Интегрированный урок изобразительное искусство и православная культура "Об обыденном и вечном" для 6-го класса

Разделы: МХК и ИЗО


«Чти отца твоего и матерь твою,
Чтобы тебе было хорошо,
И чтобы продлились дни твои на земле…»
Библия

Образовательные цели и задачи.

  • изучение шедевров мирового искусства и постижение характерных особенностей мировоззрения иконописцев;
  • познакомить с историей иконы Богородицы Владимирской;
  • поиск эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.

Воспитательные цели и задачи:

  • способствовать воспитанию толерантного отношения к людям разных религиозных убеждений;
  • способствовать воспитанию чувства уважения к матери;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса;
  • помочь учащимся выработать прочную потребность общения с произведениями искусства;
  • развивать умение отличать истинные ценности от суррогатов культуры.

Материалы:

Видеоматериал:

  • Диск CD «Звезда Пресвятая. Образ Богоматери» АстраМедиа, Москва, 2007
  • Диск CD «Явленные чудеса». Из цикла фильмов о чудесах. Автор Давид Гиоргобиани

Аудиоматериал:

  • Богородице Дево, радуйся (напев Воскресенского монастыря).
  • Под твою милость (Чмелев).
  • Умягчи злые сердца наша, Богородице Молебен с акафистом чудотворной иконе Умягчение злых сердец.
  • Все произведения в исполнении хора Свято-Троицкой Лавры и Московской Духовной Академии и Семинарии

Репродукции картин:

  • Картины: Пикассо «Мама»; Вилков Андрей «Мама»; Б. М. Неменский «Мама»; А. А. Дейнека «Мать» и др
  • Изображения Юрия Долгорукова и Андрея Боголюбского.

Иконы:

  • «Богоматерь Казанская»,
  • «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»,
  • «Благовещение»,
  • «Святое семейство»,
  • «Богоматерь Владимирская».

Художественные материалы:

  • Бумага формата А3,
  • кисти,
  • краски (акварель или гуашь).

Ход урока

Учитель:

Наш разговор пойдёт об обыденном и вечном. (Спросить у детей как они понимают эти слова?) О маме. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это слово рождается вместе с нами, сопровождает в годы взросления и зрелости. Многие художники обращаются к теме материнства. Разные чувства выражают художники, затрагивая эту тему в своих картинах.

Рассматриваем картины. К каждой картине дети подбирают слово, которой, по их мнению, отражает суть увиденного.

Дети назовут предположительно такие слова: нежность, любовь, забота, защита, доброта, строгость, мудрость, задумчивость

Картины: Б.М. Неменский «Материнство»; Вилков Андрей «Мама»; Б.М. Неменский «Мама»; и др.

У каждого из нас есть человек, к которому мы обращаемся, бежим со слезами, когда нам больно или страшно. Мама всегда защитит в беде, утешит, успокоит; всегда разделит и умножит радость. В скорбях и различных затруднениях мама – самый нужный и близкий человек.

Хочу показать вам ещё одно изображение.

Матерью для всех православных христиан является Пресвятая Богородица. Когда верующий человек смотрит на икону Пресвятой Богородицы, в его душе появляется свет нежной любви, как в детстве при встречи с самым дорогим человеком – мамой. У многих людей при встрече с Богородицей появляются слёзы на глазах. Это слёзы благодарности, радости, умиления.

Предание гласит, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов Лука. По церковному преданию, он написал её на доске стола, за которым ел Иисус с Марией. Увы, до нашего времени не дошло ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком новой эры. Однако, легенда об апостоле Луке как авторе первых икон Богородицы очень важна. Источником всех последующих икон считаются иконы прижизненные, т.е. написанные при Её жизни. Существует икона, которая рассказывает о том, как Евангелист Лука пишет икону Богородицы.

Обращение к детям: Где родилась Дева Мария? Кто были её родители? Знаете ли вы что-нибудь о жизни Девы Марии? Если дети хотят высказаться, надо дать им такую возможность. По необходимости учитель может дополнить или подкорректировать высказывания детей.

В маленьком горном городке Назарете жила благочестивая чета – Иаким и жена его Анна. Их богоугодная жизнь, во взаимной любви и уважении окружающих, была омрачена одним – Господь не даровал им детей. В тяжелой скорби ушёл Иокам в пустыню и пробыл там 40 дней и ночей. Молился о грехах своих, за которые так тяжело наказал его Господь. Жена его Анна оплакивала свою бездетность в доме своём. Во время молитвы явился Анне ангел и сказал ей, что зачнёт она дитя мужского или женского пола в дар Господу, дабы служило Ему всю свою жизнь. В это же время мужу Анны тоже явился ангел с вестью о даровании будущего потомства.

Прошли положенные месяцы, и Анна родила дочь и назвала дочь Марией. И был этот день днём благословенным – для родителей, для всего человечества. С трёх лет её отдали на воспитание в Иерусалимский храм, где она жила до возраста, когда положено девушку отдавать замуж. Мария желала посвятить свою жизнь Богу, поэтому её обручили со старцем Иосифом из Назарета. В уединении и молитвах жила Мария в доме бедного Иосифа. Однажды ранней весной, когда тёплый розовый воздух пропитан пряными запахами цветов и горных растений, Дева Мария по обыкновению, читала святую книгу. (Благовещение. Икона). Вдруг бедная её комната озарилась ярким светом, и перед Ней возник архангел Гавриил, который сообщил Ей радостную благую весть о том, что Она станет Матерью Сына Бога. (Святое семейство. Икона). Спустя месяцы Мария родила сына Божия. Растила и воспитывала Иисусу Христа вместе со старцем Иосифом.

