Работа над проектом в общеобразовательной школе

Разделы: Иностранные языки


Работа над проектом является звеном в цепи уроков и решает наряду с тактическими задачами задачи стратегического плана. Она позволяет учащимся самостоятельно искать, анализировать и обобщать необходимую информацию. Основная цель обучения – формирование креативного и критического мышления, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике. Группа обучающихся, состоящая из трех и более человек, работает успешнее и активнее, решая поставленные задачи.

Учебный проект, как часть учебного процесса, является конечным продуктом в серии уроков горизонтального ряда. В этом случае проект должен представлять собой законченное произведение, построенное в соответствии с определенными требованиями, вытекающими из целей, содержания и технологии обучения иностранному языку. Каждый проект через решение конкретных задач должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей.

Начальная стадия работы над тематическим проектом играет очень важную роль и определяет конечный результат. Тема проекта должна быть предельно ясна учащимся. Это значит: четко определена задача (какую информацию получить, что нужно уточнить, выбрать, доказать). Учащиеся должны знать, что от них требуется, что они должны сделать, так как выполнение задания обеспечивается конкретным языковым материалом (слова, словосочетания), усваиваемыми или усвоенными.

Групповая работа над проектом способствует формированию у обучаемых ответственности за выполнение задания, аккуратности и добросовестности, а также помогает воспитывать у обучающихся внимательное отношение к “собеседникам в общении”, формированию инициативности, желание выполнить задание. Языковой и речевой материал в этом случае мотивированно и активно употребляется в речи. При работе над проектом следует учитывать речевой опыт обучающихся, расширять его.

В настоящее время имеется большое количество УМК, в разработке которых имеются задания, позволяющие создавать и стимулировать атмосферу исследовательского поиска разной степени глубины при работе над проектом. Целью этого поиска является расширение знаний по заданной теме, получение информации, связанной с жизнью, т. е. учащиеся должны научиться видеть действительность за лингвистической (языковой) информацией, т.е. уметь работать с иноязычным текстом.

УМК “Английский язык нового тысячелетия “New Millennium English”. Учебник английского языка для общеобразовательных учреждений”, авторы: Н. Н. Деревянко и др. включает разработку проекта в конце каждой темы, дает алгоритм подготовительной работы в группе, используя принцип от простого к сложному.

Обычно работа по теме включает 8 уроков, связанных с определенным языковым материалом:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики по конкретной теме;
  • учить воспринимать на слух монологический и диалогический тексты;
  • учить вести беседу по конкретной теме;
  • систематизировать знания учащихся об определенном грамматическом явлении;
  • учить учащихся читать текст с извлечением информации, полным пониманием содержания текста;
  • учить выражать свое мнение по полученной информации и так далее.

Например, работа по теме 9: “Town and village” (“Город и село”) с целью защитить проект начинается с введения в тему урока, то есть знакомством с материалом в учебнике “New Millennium English”, 5, стр. 88–97. Краткий просмотр лексико-грамматического материала, снабженный красочными иллюстрациями, дает ученикам возможность познакомиться с этапами работы над темой. Особое внимание уделяется формулировке домашнего задания каждого урока. Подтема первого урока включает вопрос “Где ты живешь?”. Домашнее задание сформулировано следующим образом: “Нарисуй карту своего города, напиши название улиц. Есть ли интересные названия улиц в твоем городе?”

Рассказ о “Музее мадам Тюссо” позволяет обратить внимание на достопримечательности (музеи) города, в котором мы живем, сюда же относятся микротексты о достопримечательностях Лондона, прочитать письмо и закончить его описанием праздника города. Красной нитью проходит грамматический материал “Степени сравнения прилагательных”. После контроля усвоения лексико-грамматического материала по теме обучающиеся знакомятся с алгоритмом работы над проектом по теме:

  • сообщается название проекта “Книга рекордов”, где сравниваются рекорды и достижения и план работы:
    a) люди,
    b) события,
    c) достопримечательности,
    d)мои достижения,
  • задания:
    a) прочитай, чему могут быть посвящены странички Книги рекордов, выбери понравившуюся страницу;
    b) собери фотографии, открытки, рисунки, подходящие к твоей странице;
    c) в группе вместе с одноклассниками обсудите, что вы хотите поместить на страницу, придумайте надписи и заголовки, подумайте как рассказать об этом всему классу;
    d) оформите страницу либо на большом листе бумаги, либо сделайте презентацию и представьте ее классу;
    e) найдите на странице место для сообщений о своих собственных рекордах. Прикрепите свои фотографии и рисунки. Напишите и расскажите о своих успехах.

При подготовке к защите проекта были сформированы рабочие группы; проанализированы страницы из Книги рекордов и выбрана тема, подобран необходимый материал, проанализирован и составлен текст проекта (краткая информация о рекорде, замечательном событии, человеке), обоснование выбранной темы проекта. На основании подготовленных материалов проекта можно было создать мультимедийную презентацию.

Проект оценивается по номинациям:

  1. Эстетика оформления проекта,
  2. Речевое оформление проекта,
  3. Артистизм участников, защищающих проект.

По первому пункту была выбрана страница People с предисловием “The Guinness Book of Records”.

The GBR is an interesting book. We can find useful scientific information in nt. The idea of the book came from the Chairman of the Guinness Company. Mr. Guinness asked brothers Ross and Norris McWhirter to write a book of records. It became a best-seller, and the McWhirters continued to produce it each year.

The Guiness Book of Records appear with the latest information on the tallest, the lightest, the most successful and anything or anybody else that in unique in the world.

The book itself is a record breaker. It was published in 1955 for the first time and has sold more copies than any other book.

Далее каждый участник сравнивает свои достижения и сообщает о своих собственных рекордах, отвечая на вопросы лидера группы:

1. Who is the tallest in our group?

2. Who is the youngest teacher in our school?

3. Who is the best dancer/singer?

4. Who has got a lot of cats?

5. Who has got a smallest pet?

6. Who has got a longest/shortest hair?

7. Whose birthday is the first?

8. Who has got the largest family?

9. Who is the best in Maths/English?

10. Who has got the heaviest schoolbag?

Подведение итогов – развернутое монологическое высказывание по теме на основе ответов на вопросы.

Оформление проекта – это новая организация учебного труда, где все работают над одной общей проблемой. В процессе этой работы формируется учебное сотрудничество, так как каждый ученик отвечает за общие результаты при выполнении проекта, так как в работе ученик является активным субъектом деятельности.

Таким образом, урок, проведенный как защита проекта позволяет реализовывать личностно – ориентированный подход к обучению и создать условия для активного развития личности.

Литература:

  1. New Millennium English, 5. Student’s book. Авторы: Н. Н. Деревянко, С. В. Жаворонкова и др. Обнинск: Титул, 2010.
  2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя – М. Аркти, 2003.