Из опыта работы по развитию адекватной самооценки детей подросткового возраста в условиях проживания в приюте

Разделы: Школьная психологическая служба


Работая психологом в социальном приюте столкнулась с проблемой, что все поступающие к нам дети имели затруднения связанные с развитием адекватной самооценки. Во многом это обусловлено тем, что каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт. Но даже если ребенок поступил из относительно благополучной ситуации (например, по причине болезни матери), сам факт поступления в приют уже является травмой.

Исходя из этого, пришла к выводу, что в работе с воспитанниками приюта – подростками требуется целенаправленная работа, предполагающая развитие рефлексии и развитие адекватной самооценки.

Для развития адекватного уровня самооценки необходима объективная диагностика ее уровня у поступающих в приют ребят. Участие в исследовании приняли 16 ребят, в возрасте 13-16 лет, проживающих в ГКУ КО «Социальный приют для детей и подростков(транзитный центр)" г. Мариинска.

Для изучения самооценки были использованы следующие диагностические методики:

1. «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А.Будасси
2. «Выявление уровня самооценки» П.А. Флоренского.

Полученные результаты показали, что большинство подростков проживающих в приюте имеют неадекватный уровень самооценки, так по методике С.А. Будасси адекватным уровнем самооценки характеризуются 2 (12,5%) воспитанника, а по методике П.А. Флоренского 6 (37,5%), это указывает на важность проведения коррекционно-развивающей работы направленной на развитие адекватной самооценки.

В работе с подростками отдаю предпочтение групповой форме проведения психологических занятий, так как группа выступает как модель реальной жизни, где подросток проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, каждый участник имеет возможность проявить себя, а создание в группе эффективной системы обратной связи позволяет подростку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Исходя из этого была разработана тренинговая программа «Какой Я?».

Целью которой является помощь подросткам в самопознании, в раскрытии своих сильных сторон и слабых сторон, в развитии адекватной самооценки.

Задачи программы: создать в группе атмосферу взаимного принятия, безопасности, поддержки, способствовать самоанализу, развивать навыки анализа характера другого человека, формировать внимательное отношение к другим людям.

Данная программа построена в соответствии со всеми требованиями и принципами разработки коррекционно-развивающих программ представленных в практической психологии, предназначена для коррекционно-развивающих занятий с детьми подросткового возраста, находящихся в приюте. Подбор игр и упражнений программы позволяет применять ее как с младшими, так и со старшими подростками. Считаем возможным использование данного комплекса занятий и в стенах других учреждений, с «домашними» детьми.

Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена иа самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

В ходе коррекционно-развивающей работы использовали следующие методы: арттерапия, психогимнастика, игротерапия, поведенческая терапия, социальная терапия.

Программа состоит из 13 занятий, которые проводятся один раз в неделю, длительность занятия 45-60 мин. Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

Основная идея коррекционно-развивающей программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности подростка, т.е. на осознание своих сил и индивидуальности, формирование адекватной самооценки.

Для участия в тренинговой программе нами был приглашены все ребята групп юношей и девушек, так как программа направлена не только на развитие адекватного уровня самооценки, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, но и понимание и принятие индивидуальности других ребят, с их достоинствами и недостатками.

В начале занятий мы рассказали о психологии и о том, чем занимается психолог, а также предстоящем тренинге, раскрыли его цель, частоту и длительность встреч.

Наше первое занятие имело название «куда ж нам плыть?», его мы посвятили созданию благоприятных условий для работы в группе, выработке основных правил работы, созданию положительной мотивации к предстоящим занятиям.

Первым упражнением было знакомство, хотя ребята конечно уже знакомы, однако оказалось, что знакомы довольно поверхностно, не зная об интересах и желаниях друг друга и это упражнение дало им возможность узнать других ребят поглубже. Хотя казалось, что задание простое, но были ребята, которые не смогли без подсказки повторить сказанное двумя предыдущими ребятами, что может говорить о недостаточной внимательности по отношению к своим одногруппникам.

