Коррекция и развитие речевой деятельности учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Математика, как учебный предмет, является неотъемлемым и важным компонентом развития личности ребёнка, источником познания окружающего мира, значимой частью человеческой культуры. И, конечно, такая глобальная познавательная область, как математика, в системе специального обучения обладает мощным коррекционно - развивающим потенциалом всех высших психических функций, в том числе и речи.

Развитие речи ребёнка зависит от ряда условий. Необходимо активизировать речевую практику учащихся, побуждать их к речевому общению на основе развития познавательного интереса. Накапливая и расширяя круг представлений, понятий и впечатлений ребёнок начинает испытывать потребность в словах и речевых средствах, которыми можно описать свои мысли. Задача учителя - дать эти речевые средства ученику.

Если провести анализ содержательной составляющей каждого метода обучения, применяемого на уроках математики, то будет видно, что везде (в той или иной мере) задействована и активизирована речевая деятельность учащихся. Рассмотрим подробнее:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

К приёмам преподавания относятся:

  • беседа;
  • формулировка фактов;
  • сообщение;
  • разъяснение.

Эти приёмы применяются с целью разъяснить, добиться восприятия и понимания. Хорошо видна степень задействованности речи.

Репродуктивный метод обучения.

Приёмы преподавания здесь такие: устный опрос ранее изученного материала; предложение учащимся упражнений с целью запоминания материала; игра; решение заданий по образцу; повторение изученного материала. Используя репродуктивный метод обучения учитель опирается на речевую деятельность детей.

Частично-поисковый метод обучения.

Приёмы преподавания: постановка проблемы; создание проблемной ситуации; разрешение проблемной ситуации (поиск); анализ полученного решения; рассказ, осмысление учебного материала; сравнение, анализ, выделение главного.

В основе работы учащихся лежит речевая деятельность.

Исследовательский метод обучения.

Приёмы преподавания: сопоставление; анализ; выдвижение гипотезы; соотнесение полученных результатов с выдвинутым предложением; обобщение, формулировка вывода.

Из приведённого анализа видно, что речевая деятельность на уроках математики активно задействована. Учитывая особенности детей с недостатками интеллектуального развития, в учебном процессе проводится целенаправленная, систематичная коррекционно-развивающая работа этой высшей психической функции.

Анализируя свой опыт преподавательской деятельности, я выделила основные направления работы по коррекции и развитию речи умственно - отсталых школьников на уроках математики:

- словарно-орфографическая работа

- техника речи

- развитие словесно - логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

- развитие навыка группировки и классификации

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму

- формирование навыка соотносительного анализа

- коррекция и развитие письменной речи

- индивидуальная коррекционная работа речевой деятельности.

В этом списке я затрудняюсь выделить главные и второстепенные направления, потому что, практически, все они работают на каждом уроке, на различных этапах - своё направление.

Формы, приёмы и виды работы по коррекции речи разнообразны. Их достаточно трудно классифицировать строго по выделенным направлениям, потому, что, как показывает опыт, они универсальны и используются в различных направлениях деятельности, дополняют друг друга, логически связаны друг с другом.

К формам, приёмам и видам работы по коррекции речи на уроках математики можно отнести следующее:

1. Словарно-орфографическая работа.

- уточнение и обогащение словаря

- введение и закрепление математической терминологии

- работа над правильным произношением и написанием математических терминов

На разных этапах урока работа проводится по-разному. Если это новое слово, то, обычно, идёт его представление, знакомство, формулирование значения, освоение произношения, орфографии, представление на опорной схеме, введение в активный словарь. Можно активизировать эту работу: через выявление искомого слова, через работу с составляющими его буквами, слогами, частями. Например,

ЛИ-ДЕ - ТЕЛЬ МОЕ - ГА-СЛА - Е ВАСПРУММРТДА
(делитель) (слагаемое) (сумма)

Задания "Перепутанные буквы", "Найди слово".

В Л Д К Д П Ы Л С
М К Е Л Е У М Е Б
И О Р И М О Ф Н Ю
Ь Л Е Т Ч Е Й Ь Ш
Т Ф М Ь А С Т Ш И
Г Д Е Ч О Ж В Ь Т

Такой подход обеспечивает одновременное коррекционно-развивающее воздействие на внимание, память, наблюдательность, мышление и, как следствие, речевую деятельность. Создаётся возможность самостоятельной умственной деятельности при определении нового слова в сочетании с занимательно-развивающим характером предлагаемых заданий.

Работа с задачами.

  • Уточнение словаря в задачах.
  • Анализ содержания задачи, установление логических взаимосвязей в условии задачи.
  • Умение формулировать вопросы.
  • Умение задавать вопрос к условию задачи, используя различные вопросительные слова - сколько, какова, какую часть:.
  • Умение формулировать и записывать ответ к решению задачи.
  • Умение объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи.
  • Умение составить задачу по краткой записи, картинке, схеме, диаграмме, таблице, составить задачу подобную данной или обратную данной.

Общий приём решения задачи.

