Инновационная система литературного образования младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход в рамках введения ФГОСНОО (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. В этой связи перед учителем реально встаёт вопрос: Чему отдать предпочтение: традиционным учебникам или цифровым ресурсам? Что важнее сегодня: чтение с листа или чтение с экрана?

Работая в пилотном проекте по введению ФГОС НОО, появились новые возможности для развития читательской активности учащихся, формирования потребности в систематическом чтении.

Принципиально Новый подход к литературному образованию младших школьников состоит в отличие Содержательной компетенции:

Способность и привычка совершать восхождение к смыслу произведения (через синтез впечатлений от его содержания и формы).

Возможность вычитывать непрямой (иносказательный) смысл, разгадывать авторский замысел, воспринимать авторское высказывание, заложенное в тексте.

Отказ от фрагментов. Обращение к произведениям детской литературы и фольклора.

Первые уроки обучения грамоте опираются на дошкольный опыт юного читателя. Вхождение в художественную словесность начинается с использованием народного фольклора: считалок, загадок.

Ребятам предлагается инсценирование сказки "Теремок". Желающих на одну роль много. Встаёт вопрос: кого выбрать? На помощь приходит считалка. Но ребята знают очень мало считалок. И начинается увлекательное погружение в народное творчество:

Предварительная фиксация репертуара считалок (работа проходит с использованием компьютера (ведь многие ещё не умеют читать): ребята проговаривают в микрофон, записывают голос, слушают и видят не только себя, но и одноклассника).

  • Обучаем новичков (разучивание в группах).
  • Отработка ритмического пересчета.
  • Ритмические игры с мячом и скакалкой.
  • Собираем любимые считалки наших взрослых: общение в семье, рисование иллюстраций, фиксирование на компьютере, чтение с экрана компьютера.

При помощи данного курса решается проблема читательской мотивации. Чтение преодолевает границы стандартного урока (выход во внеурочную деятельность, в другие предметные области). Приобретается опыт творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Развивается коммуникативная компетенция. На форумах в информационном пространстве появляется возможность услышать, воспринять и оценить читательские версии близких по возрасту других читателей, сравнить чужие версии с собственной. Принять участие в учебном диалоге, посвященном учебной проблеме, задать вопрос учителю и однокласснику, направленный на понимание обсуждаемой проблемы.

Новое чтение позволяет развивать творческие способности. Ребята создают подражательные произведения, ориентированные на изучаемые жанры, особенности творческой манеры того или иного писателя, законы художественного построения отдельного произведения. Через подражание, слушание мы все переходим постепенно к активному чтению.

Второй, новый акцент - обучающее чтение классических детских книг

(Доктор Айболит К.Чуковского), которое сопровождается рабочей тетрадью.Тетрадь помогает организовать в классе или любой другой учебной группе (в читательском клубе) коллективное обсуждение наиболее продуктивных для литературного развития ребенка аспектов знаменитой сказки, выстроить читательскую деятельность детей. Данная тетрадь будет полезна и в условиях семейного чтения - процесс обучения протекает здесь в деятельностном режиме, причем деятельность эта учитывает возможности и предпочтения детей младшего школьного возраста. Это и рисование портретов героев сказки, и подражательное сочинительство, и разыгрывание сценок, и рисование декораций, и многое другое. Причем все эти понятные детям и любимые ими занятия подчинены решению серьезных задач литературного образования начинающих читателей. Весь процесс сопровождается ресурсами в информационном пространстве.

Информационно-образовательная среда:

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС обеспечивает возможность для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. ЦОР позволяют вывести читательскую активность на новый уровень. Ребята часто пользуются различными ресурсами:

Учатся пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации (знакомство с биографией автора, раскрытие значений незнакомых слов)

Отвечают на различные тесты по прочитанной книге

Помещают в форумах свои сочинения, стихи, эссе

Участвуют в обсуждении содержания различных текстов

Размещают свои рисунки в режиме слайд-шоу

Создают мультфильмы, электронные книги

Проектная работа на тему "Считалки наших любимых взрослых"

Ведущие цели проекта:

  • введение ребенка в мир художественной словесности;
  • формирование полноценных читательских позиций школьников;
  • развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;
  • воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Литературная:

1. Обогащение детского репертуара считалок
2. Проживание позиции собирателя фольклорного материала
3. Освоение жанров позиции наблюдателя, исследователя (аналитическая позиция).
4. Наблюдений за разными видами считалок;
5. Освоение роли автора, художника-иллюстратора, дизайнера книги

Коммуникативная:

1. Предъявление продукта своего труда одноклассникам, учителям, значимым взрослым;
2. Тренинг в умении распределять и принимать по договоренности роли;
3. Тренинг в умении понятно для других людей высказывать свои предложения.

