Обучение грамоте по УМК "Перспектива", 1-й урок по теме " Согласный звук (ч). Буква "Ч, ч"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока (предметная):

– познакомить со звуком ч и буквой Чч;

– формировать представлений о многозначности слов (глаголов);

– знакомить с правилом ЧА– ЧУ;

– развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать связную речь;

– воспитывать бережное отношение к времени.

Планируемый результат: знать характеристику звука Ч, уметь находить в тексте слова с буквой Чч , выделять и применять в словах правило ЧА,ЧУ.

Ход урока

Этап урока, технология

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Цель, УУД, формирующиеся на данном этапе

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности

Технология – Индукция

(На доске):

Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

Р.Сэф

– Для чего я взяла этот эпиграф?

– На уроке должны многому научиться, а значит, нам не будет скучно

Цель: активизировать уч-ся; создать психологический настрой

УУД:

Регулятивные – волевая саморегуляция

Личностные – смыслообразование

Коммуникативные – планирование учебной деятельности с учителем и сверстниками

Познавательные – умение строить высказывание

Результат: положительная мотивация на урок

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их
2. Актуализация знаний

Технология – рефлексия

– У вас на столах лежат карточки с буквами. Нужно разделить буквы на 2 группы. На верхней строке напечатайте буквы звонких согласных звуков, на нижней строке – буквы глухих согласных звуков.

Карточка для учащегося _________________

МБНШЙПРТЛ

Проверка:

– Что объединяет все эти буквы?

– Назовите глухие звуки, звонкие

– Оцените свою работу. (На данном уроке дети выбрали критерий правильности букв по звонкости– глухости звуков)

Цель: организовать актуализацию имеющихся знаний, мотивировать к пробному учебному действию (надо-могу-хочу)

УУД:

Познавательные – умение структурировать знания

Регулятивные – прогнозирование, коррекция

Личностные – самоопределение

Работа с информацией, контроль, участие в обсуждении проблемы, формулирование собственного мнения
3. Изучение нового материала

Технология – самоконструкция, социоконструкция, социализация

Проблемное обучение, технология критического мышления

Афиширование

Вхождение в тему.

– Отгадайте загадку:

Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь-
Он в коричневой рубашке
Ушки - блюдца нараспашку. (Чебурашка)

– Почему он к нам пришёл на этот урок? (первый звук Ч)

– Цель нашего урока – изучить новую букву Чч, узнать новые правила, связанные с буквой и научится характеризовать звук, обозначающий букву Ч

Открытие нового знания

– Произнесём звук Ч и определим, какой он?

(на доске появляется “кластер”:

Согласный
Мягкий)

Проблема:

– А бывает ли этот звук твёрдым?

– Звук Ч обозначается на письме буквой Ч.

(показ)

Творческое задание: (пропедевтическое создание учащимися соб. проектов)

– На что похожа буква?

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Индивидуальное задание:

– У каждого на парте пластилин, семена растений и крупа. Попробуйте изобразить нашу сегодняшнюю гостью из данных материалов.

(выступления детей со своими работами– афиширование)

На дом: попробуйте составить проект “Спрячь букву Ч в любой предмет (по желанию)

Чтение слогов с новой буквой:

Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд. Друзья,
Сможем мы прочесть слова.

ЧА – с радостью
ЧО – с удивлением
ЧУ – пропеть
ЧЕ – с грустью
ЧИ – с вопросом

Проблема: Почему я написала слог ЧА с буквой А, ЧУ – с У?

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Однажды буквы Я,Ю,А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитали и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже всё обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю всё никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая. Обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего дома, видит –Ю и Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе.

– Подумаешь, обиделась!– сказала Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

– А вот и обойдусь!– сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Правило: ЧА пиши с буквой А

Чу пиши с буквой У

Цель: познакомить с новой буквой, научить характеризовать звук Ч

УУД:

Познавательные – структуирование знаний. Умение строить высказывания

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование

Личностные – смыслообразование

Работа с информацией,

Участие в обсуждении проблемы, формулирование собственного мнения и аргументирование.

Проявление творческих способностей.

Запоминание правила написания ЧА, ЧУ

4.Первичное закрепление изученного

Технология развивающего обучения

Групповая работа

Здоровьесберегающие технологии

Старуха Шапокляк решила навредить нам, но мы справимся с заданием: (даётся алгоритм:
  1. Исправить ошибки
  2. Проверить
  3. Составить пословицу.)

Чяс вьремя патехи делу

– Как понимаете пословицу? (Делу – время, потехе – час.)

Работа над лексическим значением слов.

– Как понимаете значения слов:

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

(Результат – многие глаголы имеют много значений, эти слова называются многозначными)

Воспитательный момент о бережном отношении ко времени.

Физминутка про часы.

Тик-так, Тик-так-
Все часы идут вот так: тик-так.
(наклоните голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, так-так, тик-так. (Раскачиваемся в такт маятника)
Налево – раз, направо – два.
Мы тоже можем так.
Ноги вместе. Руки на поясе.
Тик-так, тик– так.

Цель: научиться исправлять ошибки, писать правильно и аргументировать, применять на практике полученные знания

УУД:

Познавательные – рефлексия деятельности, структурирование знаний

Коммуникативные – умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

Регулятивные – планировани

Личностные – смыслообразование. Нравственно-эстетическое оценивание

Применение на практике знания правила ЧА,ЧУ.

Составление пословицы и раскрытие смысла

Умение бережного отношения ко времени

Раскрытие многозначности глаголов

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рефлексия

(Отгадывание кроссворда)

Ч_ _ _А – речная птица
Ч_ _ _ _ _А – детская игра
ПА_ _ _ _К – часть руки
Н_ _ Ь – время суток
Ч_ _ _ _ К – головной убор младенца
У_ _ _ _ А – плавающая птица
(проверка с проговариванием правил написания, на экране правильное решение)

Цель: организовать самостоятельное выполнение на новый способ действия, соотнесения работы с эталоном для самопроверки

УУД:

Регулятивные – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция

Познавательные – структурирование знаний

Применение знаний на практике
6.Включение в систему знаний и повторение

Разрыв

– Чебурашка написал письмо крокодилу Гене о проведённом лете.

(Работа по алгоритму)

– Прочитать текст.

– Найти все слова с буквой Ч.

– Найти в тексте и объяснить написание слов

Калачики и калачики.

– Найти слова с новым правиломЧА,ЧУ

Дорогой Гена!

Я отдыхал летом в деревне Калачики. Каждое утро купался в речке и грелся на песочке. Лучики солнышка ласкали меня своим теплом. Днём ходил в лес собирать чернику. Вокруг прыгали зайчики, скакали белочки и бегали лисички. А вечером я пил чай с калачиками.

Цель: Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действий, организовать повторение учебного содержания

УУД:

Регулятивные – прогнозирование

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работа по алгоритму

7. Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия

– С какой буквой познакомились?

– Чему научились?

– Какие учебные действия развивали?

– Понравился ли урок?

– Вы получаете лучики солнышка за хорошую работу (лучики радости, добра, надежды, любви, нежности, успеха, оптимизма, удачи, здоровья, счастья…)

Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, выявить затруднения

УУД:

Познавательные – структурирование знаний, оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные – умение выражать свои мысли

Регулятивные – саморегуляция, оценка, прогнозирование

Оценить собственную деятельность на уроке:

ЗНАЮ, МОГУ, ЗАПОМНИЛ