  1. Изучить содержание задачи.
  2. Вспомнить, есть ли правило решения задачи такого типа. Если есть - использовать его.
  3. Проанализировать условие задачи.
  4. Составить план решения задачи.
  5. Решить задачу по составленному плану.
  6. Записать решение.
  7. Если нужно, проверить решение.
  8. Записать ответ.
  9. Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный.

Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью, умение говорить фразовой речью.

- Ответы на вопросы учителя.

- Готовить краткие сообщения по дополнительной литературе, например, по истории математики и выступать с ними

- Ответы на вопросы учителя.

- Комментирование выполняемых действий

- Объяснение, доказательство ответа, рассуждения при выполнении задания.

- Речевая отработка алгоритмов действий по опорным схемам, речевым моделям, образцам высказываний, плану, инструкции.

- Ответы на вопросы учителя.

План ответа: "Характеристика целого числа"

  1. Прочитай число.
  2. Это число 1, 2, 3: значное
  3. В этом числе:единиц ::десятков :..сотен ::
  4. Это число (чётное, нечётное)
  5. Это число (простое, составное).

Опорная схема "Сравнение десятичных дробей".

1 шаг: Сравни целые части. 7,5 < 8,03
2,15:..2,42 ?
2 шаг: Сравни десятые доли. 5, 362 > 5, 198
0, 46:..0, 415 ?
3 шаг: Сравни сотые доли. 17, 349 < 17, 351
0, 148:0,146 ?
4 шаг: Сравни тысячные доли. 57,036> 57, 035

Речевая модель ответа:

По опорной таблице даётся речевая модель ответа. Отвечая на поставленный вопрос, ученик самостоятельно формулирует ответ, сверяясь с опорной схемой.

Как найти неизвестное слагаемое?

Х +27= 51. Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно от :

Х= 51 - 27 

Х= 2

24 + 27 = 51

51=51

Развитие словесно-логического мышления.

-Установление логических связей и их объяснение.

Например, соотношения в задачах: "увеличить на:", "уменьшить на..", "увеличить в: раз", "уменьшить в :.раз", процентные соотношения.

- Обоснование выбора, признака, классификации, способа действия.

- Работа с чертежами на уроках геометрии.

- Решение задач на движение, вычисление цены, количества, стоимости.

- Использование межпредметных связей.

- Проведение интегрированных уроков.

- Умение работать с тестами.

Тест "Меры времени (запись в крупных мерах)".

№. Задание. Ответ.
1. 78 секунд 1 минута 8секунд.

1 минута 18 секунд.

2. 26 часов. 1 сутки.

1 сутки 2 часа.

1 сутки 20минут.

3. 310 лет. 3 века.

3 века 10 лет.

4 века.

4. 360 минут. 4 часа.

5 часов.

6 часов.

5. 17 месяцев. 1 год 3 месяца.

1 год 5 месяцев.

6. 29 дней. 7 недель.

4 недели.

4 недели 1 день.

Письменная речь.

- Умение записывать дату, тему урока, заголовок.

- Умение списывать с доски.

- Умение записывать вопросы, пояснения, ответ к решению задачи.

- Умение писать математические термины.

- Умение работать с тестами.

Осуществляя работу по коррекции и развитию речевой деятельности умственно-отсталых школьников необходимо отдавать себе ясный отчёт в том, что пробелы в развитии речи ребёнок самостоятельно не восполнит. Во-первых, потому, что сам он этих пробелов не замечает и не осознаёт. Во-вторых, потому, что пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание, каким требованиям оно должно отвечать. На уроках необходимо систематическое внимание учителя к речи учащихся.

В речевой деятельности основным предметом контроля и оценки должна быть степень соответствия высказывания замыслу, теме которая должна быть в нём раскрыта. Необходимо воспитывать у учащихся стремление к поиску таких слов, которые бы наиболее точно выражали его мысль.

Диагностика результатов обучения.

Определения уровня развития речевых навыков ученика методом педагогического наблюдения.

  Уровень Уровень Уровень
Параметры. 0,5 (недостаточный) 1 (критический) 2 (достаточный)
Словарный запас. Беден, неактивен, новые слова запоминает с трудом, практически не употребляет их в речевой деятельности. Недостаточен. С трудом осуществляет перевод новых терминов в активную речь. Запоминает и употребляет терминологию в активной речевой деятельности.
Умение давать ответ на вопрос. Отвечает на вопросы по образцу, схеме или помощи учителя. Формулирует математические предложения, строит рассказ по заданной схеме. Может разъяснить выполненное действие с использованием терминологии. Оценить правильность речи.
Письменная речь. Может списать с доски или под диктовку учителя. Самостоятельно не может сделать запись в тетради. Делает записи самостоятельно по составленному плану или схеме. Не затрудняется письменно оформлять ответы и выводы, формулировать ответы на вопросы.

Список литературы.

1. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология: Хрестоматия. - Когито-Центр, 2001.

2. Гончарова Е.Л. Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями развития. - М: дефектология, 2001, №3.

3. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1979.

4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Владос, 1999.

5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) - М: ACADEMA, 2003.

6. Тупоногов Б.К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития -М.:Дефектология, 2001, №3.