Регулятивная:

1. Тренинг умения доводить начатое до конца;
2. Тренинг умения действовать по плану;
3. Тренинг умения сравнить замысел и получившийся результат;
4. Тренинг умения вносить поправки и дополнения в готовый результат.

Технологическая:

1. Создание и запись слайд-шоу в программе iMovie`8 на MacBook.

"Считалки наших любимых взрослых"

Образовательные задачи:

  • формирование навыка чтения и развитие читательских позиций школьников;
  • литературное образование школьников;
  • формирование читательского кругозора и интереса к чтению;
  • развитие семейного чтения;

Ход проекта

1. Определение круга взрослых членов семьи.

2. Работа по сбору и первичному фиксированию (в любом виде) считалок.

3. Каждый учащийся определяет, какая/какие считалка/считалки войдут в книгу.

4. Фиксирование своей считалки с помощью рисунка.

5. Создание слайд-шоу " в программе

Краткая характеристика теоретических и методических идей проекта:

Работа с формой и смыслом художественного текста, обмен индивидуальными читательскими версиями, углубление этих версий на уроке. Экспериментирование с текстом. Обращение к произведениям детской литературы и фольклора. Создание культурного продукта книжки-самоделки, как мотивация учебных действий. Изменение характера учебной коммуникации. Установка на учебное взаимодействие учащихся друг с другом, с членами семьи. Предполагается формирование навыка чтения во всех актуальных для читательской деятельности аспектах: темп, ритм, правильность, осознанность, выразительность, чтение-исполнение.

Интерес к книге, к чтению! Формирование полноценных читательских позиций.

Методическая установка

Выявление активного детского репертуара считалок, расширение детского репертуара считалок. Взрослые, знающие считалки своего детства, обучают тех, кто совсем не знает считалок или просто хочет узнать новые считалки. Обучение происходит в рамках групповой работы в классе и в семье. Фиксация и иллюстрирование сюжета считалок.

В процессе работы были использованы следующие методы:

1. Совместное обсуждение материала считалок с членами семей.

2. Анализ, обобщение материала.

3. Эксперимент.

4. Фотофиксация, иллюстрирование материала.

Считалия

Из окошка мне видна
Расчудесная Страна,
Где живут Считалочки.
Б. Заходер

Введение.

Из всех детских фольклорных игровых жанров, распространенных среди детей младшего школьного возраста, считалка, несомненно, самый живой, активный. Усиливая это утверждение, можно сказать, что это практически единственный бытующий в среде современных детей (тем более - городских) детский живой фольклорный жанр. Пожалуй, одни лишь считалки дети узнают исключительно в своей возрастной среде, перенимая их друг от друга в необработанной (писателями, педагогами, редакторами и т.д.), первозданной форме.

В последние годы произошли существенные изменения в жизни детского сообщества. Особенно значительно изменился быт городских детей. Резко сократилось дворовое пространство, не все дети имеют возможность гулять без присмотра старших - все это ведет к угнетению детских дворовых сообществ. Досуг детей все больше связывается с компьютерными играми, увеличивается время, которое посвящается дополнительным внешкольным занятиям.

Как отразились эти процессы на самом живом детском фольклорном жанре - считалке? Каков считалочный репертуар современных детей 7 - 8 лет? Оказалось, что дети знают очень мало считалок, но тем неменее пользуются ими. Работая в пилотном проекте по введению ФГОС НОО, появились новые возможности для проектных работ различных сюжетных линий. Мы с ребятами решили узнать больше считалок. Для этого мы обратились к взрослым. Эта идея так нас всех увлекла, что в итоге у нас получился очень интересный и многогранный проект "Считалки наших любимых взрослых".

Проект состоит их двух частей:

Часть 1: Эксперимент.

Цель: узнать какие считалки помнят взрослые и похожи ли они между собой.

Часть 2: Нарисовать иллюстрации к сюжетам считалок и оформить их в общий сборник. Разучить как можно больше считалок!

