Обучение сочинению-рассуждению по плану-алгоритму

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающая: формировать умения анализировать прочитанный и прослушанный тексты, аргументировать свою точку зрения.
  • Развивающая: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением - рассуждением.
  • Коммуникативная: формировать у учащихся коммуникативную языковую компетенцию.
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину.

Оборудование: тексты из художественной и публицистичекой литературы, тексты сочинений, памятки - алгоритмы, схемы - аргументации.

Ход урока

Слово учителя.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над типичными ошибками при написании сочинения - рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку.

-Дома вы должны были прочитать текст и выполнить задания к нему. Давайте проверим, насколько каждый из вас понял текст.(Приложение №1)

Проверка домашнего задания.

Учитель. О чём этот текст?

Ученики. - О рядовом Федосееве

-О том, как Федосеев получил возможность побывать в Москве.

- О военной Москве.

Учитель. Какие проблемы затрагивает автор?

Ученики. - Проблему войны.

- Проблему гордости за столицу своей Родины.

- Проблему патриотизма.

Учитель. Какие предложения помогли выявить проблему?

Ученики. - фашистов выбили из Красной Поляны.

- В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы.

- Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было что защищать!

Учитель. Какова, на ваш взгляд, позиция автора данного текста?

Ученики. - Автор восхищается людьми, защищавшими свою Родину.

Учитель. Нашли ли вы слова, предложения, указывающие на авторскую позицию?

Ученики. - Уважение, гордость.

- Не указана точно авторская позиция, она формулируется, исходя из содержания текста.

Учитель. А почему трудно определить позицию автора? К какому стилю относится данный текст?

Ученики. - К художественному.

- Это стиль художественной литературы. В таких текстах чаще всего не выражена прямо позиция автора.

Учитель. Вы высказали свою точку зрения. А сейчас я вам предлагаю поработать над готовым сочинением - рассуждением по этому тексту. Выделим композиционные части данного сочинения, запишем их названия в тетрадь.

Работа над композицией сочинения, составления алгоритма.

Учитель. Прочитайте текст сочинения (Приложение №2)

С чего начинается сочинение?

Ученик. Со вступления.

Учитель. Обратите внимание, что вступление состоит всего из 3-4 предложений.

А что отражено во 2 абзаце?

Ученик. Проблема.

Учитель. Ребята, обратите внимание, что автор сочинения обозначил проблему патриотизма, а не войны. Почему?

Ученики. - Здесь не описываются военные действия, а говорится о впечатлениях, чувствах солдата, когда он увидел Москву.

Учитель. Как автор раскрывает этот вопрос? Прочитайте.

Ученик. Писатель рассказывает о защитниках столицы в годы Великой Отечественной войны. Он обращает внимание на желание телефониста Федосеева, героя текста, увидеть Москву, которую он защищал. Вместе с ним мы совершаем прогулку по военному городу. Автор текста подчёркивает, что в результате этого путешествия "в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

Учитель. Обратите внимания, что автор сочинения комментирует эту проблему, а не пересказывает текст.

О чём следующий абзац?

Ученик. В этом абзаце отражена позиция автора текста.

Учитель. А отражена ли позиция автора сочинения?

Ученик. Да, отражена.

Учитель. Найдите литературный аргумент, т.е. аргумент, который опирается на ваш читательский опыт. Обратите внимание - на вашем столе лежат схемы - аргументации (Приложение №3)

Ученики. - Автор сочинения называет произведения, где раскрывается тема патриотизма, анализирует повесть Б.Васильева "В списках не значился".

Учитель. А есть в этом сочинении опора на жизненный опыт?

Ученик. Автор сочинения вспоминает фильм о войне, где также отражается данная проблема.

Учитель. Чем заканчивается сочинение?

Ученик. Заключением

Учитель. Посмотрите на свои записи в тетради. Что у нас получилось в итоге?

Ученик. План сочинения.

Учитель. Совершенно верно. А если сказать точнее, это алгоритм (последовательность ваших действий), который поможет вам в написании сочинения - рассуждения. (Приложение №4)

Учитель. Сколько абзацев получилось?

Ученик. Восемь.

Учитель. Обратите внимание, что каждый пункт плана - это отдельный абзац, который пишется с красной строки.

Учитель. А сейчас проверим ваше восприятие текста на слух. Я читаю сочинение, а вы, глядя на алгоритм, только что вами созданный, попробуйте оценить данную работу. (Приложение №5)

Учитель. На что вы обратили внимание. Отметим недостатки данного сочинения.

Ученики. - Нарушение абзацного членения

- Мало аргументов, называется только одно произведение.

- Заключение не связано с основной частью сочинения.

Работа по группам.

Учитель. Итак, теперь вы знаете, из каких частей состоит сочинение - рассуждение, перед вами алгоритм, который поможет логически выстроить ваше сочинение. А теперь попробуем написать своё сочинение по тексту (Приложение №6)

Учитель. Читаем текст. Какое вступление вы предложили бы к этому тексту.

Ученик. Равнодушие:Бич современного общества. Мы равнодушно смотрим, как обижают слабого, как какие - то подонки вызывающе ведут себя в общественном транспорте. Мы спокойно пройдём мимо лежащего человека, не поинтересовавшись, что с ним.

Учитель. Сформулируйте проблему данного текста.

Ученик. - Проблема равнодушного отношения людей к происходящему вокруг.

Учитель. Что следует отразить в комментарии к данной проблеме?

Ученик. - Прокомментировать реальный случай в детском доме, когда учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как другие молчали, хотя прекрасно видели, что происходит.

Учитель. Какова позиция автора?

Ученик. Автор утверждает, что равнодушие - это зло.

Учитель. Отметьте, пожалуйста, вашу позицию.

Учитель. Какими литературными примерами можно доказать данную позицию?

Ученики. - А.Платонов "Юшка"

- В.Распутин "Уроки французского", "В ту же землю".

- В.П.Астафьев "Людочка".

Учитель. Какие события из жизни могут подтвердить позицию автора?

Ученики. - В СМИ сейчас очень часто говорят о руководителях интернатов, домов престарелых, которые обворовывали своих воспитанников, стариков. Невозможно поверить, что никто этого не замечал, скорее всего, просто не хотел связываться.

Учитель. Как можно закончить сочинение?

Ученик.- Трудно бороться со злом, легче сделать вид, что ничего не происходит. Но ведь когда - то это может коснуться каждого из нас - нужно об этом помнить.

Учитель. Я тоже написала сочинение по данному тексту, послушайте, что у меня получилось. (Приложение №7)

Учитель. А сейчас обменяйтесь сочинениями и оцените работу товарищей по следующим критериям:

- Оставило ли прочитанное сочинение целостное впечатление или это набор фраз?

- Весомы ли аргументы, приведённые в сочинении?

- Что положительное в работе своих товарищей вы взяли бы для своего сочинения?

Итог по уроку.

Учитель. Понятны ли вам этапы работы над сочинением - рассуждение?

Учитель. Что вы взяли для себя с этого урока?

Ученики. - Я научился выстраивать сочинение в соответствии с требованиями.

- Работу над сочинением по алгоритму, мне кажется, это поможет мне не уйти от темы в сторону, как это часто бывает.

Учитель. Что показалось наиболее сложным?

Ученики. - Аргументация собственного мнения.

- Не хватает читательского опыта. Думаю, нужно обратить внимание на литературу.

Домашнее задание.

Учитель. В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение - рассуждение, опираясь на алгоритм. (Приложение №8)