Природные источники углеводородов

Разделы: Химия


Цель урока: На основе межпредметных связей химии, географии создать условия для получения и расширения знаний по теме: “Природные источники углеводородов”.

Задачи:

  • Образовательная: Познакомить учащихся с природными источниками углеводородов, их составом, свойствами, применением.
  • Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся; вырабатывать умение анализировать, делать выводы; эмоциональные ситуации удивления, занимательности; умения использовать химическую терминологию
  • Воспитательная: Воспитывать бережное отношения к окружающей среде, рациональному использованию природных источников углеводородов; формирование коммуникативных навыков, рефлексивных умений.

Оборудование: Компьютер (презентация), коллекция природных ископаемых.

Тип урока: КУ (комбинированный урок)

Методы:

  • Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • Объяснение с элементами беседы, рассуждения (стихи, выступления учащихся), сопровождающиеся презентацией;
  • Информационный (ИКТ);
  • Вопросно-ответный способ УД (“Вспоминай-ка”);

Средства:

  • Презентации;
  • Раздаточный материал: план урока, лист доверия (оценивания), игра “Выбирай-ка”.

Организационные формы:

  • Фронтальная;
  • Групповая.

Ход урока

I. Организационный этап.

Общая цель этапа.
  • Подготовить учащихся к уроку;
  • Обеспечить благоприятную обстановку;
  • Создать условия мотивации учебной деятельности;
  • Определить цели урока;
  • Актуализировать опорные знания учащихся.
Форма организации УД. фронтальная
Методы обучения. Стимулирование и мотивация УПД;
Вопросно-ответный способ УД
Содержание учебного материала. Приветствие – проверка отсутствующих – определение темы урока – совместное целеполагание – создание мотивации УД – актуализация опорных знаний.

Учитель: Прежде, чем мы займемся уроком, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок и сказал себе: “Я нахожусь на уроке химии. А обо всем остальном подумаю потом”.

На этом уроке каждый из вас будет иметь возможность воспользоваться листом доверия, а также получить несколько оценок за урок при условии активной работы (создание мотивации).

Учитель: Атлет, придя на тренировку, не хватается сразу за штангу без разминки. Вот и мы с Вами проведем небольшую химическую разминку. Затем вы узнаете много интересного, потренируете мозги и даже поиграете.

“Вспоминай-ка”.

Я вам буду задавать вопросы, а вы на них быстренько отвечать, получая бонусы. Ими вы можете воспользоваться на любом уроке (по желанию).

Фронтальная беседа (актуализация опорных знаний):

  1. Что изучает органическая химия?
  2. Что такое углеводороды?
  3. Какова валентность углерода?
  4. С какими классами органических соединений вы уже знакомы?
  5. Какие углеводороды называются алканами?
  6. Какие углеводороды называются алкенами?
  7. Какие углеводороды называются алкадиенами?
  8. Какие углеводороды называются алкинами?
  9. Какие углеводороды называются аренами или ароматическими?

МОЛОДЦЫ! Очень хорошо справились с заданием.

Актуализация личностного опыта учащихся

А задумывались ли вы, что является источниками углеводородов?

  1. Откуда их берут?
  2. Вот сегодня мы об этом и поговорим подробнее.
Показатели реального результата.
  • Полная готовность класса к работе на уроке;
  • Включение учащихся в рабочий ритм;
  • Создание мотивации учебной деятельности;
  • Определение темы урока;
  • Совместное целеполагание;
  • Актуализация опорных знаний, личностного опыта учащихся.

II. Презентация новых знаний.

Общая цель этапа.
  • Расширить представление о природных источниках углеводородов: месторождении, свойствах, применении.
  • Вызвать познавательный интерес у учащихся к предмету через удивительное (презентация, стихи, легенда о нефти);
  • Формировать умение анализировать, делать выводы.
  • Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний;
  • Создать условия для реализации информационных компетенций учащихся.
Форма организации учащихся. коллективная
Методы обучения ИКТ
Содержание учебного материала 1. Природные источники углеводородов (Презентация, Слайд 1)

Учитель:

Углеводороды все такие разные –
Жидкие и твердые, и газообразные.
Почему так много их в природе?
Дело в ненасытном углероде.

