Цель урока: На основе межпредметных связей химии, географии создать условия для получения и расширения знаний по теме: “Природные источники углеводородов”.
Задачи:
- Образовательная: Познакомить учащихся с природными источниками углеводородов, их составом, свойствами, применением.
- Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся; вырабатывать умение анализировать, делать выводы; эмоциональные ситуации удивления, занимательности; умения использовать химическую терминологию
- Воспитательная: Воспитывать бережное отношения к окружающей среде, рациональному использованию природных источников углеводородов; формирование коммуникативных навыков, рефлексивных умений.
Оборудование: Компьютер (презентация), коллекция природных ископаемых.
Тип урока: КУ (комбинированный урок)
Методы:
- Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- Объяснение с элементами беседы, рассуждения (стихи, выступления учащихся), сопровождающиеся презентацией;
- Информационный (ИКТ);
- Вопросно-ответный способ УД (“Вспоминай-ка”);
Средства:
- Презентации;
- Раздаточный материал: план урока, лист доверия (оценивания), игра “Выбирай-ка”.
Организационные формы:
- Фронтальная;
- Групповая.
Ход урока
I. Организационный этап.
Общая цель этапа. |
|
Форма организации УД. | фронтальная |
Методы обучения. | Стимулирование и мотивация УПД; Вопросно-ответный способ УД |
Содержание учебного материала. | Приветствие – проверка отсутствующих – определение
темы урока – совместное целеполагание – создание мотивации УД –
актуализация опорных знаний. Учитель: Прежде, чем мы займемся уроком, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок и сказал себе: “Я нахожусь на уроке химии. А обо всем остальном подумаю потом”. На этом уроке каждый из вас будет иметь возможность воспользоваться листом доверия, а также получить несколько оценок за урок при условии активной работы (создание мотивации). Учитель: Атлет, придя на тренировку, не хватается сразу за штангу без разминки. Вот и мы с Вами проведем небольшую химическую разминку. Затем вы узнаете много интересного, потренируете мозги и даже поиграете. “Вспоминай-ка”. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них быстренько отвечать, получая бонусы. Ими вы можете воспользоваться на любом уроке (по желанию). Фронтальная беседа (актуализация опорных знаний):
МОЛОДЦЫ! Очень хорошо справились с заданием. Актуализация личностного опыта учащихся А задумывались ли вы, что является источниками углеводородов?
|
Показатели реального результата. |
|
II. Презентация новых знаний.
Общая цель этапа. |
|
Форма организации учащихся. | коллективная |
Методы обучения | ИКТ |
Содержание учебного материала | 1. Природные источники углеводородов (Презентация,
Слайд 1) Учитель:
Действительно, этот элемент, как никакой другой, “ненасытен”: он так и стремится образовывать то цепи прямые и разветвленные, то кольца, то сетки из множества своих атомов. Отсюда множество соединений из атомов углерода и водорода. Источниками углеводородов являются: (Слайд 2)
Природный газ (Слайд 3, 4, 5, 6) (сообщение учащегося). Месторождения. Ведущим регионом газодобычи не только нашей страны, но и в мире является Ямало-Ненецкий автономный округ, где эта отрасль развивается уже 30 лет. Город на севере нашей страны Новый Уренгой по праву признан газовой столицей. Свойства. По своим свойствам природный газ превосходит даже нефть. Это самое экономичное из всех видов топлива. Есть, правда, и недостатки: сложная транспортировка газа. Применение. Применяется в качестве эффективного топлива, сырья в химической промышленности, в производстве ацетилена, этилена, водорода, сажи, пластмассы, уксусной кислоты, красителей, медикаментов и др. Каменный уголь (сообщение учащегося). Месторождение. Ведущими регионами по добыче каменного угля в нашей стране являются: Минусинский угольный бассейн. (Слайд 7, 8) Располагается в Минусинской котловине в Республике Хакасия. Преобладают каменные длиннопламенные угли с высокой теплотой сгорания. Элегестское месторождение (Тува). (Слайд 7, 8) Расположено в Республике Тува. Запасы около 20 миллиардов тонн. Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс). (Слайд 9) Располагается на юге Западной Сибири. Это территория Кемеровской области. Добыча ведется разными способами. По качеству угли разнообразны и относятся к числу лучших углей. Состав. (Слайд 10) Каменный уголь – это сложная смесь высокомолекулярных соединений, в состав которых входят такие элементы: углерод, водород, азот, кислород, сера. Применение. (Слайд 11) Используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности Экологические проблемы Учащийся: Это очень экологически грязное топливо. При добыче угля происходят взрывы и возгорания метана, возникают определенные проблемы, связанные с окружающей средой. Уголь содержит радиоактивный углерод – С, но после сжигания топлива опасное