Использование ИТК в работе учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа


ВВЕДЕНИЕ

Информационно-коммуникативная компетентность - это один из основных приоритетов в целях общего образования. Системное, эффективное воспитание информационно - коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только в среде ИКТ. Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала такое разнообразие подходов к изучению материала, как информатизация и компьютеризация общества. Информационные технологии раскрывают много инновационных ситуаций, которые можно ввести в современный урок. Использование информационных технологий в преподавании позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень, повысить интерес учащихся к учебе, сформировать положительную мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный, индивидуальный подходы к обучению, соединить движение, изображение, звук. Кроме этого информационные технологии оптимизируют процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и учеников, способствуют повышению педагогической квалификации.

Для учителя, на мой взгляд, очень важно идти в ногу со временем. Только таким образом можно найти контакт с современными детьми и, что очень важно, с современными родителями. Что такое интерактивная доска знает каждый уважающий себя учитель. Этим сегодня никого не удивишь. Функционирует множество курсов по обучению работе с интерактивной доской, много говорится и по использованию ИКТ в целом, но…

Но почти нигде не говорят о системе практического внедрения ИКТ в повседневную работу учителя! Итак, от теории к практике! Хочу представить на ваш суд свою систему практического внедрения ИКТ в деятельность педагога начальных классов. Для удобства восприятия системы, я поместила её в обобщающие таблицы

точечный рисунок (10)

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Рассмотрим три возможных направления практического применения ИКТ в работе учителя начальных классов:

  1. Учитель (взаимодействие учителя с коллегами, администрацией, а также включает работу по самообразованию и самоорганизации).
  2. Ученик (деятельность учащихся, взаимодействие учителя с учениками посредствам ИКТ).
  3. Родители (включает взаимодействие учителя с родителями, взаимодействие родителей и учащихся).

Данная работа ориентирована на ИКТ – активного учителя, готового участвовать в изучении и апробации новых технологических приёмов. Теоретические знания и умения учителя, которые будут служить исходной точкой, расположим в порядке возрастания сложности их освоения (по материалам тестирования учителей школы №253). Список программ можно продолжить, но, на мой взгляд, схема содержит самые популярные на сегодняшний день программы, которые могут быть использованы в образовательном процессе

точечный рисунок (9)

Первое направление

УЧИТЕЛЬ

Первому направлению стоит уделить большое внимание, т.к. всякая деятельность учителя должна «иметь рациональное зерно» для самого учителя. Иначе она останется очередным ненужным «плюсиком», о котором (в лучшем случае) вспомнят при подведении итогов. Были у нас ИКТ? Были! Чтобы избежать такой формальности, учителю стоит просто попробовать применить на практике то, что он уже может воплотить в свою деятельность, а потом его будет не остановить

точечный рисунок (13)

Второе направление

УЧЕНИКИ

точечный рисунок (12)

Третье направление

РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ

точечный рисунок (11)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей статье «Использование ИТ для становления математической культуры младших школьников» Ивашова Ольга Александровна (к.м.н. РГПУ им. А.И. Герцена, С.-Петербург) чётко определила возможности ИТ, говоря о том, что «они позволяют оптимизировать и модернизировать процесс обучения, осуществлять диагностику и управление учебным процессом, организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и предоставлению обучаемым знаний, развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности, стимулировать мотивацию учащихся к обучению, повышать их социальную и профессиональную мобильность, расширять кругозор, способствовать формированию коммуникативных умений школьников».

Новые современные информационные технологии открывают широкий спектр возможностей для учителей и учащихся, уравнивают возможности получения образования для школьников из различных регионов страны.

Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что применение ИКТ позволяет делать обучение интересным и разнообразным по форме, акцентировать внимание на важных моментах, пользоваться справочными материалами, заниматься исследовательской работой, обеспечить объективную оперативную обратную связь, индивидуализировать процесс обучения. Применение учителем ИКТ позволяет направить потенциал родителей в нужное русло, поддерживая здоровый интерес родителей к процессу образования, обеспечивая их своевременную информированность об успеваемости детей.

Но прежде всего следует помнить, что ИКТ - всего лишь инструмент в умелых руках учителя. Остановится ли педагог на достигнутом или будет двигаться дальше к постижению вершин информационных технологий? Будет ли следовать системе практического внедрения ИКТ или его деятельность будет хаотичной? Всё это зависит только от личностных качеств учителя, от его жизненной позиции, от силы его мотивации, от его целеустремлённости, от осознания его особой роли в формировании у детей тех умений, которыми они будут пользоваться потом всю свою жизнь. Использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизирует и делает творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Предложенная система практического внедрения высоких технологий носит рекомендательный характер и призвана рационализировать работу учителя, тем самым положительно влияя на повышение результативности педагогической деятельности.