После знакомства мы изучили и обсудили традиционные правила тренинга, а затем уже выработали правила работы именно нашей группы. В которые ребята включили кроме предложенных еще и активное участие в происходящем, а также правило «табу», то есть отказ от высказывания мнения или ответа на какой-нибудь вопрос, которое нельзя применять более одного раза за занятие каждым из участников.

Следующим упражнением было «ассоциации» было направлено на то, чтобы узнать насколько хорошо дети знают друг друга. Оно заключалось в следующем, голящий с помощью вопросов должен отгадать загаданного группой одноклассника, единственное условие – вопросы и ответы должны быть опосредованными, в описательной форме: «Если бы этот человек был домом (картиной, погодой, цветком, едой, видом транспорта и т. п.)...» В ходе, которого двое голящих так и не смогли угадать загаданных ребят, возможно потому, что они мало общались в группах, и плохо знают друг друга.

В заключение занятия, ребята обсудили и выработали ритуалы приветствия и прощания, которые использовали на всех последующих занятиях.

Упражнение «ассоциации» проводилось не только на первом занятии, но и на седьмом, это было сделано умышленно для того, что бы наглядно увидеть изменения, произошедшие за это время. Все ребята смогли отгадать загаданных одногруппников, причем это получалось быстрее, чем предыдущий раз, в среднем им для этого понадобилось 3-5 вопросов. Что говорит о том, что дети гораздо больше знали друг о друге, чем это было на первом занятии.

На четвертом и одиннадцатом занятиях проводилось упражнение «я в лучах солнца», суть которого состоит в том, чтобы нарисовать свой портрет ввиде солнца, а вдоль лучей написать все свои достоинства, все хорошее, что ребята знают о себе и лучей должно быть как можно больше. Так если на втором занятии ребята смогли нарисовать 4-7 лучиков, то на восьмом уже 10-15, что показывает нам, что подростки стали лучше анализировать себя и знают свои сильные стороны.

Однако наша работа строилась не только на осознание своих достоинств, но и о знании своих недостатков, так например, этому было посвящено упражнение «мои слабости» (пятое занятие). Которое состоит в том, чтобы в течение 10 минут составить как можно более подробный список своих слабостей, привычек от которых они хотели бы избавиться. В ходе упражнения некоторые ребята написали огромные списки по 12-15 слабостей, а другие наоборот небольшие по 2-4, однако большинство ребят отметили для себя по 6-9 причин. Все это может говорить о различной самооценке ребят, у тех ребят, которые обозначили большое количество причин не любить себя, скорее всего, имеют несколько сниженную, а те у которых мало причин для нелюбви к себе – завышенную.

Наибольший интерес и активность вызвало у ребят упражнения «я – хозяин» (пятое занятие), условия которого заключаются в том, чтобы сделать или сказать что-то так, чтобы все приняли тебя за хозяина. Это вероятно обусловлено тем, что каждый хотел попробовать свои силы в уверенном поведении. Но все же следует отметить, что двое ребят не смогли с первого раза произнести фразу уверенно, однако со второго, третьего раза и у них все получилось, что говорит об их некоторой неуверенности.

Неподдельный интерес и оживление внесло упражнение «Горячий стул» (третье занятие), которое заключается в том, что каждый по очереди занимает стул, стоящий в центре комнаты, а все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится...», и «Мне в тебе нравится...». Дети активно участвовали, не было ребят, которые не захотели посидеть на «горячем стуле». Они с интересом слушали сказанное о них, причем почти все ребята согласились со сказанными другими ребятами недостатками, сделали определенные выводы о своем поведении, выразили желание постараться его изменить. Это указывает на желание самопознания через использование обратной связи.

Для того чтобы составить более полное и объективное мнение о проведенных занятиях нами была проведена небольшая анкета «мнение» (девятое занятие).