Почему считалку назвали считалкой

Происхождения считалок связано с тем, что в самом слове "считалка" отразилось ее происхождение из потаенного (скрытого) счета. Работа началась с обнаружения внутренней формы слова "считалка" (через подбор однокоренных слов).

Как мы записывали считалки

Записи считалки, которые можно было использовать :

а) запись по аналогии с прозаическим текстом;

б) сплошная запись без знаков препинания и без деления на строки;

в) запись, ориентированная на стихотворный текст

Считалка - фольклорный жанр, который живет независимо от того, как записываются тексты, но обычно считалки записывают (печатают) в соответствии с книжной традицией - по ритмической структуре, "культурная" форма.

Как мы рисовали картинки к считалкам

Проблема отношения считалки к действительности, принципиальная для любого фольклорного жанра. Для иллюстрирования выбираются считалки трех типов.

  • Первый тип - считалки с перечислением. Каждое слово таких считалок отражает отдельные элементы предметного мира, не связанные между собой.
  • Второй тип - сюжетные считалки, запечатлевшие вполне конкретные реальные или фантастические ситуации.
  • Третий тип - "заумные" считалки, не имеющие прямого отношения к предметному миру и состоящие из несуществующих "слов". По сути дела, дети учатся классифицировать считалки по одному из актуальных признаков (в данном случае - по отношению к действительности, к предметному миру).

Небольшой эксперимент:

Поставив задачу изучить репертуар считалок наших любимых взрослых, свой эксперимент мы начали с выявления материала. Каждый ребёнок в процессе общения дома с членами своей семьи попытался записать все считалки, которые вспомнили взрослые из своего детства. И вот, что у нас получилось.

Сравнив считалки, записанные в семьях, мы обнаружили, что фонд считалок большой. Было выделено 15 считалочных сюжетов. Мы назвали их базовым фондом. Приведу и прокомментирую несколько текстов считалок базового фонда с учетом наиболее распространенных вариантов.

":Вышел зайчик погулять".Это единственная из считалок, входящих в базовый фонд, имеющая хорошо известный литературный источник - стихотворение Ф. Б. Миллера, созданное как подпись к картинке для детей младшего возраста:

Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник прибегает,
Из ружья в него стреляет:
Пиф-паф! ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
1851 год

Одна из версий этого считалочного сюжета (краткая) почти точно воспроизводит стихотворение Миллера:

Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф! ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!

Тексты, относящиеся к краткой версии, отличаются друг от друга отдельными словами и строчками. Изменения, которые дети вносят в последние строчки, говорят об их стремлении к оптимистической концовке:

Пиф-паф! ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой!
Пиф-паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал!

Тексты длинной версии по-иному преодолевают "трагичность" заячьей судьбы: после строчки "умирает зайчик мой" следует описание проделок зайчика в больнице, в палатке и благополучное возвращение домой.

"Шла машина темным лесом:"

Этот сюжет имеет краткую и две длинные версии; все они распространены .

Ехала (шла) машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-инте-рес,
Выходи на букву эс.

"На золотом крыльце:"

Яркая особенность текстов, относящихся к этому сюжету - наличие традиционной и современной версий. Традиционная версия имеет полную и усеченную формы:

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?

Особенно ярко этот ставший единственным тип пересчета заявляет о себе в современной версии этого сюжета: из текста исчез вопрос, требующий реакции публики: На золотом крыльце сидели: Мишки Гамми, Том и Джерри, Скрудж Макдак и три утенка. Выходи, ты будешь Понка!

"Аты-баты:"

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, ты и я. (это я),(вышел я)

Эта считалка распространена достаточно широко, но степень варьирования очень незначительная. В первой части считалки, по всей видимости, за счет строгости формы, варьирование отсутствует. Вторая часть в каждом варианте особая, общим элементом является только вопросно-ответная форма и "заумное" вводное сочетание "Аты-баты"; в одном из вариантов вторая часть отсутствует.

Считалки, приведенные ниже, распространены незначительно.

* * *

Катилось яблочко .
Мимо сада, мимо огорода.
Мимо частокола.
Кто его поднимет Тот вон выйдет!

