 февраля 2008 г. № 8 (738).
  3. Журнал “Классный руководитель” № 1, 2007.
  4. Д.С.Лихачев “Письма о добром и прекрасном”, Москва “Детская литература” 1989.
  5. “Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья!” Москва – Киров, 2002.
  6. Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова “Современный урок”, часть 5, Издательство “Учитель”, 2007.