Итак, по итогам анкеты большинство ребят оценили свою включенность в занятие на 6-8 баллов, но были и те, кто оценил свое участие в 3-5, некоторые из них объяснили, что большей включенности помешало нежелание раскрываться перед некоторыми из ребят.

Самыми значимыми для ребят оказались следующие упражнения: «я – хозяин», «листок за спиной», «Горячий стул», «светский прием» и другие, так как благодаря им подростки сделали определенный «прорыв», лучше поняли себя, в чем-то разобрались.

По отзывам ребят, им понравились прошедшие занятия, среди пожеланий и замечаний ведущему дети высказали пожелание больше включать в занятие упражнений направленных на получение обратной связи.

Повторное изучение уровня самооценки детей подросткового возраста показало, что произошли небольшие позитивные изменения в самооценке ребят.

Увеличилось количество ребят имеющих адекватный уровень самооценки (с 6 (25%) до 10 (62,5%) по методике А.П.Флоренского, с 2 (12,5%) до 4 (25%) по методике С.А.Будасси), снизилось число ребят имеющих низкую (с 4 (25%) до 2 (12,5%) по обоим использованным методикам) и завышенную (с 37,5% до 25% по методике А.П. Флоренского, с 4 (25%) до 0% по методике С.А. Будасси) уровни самооценки. Полученные данные коррелируют между собой, на наш взгляд различия в результатах, объясняются различным количеством выделяемых авторами методик уровней самооценки.

Данные изменения во многом объясняются тем, что на этапе констатирующего эксперимента некоторые ребята набрали по методикам пограничные баллы, поэтому для изменения уровня самооценки им потребовалось лишь немного скорректировать оценку себя и окружающих, также некоторые подростки, в ходе исследования не изменили уровень самооценки, но по набранным баллам на этапе контрольного эксперимента оказались ближе к адекватному уровню, чем на констатирующем этапе, что также указывает на продуктивность проведенной работы с подростками. Проанализировав полученные результаты, можем говорить о том, что проводимая работа дала положительные результаты.

По отзывам ребят, данные занятия помогли им лучше понять себя, свои достоинства и недостатки, почувствовать себя более уверенно, поверить в свои силы и возможности.

Считаю возможным использование данного комплекса занятий, не только с детьми, проживающими в приюте, но и с подростками, обучающимися в массовых общеобразовательных учреждениях.

Тематический план коррекционно-развивающей программы «Какой Я?»

№занятия Название занятия Цели занятий
1 Куда ж нам плыть? Создать благоприятные условия для работы в группе, выработать основные правила работы группы, создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям, способствовать самоанализу участников.
2 Моя индивидуальностъ Способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия. Учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
3 Обида Развивать навыки уверенного поведения; обучение тому, как справляться с обидой; способствовать формированию более адекватной самооценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоционального фона в группе.
4 Чувство собственного достоинства Углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя при помощи группы
5 Мои слабости Обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны; повышение самопонимания на основе осознания своих ограничений: положительных и отрицательных качеств, своих индивидуальных особенностей.
6 Мои проблемы Обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
7 Я в глазах других людей Активизация процесса рефлексии. Дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции. Раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.
8 Я в своих глазах и в глазах других людей Способствовать самоанализу, возникновению желания самосовершенствоваться. Развивать умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.
9 Ответы за другого Способствовать самоанализу, развивать навыки анализа характера другого человека, способность принимать друг друга, формировать внимательное отношение к другим людям
10 Молчащее и говорящее зеркало Формировать у учащихся умение понимать друг друга, получение обратной связи.
11 Самосуд Способствовать самоанализу участников. Развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.
12 Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение Активизация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств. Помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон. Актуализация личностных ресурсов участников занятий.

13

Перед дальней дорогой Закрепление представления участников о своей уникальности, получение обратной связи, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности; закрепление дружеских отношений между членами группы.