Действительно, этот элемент, как никакой другой, “ненасытен”: он так и стремится образовывать то цепи прямые и разветвленные, то кольца, то сетки из множества своих атомов. Отсюда множество соединений из атомов углерода и водорода. Источниками углеводородов являются: (Слайд 2)

  • Природный и попутные газы;
  • Каменный уголь;
  • Нефть.

Природный газ (Слайд 3, 4, 5, 6) (сообщение учащегося).

Месторождения.

Ведущим регионом газодобычи не только нашей страны, но и в мире является Ямало-Ненецкий автономный округ, где эта отрасль развивается уже 30 лет. Город на севере нашей страны Новый Уренгой по праву признан газовой столицей.

Свойства.

По своим свойствам природный газ превосходит даже нефть. Это самое экономичное из всех видов топлива. Есть, правда, и недостатки: сложная транспортировка газа.

Применение.

Применяется в качестве эффективного топлива, сырья в химической промышленности, в производстве ацетилена, этилена, водорода, сажи, пластмассы, уксусной кислоты, красителей, медикаментов и др.

Каменный уголь (сообщение учащегося).

Месторождение.

Ведущими регионами по добыче каменного угля в нашей стране являются:

Минусинский угольный бассейн. (Слайд 7, 8)

Располагается в Минусинской котловине в Республике Хакасия. Преобладают каменные длиннопламенные угли с высокой теплотой сгорания.

Элегестское месторождение (Тува). (Слайд 7, 8)

Расположено в Республике Тува. Запасы около 20 миллиардов тонн.

Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс). (Слайд 9)

Располагается на юге Западной Сибири. Это территория Кемеровской области. Добыча ведется разными способами. По качеству угли разнообразны и относятся к числу лучших углей.

Состав. (Слайд 10)

Каменный уголь – это сложная смесь высокомолекулярных соединений, в состав которых входят такие элементы: углерод, водород, азот, кислород, сера.

Применение. (Слайд 11)

Используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности

Экологические проблемы

Учащийся: Это очень экологически грязное топливо. При добыче угля происходят взрывы и возгорания метана, возникают определенные проблемы, связанные с окружающей средой. Уголь содержит радиоактивный углерод – С, но после сжигания топлива опасное вещество вместе с дымом попадает в воздух, воду, почву, спекается в шлак или золу, которая используется для производства строительных материалов, что представляет угрозу для здоровья человека.

Нефть. (Слайд 12, 13)

Легенда о нефти.

Учитель: Много столетий назад торговый караван шел мимо места, где сегодня расположен город Нафталан (Азербайджан). Там путешественники увидели многочисленные озера с мутной водой. Они отгоняли от подозрительных водоемов своих верблюдов, но одному, самому слабому и больному, позволили напиться и остаться умирать, чтобы тот более не мучился.

На обратном пути караванщики встретили покинутого спутника – верблюд был совершенно здоров. Ему помогла маслянистая жидкость, находившаяся под мутью воды. Люди намазали ею свои раны и исцелились.

Учащийся:

Черная нефть струится,
Плещет тайги прибой,
И ощущают ноздри
Запах ее огневой.

Нефть – это ярость света,
Ветра напор у виска.
Нефть – голубая ракета,
Рвущаяся в облака.

Месторождения нефти (сообщение учащегося).

Нефтеносные районы в России.

Российская Федерация разрабатывает месторождения нефти на нижеследующих территориях: Западносибирская равнина (богатыми запасами славится Уренгойское месторождение); Нефтегазоносный бассейн Охотского моря (Сахалинский, Примагаданский); Нефтегазоносный бассейн Волго-Уральский. (Слайд 14)

Происхождение нефти. (Слайд 15)

Учитель: Чаще всего истоки версии биологического происхождения нефти связывают с именем М.Ломоносова, который в середине XVIII века в своем трактате “О слоях земных” писал: “Выгоняется подземным жаром из приготовляющихся каменных углей бурая и черная масляная материя... и сие есть рождение жидких разного сорта горючих и сухих затверделых материй, каковы суть каменного масла, жидковская смола, нефть. Которые хотя чистотой разнятся. Однако из одного начала происходят”.