вещество вместе с дымом попадает в воздух, воду, почву, спекается в шлак или золу, которая используется для производства строительных материалов, что представляет угрозу для здоровья человека. Нефть. (Слайд 12, 13) Легенда о нефти. Учитель: Много столетий назад торговый караван шел мимо места, где сегодня расположен город Нафталан (Азербайджан). Там путешественники увидели многочисленные озера с мутной водой. Они отгоняли от подозрительных водоемов своих верблюдов, но одному, самому слабому и больному, позволили напиться и остаться умирать, чтобы тот более не мучился. На обратном пути караванщики встретили покинутого спутника – верблюд был совершенно здоров. Ему помогла маслянистая жидкость, находившаяся под мутью воды. Люди намазали ею свои раны и исцелились. Учащийся:
Месторождения нефти (сообщение учащегося). Нефтеносные районы в России. Российская Федерация разрабатывает месторождения нефти на нижеследующих территориях: Западносибирская равнина (богатыми запасами славится Уренгойское месторождение); Нефтегазоносный бассейн Охотского моря (Сахалинский, Примагаданский); Нефтегазоносный бассейн Волго-Уральский. (Слайд 14) Происхождение нефти. (Слайд 15) Учитель: Чаще всего истоки версии биологического происхождения нефти связывают с именем М.Ломоносова, который в середине XVIII века в своем трактате “О слоях земных” писал: “Выгоняется подземным жаром из приготовляющихся каменных углей бурая и черная масляная материя... и сие есть рождение жидких разного сорта горючих и сухих затверделых материй, каковы суть каменного масла, жидковская смола, нефть. Которые хотя чистотой разнятся. Однако из одного начала происходят”. Состав и физические свойства нефти. (Слайд 16, 17) Нефть – жидкость от светло-коричневого до темно-бурого цвета, ЛВЖ; температура кипения не характерна. Нефть в обычных условиях не растворима в воде (растворима в орг.растворителях). Применение нефти. (Слайд 18–31) Учащийся:
Загрязнения нефть. Экологические катастрофы. (Слайд 32, 33) Учащийся:
Нефть – загрязнитель природной среды. Углеводороды, входящие в ее состав, попадая в атмосферу, почву, воду становятся загрязнителями. При разливах нефти нефтяная пленка покрывает поверхность вод Мирового океана, что приводит к нарушению водо- и газообмена между океаном и атмосферой. В результате угнетаются процессы фотосинтеза, изменяется температурный режим воды. Методы защиты от загрязнения нефтью. (Слайд 34) Метод ограждения. Если нефтяное пятно окружить плавающими ограждениями, оно не будет увеличиваться в размерах. Такие заграждения называют контейнерами. Их можно даже передвигать в удобное для ликвидации место. Затем специальное судно откачивает нефть из контейнера насосами. Этот метод применяется только при спокойной погоде. Химическое рассеивание. Существуют химические препараты для ликвидации пятен, которые стягивают нефть в плоские маленькие пятна, уплотняют нефть в кубики. Самые эффективные называются – диспергентами. Диспергенты – это вещества, которые разбивают нефтяной слой на мельчайшие капельки, затем они вылавливаются большими сочками и сжигаются на суше. Оседание. Ученые обнаружили, что если нефтяное пятно посыпать слоем мела, то мел будет впитывать в себя нефть, и очень быстро тонуть, очищая, таким образом, поверхность воды от нефтяных пятен. |
Показатели реального результата. |
|
III. Этап обратной связи.
Общая цель этапа. |
|
Форма организации учащихся. | Работа малыми группами. |
Методы обучения | дидактическая игра |
Содержание учебного материала. | Игра “Выбирай-ка”. Учитель: класс разбивается на малые группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Вместо пропущенных слов из справки необходимо подобрать нужное слово и вписать в предложение. Подбери нужное слово. Нефть – это … жидкость... цвета, хорошо растворимая в …., немного …воды. Температура кипения нефти…. Слова для справок: бесцветная, Ткип. – 289 С. , вода, ацетон, не определенная, от серо-бурого до коричневого, она легче воды, сиропообразная, она тяжелее воды, маслянистая, от светло бурого до черного цвета. Проверка задания происходит через компьютер. (Слайд 35) 5 баллов – нет ошибок. Учащиеся сами оценивают свое задание и вносят баллы в лист доверия (оценивания). |
Показатели реального результата. |
|
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Общая цель этапа. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учащихся | коллективная | ||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала | Совместное обсуждение урока и листа доверия
(оценивания). ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания) Ф.И. ученика _______________________
Выставление оценок. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели реального результата. | Рефлексия собственной деятельности. |
Литература:
- Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 13-е изд.-М.: Просвещение,2009
- Интернет-ресурсы.