Занятие "Осенняя мозаика" для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: Обобщить знания детей о приметах осени.

Задачи:

  • развитие связной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • уточнение и расширение словаря по теме «Осень»;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие активности и самостоятельности;
  • формирование двигательных навыков, координации речи с движениями, мелкой моторики.
  • воспитание интереса и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • аудиозапись А. Вивальди «Времена года», П.И. Чайковского «Времена года», М. Парцхаладзе «Дождик»;
  • четыре картинки с изображением девочек, одетых по временам года;
  • картинки ранней и поздней осени;
  • набор картинок с изображение признаков разных времён года;
  • игрушка белка;
  • корзинки по количеству детей;
  • муляжи шишек, грибов и орехов.

Предварительная работа:

  • прогулка в осенний парк, наблюдение за осенними изменениями в природе;
  • заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила»;
  • разучивание хоровода под музыку П.И. Чайковского «Времена года»;
  • разучивание песни-танца Н. Соколова, М. Парцхаладзе «Дождик»;
  • знакомство с пословицами и поговорками об осени.

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит спокойная музыка А. Вивальди «Времена года».

- Жили – были 4 сестры. (воспитатель показывает на доске четыре картинки с изображением девочек, одетых по временам года.)

- Назовите Имена девочек? (Весна, Лето, Осень, Зима)

- Каждая сестра приносила на землю свои подарки. Какие подарки приносит зима (весна, лето, осень)?

Хоровод «Времена года»

Придумала мать
Дочерям имена
Вот Лето и Осень,
Зима и Весна!

II. Сообщение темы и цели

- Ребята, а сейчас какое время года? Назовите осенние месяца?

- А какая бывает осень? (воспитатель показывает две картины).

Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаями. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем мелкого дождя, с тяжёлыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. И к каждой осени особая любовь.

- Давайте подберём красивые слов к ранней осени. (прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, тихая, прохладная, богатая урожаем)

- А про позднюю осень расскажет стихотворение А.Плещеева «Осень наступила» (ребёнок)

- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска)

Игра «Найди картинку с признаком осени».

На столе выложены картинки с изображением признаков разных времён года. Дети среди картинок находят только признаки осени и объясняют свой выбор.

III. Работа с пословицами, поговорками и приметами

Русский народ был мудрым, очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. Расскажите, какие вы знаете приметы, поговорки.

  1. Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
  2. От осени к лету поворота нету.
  3. Весной дождь растит, а осенью гноит.
  4. Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
  5. Холоден батюшка- октябрь, да ноябрь его перехолодит.
  6. Лето со снопами, зима с пирогами.
  7. Весна красна да голодна, а осень дождлива, да сытна.

- Почему так говорят?

Песня-танец «Дождик» музыка М. Парцхаладзе.

- Если ворона сидит на суку нахохлившись и хрипло каркает - это к дождю.

- А вы дождя боитесь? (нет)

Дети танцуют танец «Дождик» с зонтиками

- Почему осень называют щедрой, урожайной.

IV. Физминутка

Устали, сядем отдохнём. (дети сидя по – турецки, ладони на коленях, качаются вправо – влево, произнося «Ах!» )

Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.

- Ребята, а как можно сохранить капусту до весны? (ответы детей: засолить, замариновать, законсервировать)

V. Развитие темпа речи

Игра «Засолим капусту» (выполняется в разных темпах)

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.

VI. Упражнение на согласование существительных с числительными.

- Осень богата овощами, фруктами. А чем ещё? (Ответы детей.) Это называется - дары леса.

- В лесу живут звери и каждый готовится к зиме.

- Давайте белочке поможем собрать запасы на зиму.

Дети берут корзинки и собирают грибы, орешки и шишки. Вслух пересчитывают набранные запасы. (одна шишка, … пять шишек)

VII. Итог занятия

Молодцы, вы со всеми заданиями справились. И белочка принесла вам в подарок мешочек с орешками.

Литература

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.