Деятельностный подход к обучению на уроках литературы

Разделы: Литература


В процессе традиционного школьного образования учащиеся должны были овладеть системой знаний, составляющих основу наук. Память их загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями, датами. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, но их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности.

Конструктивно выполнить задачи образования XXI века поможет деятельностный подход к обучению.

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Осуществлять деятельностный подход к обучению мне позволяет современная педагогическая технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
  3. Совершенствовать устную и письменную речь школьников.
  4. Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.
  5. В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Используемые приёмы работы: “Древо предсказаний”, “Толстый и тонкий вопросы”, “Письмо по кругу”,“Написание эссе”, “Чтение с остановками”.

Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация (Приложение).

Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.

Ход урока

1 стадия - “Вызов”.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как всегда, я рада встрече с вами… На предыдущих уроках мы знакомились с рассказом Виктора Петровича Астафьева “Васюткино озеро”. Я поняла, что он произвёл на вас большое впечатление, которое вы активно выразили в групповых синквейнах. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением замечательного писателя. 2 слайд

Фронтальная беседа:

  • Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?
  • Можно ли, на ваш взгляд, назвать хищником человека? Почему?
  • Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?
  • Задумываются ли люди над тем, что они делают?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • К какому выводу мы все вместе пришли?

3 слайд:

Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на Земле.

Прочитайте на слайде название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. Что содержится в этом названии?

4 слайд:

В. П.Астафьев “Зачем я убил коростеля?”

  • Можно ли этот вопрос назвать риторическим? Почему?
  • О чём говорит местоимение Я в заглавии?
  • Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести) 5 слайд
  • Давайте составим “древо предсказаний”, на каждой веточке которого запишем свои версии: что произошло в рассказе? (Версии ребят)

Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии интересны, сюжет получился занимательный.

А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).

2 стадия – “Осмысление”.

Чтение учителем первой части рассказа:

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.6 слайд

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…

(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите цитатами. (“Присела”, “притаилась”, “пугалась”, “бросилась бежать”).

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

Чтение учителем второй части рассказа:

… От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Как вы поняли фразу “дикий азарт”?

- Какую информацию несёт о герое глагол “захлестал”?

- Как будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).

Чтение учителем третьей части рассказа:

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. 7 слайд. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..

(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Какое чувство вы испытали во время чтения?

- Какие фразы особенно встревожили вас и почему? (“До того мне сделалось жалко её”).

- Почему убил? (“Сдуру”, “без надобности”).

- Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?

Чтение учителем четвёртой части рассказа:

… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке. 8-10 слайды.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице? Проживает ли она в нашем поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту). Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных)птиц?

- Почему, на ваш взгляд, повествователь “с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?

Чтение учителем пятой части рассказа:

… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем? 11 слайд.

Вопросы учащимся:

– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?

- Почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой).

- Почему автор дал такое название рассказу? (“Застарелое мучение”. Вопрос, на который не может дать ответ сам).

- О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).

Задания учащимся (можно по группам):

1 группа: Постройте основную цепочку событий (сюжет) повествования. ( Убийство птицы - История трудной жизни коростеля - Муки писателя при крике дергача). 12 слайд.

2 группа: Сформулируйте основные темы текста. (1. Воспоминания далекого детства. 2. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле. 3. Жить по совести с собой).

3 группа: Что можете рассказать о словах, выделенных в тексте? Понятны ли они вам? (Это диалектные слова. Они нам понятны, потому что в нашей местности их тоже употребляют). Для чего же их употребил автор? (Передать особенность местности, показать реальность сельской жизни).

3 стадия – “Рефлексия”.

Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он написан? (Доверительный диалог с читателем). 13 слайд.

Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).

Как вы думаете, слова “стыд” и “совесть” близкие по своему значению? (Сначала мнения учащихся, а затем – обращение к толковому словарю: Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

14 слайд: Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:

  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Совесть без зубов, а загрызет.
  • У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится?

В чём, по-вашему, заключается основная мысль данного эпического произведения?

Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?

Задание учащимся (групповая работа):

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему “После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…”, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. 15 слайд.

(По желанию учащихся работы могут быть прочитаны в классе).

4 стадия – “Домашнее задание”:

Выбрать и выполнить одно из понравившихся заданий:

“Берегите всех зверей природы – убивайте лишь зверей внутри себя!” Написать небольшое рассуждение по данному высказыванию.

Написать эссе “Слово в защиту всего живого на земле”.

Письменно ответить на вопрос: “Как взаимосвязаны жизнь человека и природы?” 16 слайд.