Состав и физические свойства нефти. (Слайд 16, 17)

Нефть – жидкость от светло-коричневого до темно-бурого цвета, ЛВЖ; температура кипения не характерна. Нефть в обычных условиях не растворима в воде (растворима в орг.растворителях).

Применение нефти. (Слайд 18–31)

Учащийся:

Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вез.…
В его топках нефть горела,
А без нефти, что за дело?

Загрязнения нефть. Экологические катастрофы. (Слайд 32, 33)

Учащийся:

Океан седой гремит тревожно.
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна,
На крутой разгневанной волне.

Нефть – загрязнитель природной среды. Углеводороды, входящие в ее состав, попадая в атмосферу, почву, воду становятся загрязнителями. При разливах нефти нефтяная пленка покрывает поверхность вод Мирового океана, что приводит к нарушению водо-  и газообмена между океаном и атмосферой. В результате угнетаются процессы фотосинтеза, изменяется температурный режим воды.

Методы защиты от загрязнения нефтью. (Слайд 34)

Метод ограждения.

Если нефтяное пятно окружить плавающими ограждениями, оно не будет увеличиваться в размерах. Такие заграждения называют контейнерами. Их можно даже передвигать в удобное для ликвидации место. Затем специальное судно откачивает нефть из контейнера насосами. Этот метод применяется только при спокойной погоде.

Химическое рассеивание.

Существуют химические препараты для ликвидации пятен, которые стягивают нефть в плоские маленькие пятна, уплотняют нефть в кубики. Самые эффективные называются – диспергентами. Диспергенты – это вещества, которые разбивают нефтяной слой на мельчайшие капельки, затем они вылавливаются большими сочками и сжигаются на суше.

Оседание.

Ученые обнаружили, что если нефтяное пятно посыпать слоем мела, то мел будет впитывать в себя нефть, и очень быстро тонуть, очищая, таким образом, поверхность воды от нефтяных пятен.

Показатели реального результата.
  • Активные действия учащихся с объемом изучения;
  • Вызван познавательный интерес к предмету через интересные сообщения об источниках углеводородов, легенды о нефти.
  • Создать условия для реализации информационной компетенции учащихся.

III. Этап обратной связи.

Общая цель этапа.
  • Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения;
  • Формировать коммуникативные умения воспитанников;
  • Вызвать осознание ценности совместной работы, доверия (реализуемое через лист оценивания);
  • Развивать оценочные суждения.
Форма организации учащихся. Работа малыми группами.
Методы обучения дидактическая игра
Содержание учебного материала. Игра “Выбирай-ка”.

Учитель: класс разбивается на малые группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Вместо пропущенных слов из справки необходимо подобрать нужное слово и вписать в предложение.

Подбери нужное слово.

Нефть – это … жидкость... цвета, хорошо растворимая в …., немного …воды. Температура кипения нефти….

Слова для справок: бесцветная, Ткип. – 289 С. , вода, ацетон, не определенная, от серо-бурого до коричневого, она легче воды, сиропообразная, она тяжелее воды, маслянистая, от светло бурого до черного цвета.

Проверка задания происходит через компьютер. (Слайд 35)

5 баллов – нет ошибок.
4 балла – 1 ошибка.
3 балла – 2 ошибки.

Учащиеся сами оценивают свое задание и вносят баллы в лист доверия (оценивания).

Показатели реального результата.
  • Самостоятельное выполнение задания, требующее применения знаний, полученных на уроке;
  • Осознание ценности совместной работы, формирование коммуникативных умений;
  • Развитие оценочных суждений, осознание ценности доверия.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Общая цель этапа.
  • Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности;
  • Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Форма организации учащихся коллективная
Содержание учебного материала Совместное обсуждение урока и листа доверия (оценивания).

ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания)

Ф.И. ученика _______________________

Название игры Баллы (бонусы)
“Вспоминай-ка”    
“Выбирай-ка”    
Сообщения    

РЕФЛЕКСИЯ

  ДА НЕТ
Принимал активное
участие в уроке.
   
Урок понравился.    
Урок не понравился    
На уроке узнал много
нового и интересного
   

Выставление оценок.

Показатели реального результата. Рефлексия собственной деятельности.

Литература:

  1. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 13-е изд.-М.: Просвещение,2009
  2. Интернет-ресурсы.