Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха и звуко-буквенного анализа "Занимательные приключения в космосе"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимание его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детскими церебральными параличами (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети. Учащиеся-логопаты имеют речевые диагнозы – общее недоразвитие речи II-III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи, дисграфия, в сочетании с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием. Отсюда, основной педагогической идеей моей работы является – помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым, обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Для меня, как учителя-логопеда спецшколы, главной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика, страдающего тем или иным нарушением речи. В процессе своей работы я предусматриваю развитие сенсорных функций, развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимание; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а так же коррекцией социальных отношений. При коррекции речевых расстройств у детей я опираюсь на учение о взаимодействии речи и мышления, на теоретическое положение о соотношении общих и специфических закономерностей в развитии аномального ребенка, связи развития речи с деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического и речевого развития, о движущих силах психического развития.

Я стремлюсь сделать основной задачей обучения и воспитания моих учеников - интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучение. Систематическую логопедическую работу я направляю на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития я строю так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний.

Я провожу глубокое обследование устной речи и психических функций учащихся. Углубленное обследование имеет цель - распознавание, качественный анализ дифференциация отклонений в речевом развитии. Логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию ребенка с нарушениями речи, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений, чем раньше и точнее мной будут выявлены индивидуальные проблемы в речевом развитии, тем больше времени будет для их коррекции.

Для того, чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, мне необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

На основании имеющихся фактов логопедического обследования и их осмысления, я определяю прогноз дальнейшего развития ребенка, выявляю основные направления коррекционной работы с ним, решаю вопрос о его индивидуальном образовательно - коррекционном маршруте, я реализую в различных формах:

- индивидуальные занятия;

- групповые занятия;

- групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями.

Выбор организационной формы зависит от характера дефекта, степени его выраженности, от психосоматического состояния ребенка.

Я, в своей работе, систематически провожу совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим направлениям:

- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

- коррекция дефектов произношения;

- развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

- формирование и расширение лексической стороны речи;

- практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

- формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.). Задания, упражнения, которые я предлагаю, должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентированна на добровольное включение ученика в деятельность. Создаются такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, непосильные задания.

Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

С каждым годом число детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи в нашей школе увеличивается. Развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе.

Д.Б. Эльконин отмечает, что “от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующие усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии”.

При обучении школьников звуковому анализу, как предпосылке обучения чтению и письму, начинается сознательное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями. Исходя из этого следует, что успех обучения ребенка в начальных классах во многом определяется тем, как он овладевает звуко – буквенным анализом, базирующимся на четких, устойчивых, достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Недостаточная ориентировка в “звуковой действительности языка”, несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. Это наблюдается при недоразвитии устной речи у детей.

В этих случаях коррекция произношения, достигается при помощи одной лишь выработки артикуляционных навыков и обладает минимальным развивающим действием. Коррекция произношения не создает готовности к усвоению грамоты: для этого необходимо одновременно с выработкой нормальной артикуляции звука, работать над звуковым составов слова, учить производить наблюдения над речью, формировать фонематические и морфологические обобщения. В результате такого подхода дети приобретают не только навыки правильного произношения, но и способность к успешному усвоению грамоты и правописания.

Звуковой анализ формируется постепенно, как всякое учебное действие. При этом само действие остается одним и тем же – меняется только степень его осознания, степень сокращенности и обобщенности операций, посредством которых оно осуществляется. Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия.

При осуществлении коррекционного обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, я учитываю закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Исходя из целей и задач логопедического воздействия, первым этапом работы является развитие фонематического восприятия. Так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия я начинаю осуществлять с самых первых этапов работы. Вначале на материале неречевых звуков, а затем постепенно охватываются все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий я провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Очень важно, чтобы ребенок умел опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка необходимо специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладеет. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.Б. Чиркина всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы делят на этапы. Я, в своей работе, опираюсь на данный учебник, использую те же этапы.

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, я провожу в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, я перехожу к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ученика максимально ограничить или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривание ученика подключается на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Для детей с патологией речи требуются специальные методы и способы обучения, предполагающие дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапная автоматизация полученных навыков. Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, считаю использование компьютера. Применение компьютера на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными, интересными, дает возможность управлять учебно – познавательной деятельностью каждого ученика, оперативно вносить соответствующие коррективы. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. А это фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.

Логопедические занятия я строю с учетом принципа развития динамичности восприятия, что предполагает построение логопедического занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Я разрабатываю задания, при выполнении которых у школьников возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию логопата, расширению его возможностей и способностей, а кроме того, развитию механизма компенсации различных психических и речевых функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Моя задача, как логопеда, заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

Данное логопедическое занятие разработано для детей, имеющих недостаточную сформированность фонематических процессов, отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи, затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением.

Основными задачами занятия является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять прямой и переносный смысл фразеологических выражений, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.

Занятие основано на принципе поэтапного формирования умственных действий: т.е. от наглядно-действенного и наглядно-образного к организации действий во внутреннем плане, программирование речевого высказывания, реализация высказывания. В процессе беседы и упражнений логопед осуществляет контроль за речевыми высказываниями детей, определяя для себя их уровень.

Организационный момент занятия имеет цель - сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на учебную деятельность. Поэтому включаются упражнения на развитие внимания, пространственную ориентацию. При развитии пространственных представлений обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в окружающем пространстве.

У наших детей отмечается нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточное развитие ручной моторики, речевой моторики. Недостаточное взаимодействие ручной и речевой моторики - эти логопаты нуждаются в речевой зарядке. Вследствие этого в занятие включена речевая зарядка.

К каждому этапу занятия я даю инструкцию, т.е. конкретное задание учащимся по его восприятию. Инструкции стимулируют учеников к активной работе, нацеливают на анализ воспринимаемого объекта, определяют направление их деятельности, стимулируют познавательные процессы. Логопед должен давать конкретные задания учащимся по его восприятию, определив направление серией вопросов, заданий.

Весь речевой материал подбирался так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Так как, речь младших школьников бедна устойчивыми сочетаниями слов, дети не понимают значений некоторых оборотов, встречающихся в текстах для чтения, - на занятии они знакомятся с новыми фразеологическими оборотами, наблюдают за их особенностями, объясняют их значение. Большое внимание на занятии уделяется совместному поиску – рассуждению, который способствует развитию словесно-логического мышления.

На этапе - итог урока, суммируется учебная деятельность каждого ученика.

Главным условием эффективности является деятельность логопатов. Самостоятельная работа ученика, поиск вариантов ответов, упражнения, осмысление – это делает процесс обучения процессом психического развития ребенка.

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство - пресс”, 1998 г.
  2. Хватцев М.Е. “Логопедия”. Санкт-Петербург, “Дельта”. Масква, “Аквариум”, 1996 г.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.
  4. Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь правильно говорить. Москва, “Просвещение”, 1992 г.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  6. Логопедия, под редакцией Волковой Л.С. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  7. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, Организация логопедической работы в школе, “Сфера”, Москва, 2005 г.

Конспект (Приложение)