* * *

Конь ретивый
Долгогривый.
Скачет по полям:
Тут и там, тут и там!
Где проскачет он -
Там и выйди вон

* * *

Ани, бани, татании,
Тики-Вики-компании,
Аривас, Акутас,
Тии-вии, Вон! (заумная считалка)

* * *

Шел баран
По крутым горам.
Вырвал (взял) травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон (водить) пойдет! (стабильный, малопопулярный текст)

В результате небольшого эксперимента мы пришли к выводу:

Жизнеспособность считалок подтверждается не только относительным богатством репертуара, активным варьированием, включением реалий современной жизни, но и активным взаимодействием разных считалочных сюжетов.

Во время проведения эксперимента мы обнаружили появление нового способа распределения ролей и установления очередности в игре у современных детей. Речь идет о так называемом скидывании, появившемся в России сначала на правах самостоятельной игры, но постепенно распространяющимся среди русских детей в качестве "игровых прелюдий". "Скидываются" дети так. После произнесения краткого текста, включающего заумную речь ("Камано, нагано, чи-чи-фо!" или просто "Чи-чи-фо!", "Су-е-фа!" и проч.), иногда произносится более развернутый текст ("Камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода, и бутылка лимонада, су-е-фа!"), дети одновременно "выбрасывают" жесты, имеющие символическое значение. Пальцы, сжатые в кулак - камень, открытая ладонь - бумага, разведенные средний и указательный пальцы - ножницы (иногда набор жестов шире - огонь, вода и др. Ведущую роль при скидывании, безусловно, играют символические жесты.

Текст, произносимый ритмично и даже с некоторым напевом, нужен только для того, чтобы обеспечить одновременное предъявление жестов: последний слог служит своеобразной командой. Возможно, такой способ распределения ролей пришел к нам в ответ на резкое сужение дворового пространства и уменьшение численности групп, в которые объединяются дети в играх. Считалки предполагали достаточно большой игровой коллектив, скидывания же больше подходят для двоих-троих.

Выводы:

Этот фольклорный жанр, традиционно бытующий в детском игровом сообществе закладывает основу для литературного развития ребенка, причем происходит это незаметно для самого ребенка, в естественной игровой деятельности и без усилий взрослых. Этот опыт ритмической игры создаёт основу для восприятия стихотворного ритма, развивает чувство ритма у ребенка. Кроме того, на материале считалок дети накапливали опыт фольклорной импровизации и наивного сочинительства. Осваивали опыт носителя фольклорного произведения (участвовали в процессе фольклорного варьирования, передавали и узнавали тексты "из уст в уста", составляли тот самый "народ", который называют автором фольклорных произведений и в чьей коллективной памяти все эти произведения хранятся). Осознание этого опыта помогает сегодня детям понять, как жили раньше такие актуальные для детей младшего школьного возраста жанры, как считалки.

Второе обстоятельство связано с тем, что традиция обращения к этим жанром сегодня в городской среде зачастую попросту отсутствует; дети вообще чаще всего не входят ни в какие дворовые сообщества, в которых только и могут жить эти жанры. Таким образом, встает задач компенсации (отчасти искусственного воссоздания) традиции этих игровых жанров, бесценных для литературного развития ребенка.В процессе работы с простым и привычным материалом, воспринимаемым по преимуществу устно, дети легко и естественно освоили процедуры записи текстов, Дети работали с произведениями этого жанра не только в позиции носителя и исполнителя (игровая позиция), но и в позиции наблюдателя, исследователя (аналитическая позиция). Считалки сегодня являются той площадкой, на которой дети практически, хотя и неосознанно, осваивают законы бытования фольклорного материала. Варьирование текстов, хранение их в коллективной памяти, живая импровизация в процессе исполнения отдельных текстов в сложные тексты-цепочки ? весь этот опыт, приобретаемый детьми в ходе игрового использования считалок, является по сути дела универсальным опытом человечества, накопленным на протяжении многих веков. Поэтому, совместная работа с взрослыми была просто необходима для того, чтобы дети развивали свои коммуникативные навыки, развивали речь, кругозор. Сотрудничество с семьёй - это тот путь, который наиболее качественно может помочь школе привить навык и любовь к книге, к русскому фольклору, художественному слову.

Формирование читателя - это кропотливая и долгая по времени работа. Первые результаты для меня уже видны: дети более вдумчиво читают, лучше отвечают на различные по сложности вопросы по прочитанному, умеют фантазировать, не стесняясь, выражают свои собственные мысли. Думаю, что данная инновационная система литературного образования позволит в полной мере развить читательскую активность младших школьников и заинтересует учителей начальной школы.

Приложение 1.

Приложение 2.