Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • познакомить с правописанием гласных а - о на конце наречий,
  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способа решения новой языковой задачи,
  • развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

  • учебник "Русский язык" 4 класс С.В.Иванов,
  • схемы,
  • карточки со словами,
  • оформление доски.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Эмоциональный настрой на урок.

II. Основная часть.

1. Чистописание.

На доске:

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

- Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

- Объясните смысл высказывания.

- Вы с этим высказыванием согласны?

- Запишите в тетрадь.

2. Введение нового материала.

- Назовите блок урока, в котором мы сегодня будем работать. ("Правописание". В этом блоке мы учимся правильно, грамотно, без ошибок писать).

- Начнём с традиционной рубрики "Давай подумаем".

- Вызываются два ученика-помощника, которые работают за доской, остальные работают в тетради.

Учитель диктует слова:

слева

вправо

засветло

изредка

дочиста

Открывается доска.

- Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (Наречия)

- Сравниваем, как записали дети.

- Задание было одно, а ребята записали по-разному.

- Какое правило вы не знаете?

(В каких случаях нужно писать букву а? о?)

- Попробуем сформулировать тему урока. ( Правописание гласных на конце наречий) Открывается тема на доске.

- На доске записаны два столбика слов:

справа запросто
издавна настрого
досыта влево

- Работаем с 1 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.

- Понаблюдайте за словами. Что вы заметили?

Выделение приставок и суффиксов в словах на доске и в тетрадях.

Построение схемы, основываясь на ответах детей.

приставки суффикс

с-, из-, до- -> а

- Работаем со 2 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.

- Понаблюдайте за словами. Что заметили?

Выделение приставок и суффиксов в словах на доске и в тетрадях.

Построение схемы, основываясь на ответах детей.

приставки суффикс

за-, на-, в- -> о

- Попробуйте сформулировать правило, опираясь на схемы.

(В наречиях с приставками с-, из-, до- пишется суффикс а, с приставками за-, на-, в- пишется суффикс о).

- Где можно подтвердить или опровергнуть наши предположения?

- Обратимся к рубрике "Тайны языка" (учебник стр.62)

- Прочитайте правило про себя, вслух.

- Чего не хватает в схеме, дополните. (Приставка ис- -> суффикс а)

- Вернёмся к словам, которые писали в начале урока.

Заготовленные схемы переносятся на доску.

- Проверьте. Есть ли ошибки?

Ребята объясняют, доказывают.

- Ещё раз сформулируйте правило. В каких случаях мы пишем в наречиях суффикс а? о?

3. Первичное закрепление.

Работа в группах.

- Разделитесь на группы, консультанты получите карточки со словами.

Задание:

Прочитайте слова. Обсудите в группах, какие нужно дописать суффиксы, допишите. Графически докажите правильность написания.

1 группа 2 группа
  • сначал:
  • задолг:
  • наскор:
  • начист:
  • досух:
  • сперв:
3 группа 4 группа
  • снов:
  • влев:
  • издалек:
  • нацел:
  • задёшев:
  • докрасн:

- Когда выполните работу, в каждой группе выберете человека, который должен распределить слова по столбикам на доске.

с-, из-(ис-), до- -> а за-, на-, в- -> о
  • сначала
  • досуха
  • сперва
  • снова
  • докрасна
  • издалека
  • задолго
  • наскоро
  • начисто
  • влево
  • задёшево
  • нацело

Проверка.

Выборочное объяснение, если ребята справились без ошибок.

4. Самостоятельная работа

Работа по учебнику стр.63 упр. 4

  • 1 вариант - 1 абзац,
  • 2 вариант - 2 абзац,
  • 3 вариант - 3 абзац.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Графически выдели орфограмму.

Проверка.

Самооценка. 2-3 человека оценивают свою работу.

III. Итог.

1) Подведение итогов урока.

- Назовите тему урока.

- Сегодня на уроке какое "открытие" вы сделали?

- Что для вас было интересным?

Домашнее задание: работа в тетради "Пишем грамотно" упр.3;

для любознательных - в орфографич словаре найдите и запишите 10 наречий с суффиксами а, о, которые не прозвучали на уроке.

2) Отметить активных учащихся.