Среди икон с изображением Богоматери есть самый любимый и чтимый всем народом русским, образ Богоматери Владимирской, покровительницы России.

– Что вы знаете о появлении этой иконы на русской земле?

– Почему она называется Владимирской?

Эта информация получена детьми на уроках истории в 6 классе.

Существует летописное известие, что икона "Богоматерь Владимирская" была послана великому князю. Киевскому Юрию Долгорукому в начале XII века из Царьграда (столицы Византии Константинополя). Рассказывают, что князь. Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, покинул Киев, желая основать новое княжество. Князь Андрей отправился в путь и взял с собой икону.

Когда князь миновал г. Владимир лошади встали и не двигались с места. Князь назвал это место Боголюбовым и сделал этот небольшой ремесленный город столицей княжества.

Золотой краской – знаком вечного света – покрыл фон иконы великий константинопольский художник. Под кистью мастера расцветают благородные черты Марии и нежно прижавшегося к ее щеке младенца. Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости.

Когда князь взял икону Богоматери Владимирской и поехал в Ростовскую землю, его сопровождал проводник. Приехали к реке, и. увидев, что она полноводна. Князь приказал послать человека искать броду в реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал молиться иконе Пресвятой Богородицы: «Виноват буду в смерти его, госпожа, если ты не спасешь!» Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот человек и выбрался на берег. Князь же, увидев его, обрадовался. И, одарив его, отпустил восвояси. И это было одно из чудес Пресвятой Богородицы.

Во время нашествия Тамерлана в 1395 икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. С иконой обошли стены города. И тогда войска Тамерлана без видимых причин повернули обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Русский народ единодушно решил, что это заступничество Богородицы.

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

26 августа (8 сентября) – сретенье иконы в Москве и избавление от Тамерлана

На доске: сретение – встреча.

С тех пор существует улица Сретенка в Москве. Образован Сретенский монастырь.

Чудеса, творимые иконой, на этом не закончились.

Декабрь 1941 года. Враг рвётся к Москве. История повторяется. Мобилизованы все силы. В этот критический момент верховный главнокомандующий Сталин принимает необычное и удивительное решение. Удивительное, потому что в этот период времени было особое отношение к религии. Вспомните из истории. Разрушали храмы, преследовали верующих людей. Вопреки такой политике было принято удивительное решение.

– Как вы думаете, каким было это решение? (По приказу Сталина был совершён облёт Москвы самолётом с Владимирской иконой на борту. Аналог крестного хода вокруг стен города.)

Чуде икона творит множество. Одно из них запечатлено в фильме «Явленные чудеса».

Видео фрагмент фильма «Чудеса явленные».

Внимание учащихся возвращается к иконе Владимирской Богоматери. Вокруг иконы на слайде в прямоугольниках размещены слова: нежность, защита, любовь, доброта, мудрость, радость, покой и др. Один прямоугольник со знаком вопроса.

Вопрос к детям:

– Можно ли связать все те слова, которые вы соотносили с картинами отнести к образу Пресвятой Богородицы? (ответ – да)

– Один прямоугольник пустой. Возможно, у вас возникли какие-то ассоциации, чувства, эмоции. И вам хотелось бы заполнить этот прямоугольник словом. Какое это слово? (Возможнее всего дети назовут слово «чудо» или др. слова)

Практическая часть урока

Чтобы писать иконы надо знать каноны написания икон, т.е. определённые правила. Этому надо долго учиться. Я предлагаю вам, ребята сегодня подобрать зримые образы для слов, которые сопровождают слово мама, и образ Пресвятой Богородицы. Попробуйте изобразить эти слова. Возможно, кому-то из вас придёт в голову другое слово, которое можно было бы разместить в пустующий прямоугольник и вы захотите проиллюстрировать именно его. После того как вы закончите свой рисунок я попрошу вас в правом нижнем углу написать слово, которое проиллюстрировали.

Итог урока

На доске, на белом фоне небольшое изображение иконы Владимирской Богоматери. Дети размещают свои рисунки вокруг иконы. Таким образом, получается, что вместо слов появляются рисунки-образы. Возможны комментарии детей к рисункам.

Литература

  1. Наперсникова С.Э. Архимандрит Зиновий (Корзинкин А.А.), Меньшиков В.М. Основы православной культуры: четвёртый год обучения: эксперим. учебное пособие для начальных кл. общеобразоват. шк. лицеев гимназий.- Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. – 174 с.
  2. Наперсникова С.Э. архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков; Основы православной культуры: метод. реком. 4-й год обучения/Курск. гос. ун-т. – Курск: КГУ, 2007. – 216 с.
  3. Ананичев А. Серия «Святыни России» Иверская икона Божьей Матери. – ЗАО «Росмен-Пресс», 2005.- 16с.Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах. – М: Паломник , 2006. – 158 с.
  4. Иеромонах Киприян (Ященко) Кандидат педагогических наук, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Православная культура в школе. Сентябрь. Учебно-методическое пособие. – М.: издательский дом «Покров», 2003. – 320 с.

Презентация.