Познавательно-продуктивный метод проведения коррекционных занятий учителем-дефектологом с детьми с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Метод обучения – это процесс взаимодействия между педагогом и воспитанником, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Познавательно-продуктивный метод проведения коррекционных занятий учителем-дефектологом – это метод организации коррекционно-восстановительной деятельности, который включает в себя совокупность словесных, наглядных и практических методов. При этом отмечается на начальном этапе обучение преобладание наглядных и практических методов.

Познавательно-продуктивный метод проведения коррекционных занятий можно отнести к приемам обучения, т.е. к кратковременному взаимодействию между педагогом и воспитанником в процессе занятия.

По степени осознания восприятия информации этот метод проведения занятий относиться к активным методам, по средствам которого происходит взаимодействие взрослого и ребенка, и ребенок не пассивный слушатель, а активный участник занятия. Если в пассивной форме проведения занятия доминирующей фигурой является педагог, то в активной форме педагог и ребенок находится на равных.

При проведении коррекционных занятий посредствам познавательно-продуктивного метода в подготовительной к школе группе применяется интерактивный метод восприятия информации, как наиболее современная форма взаимодействия активного метода, где участники занятия находятся в ситуации взаимодействия друг с другом.

Учитель-дефектолог является ведущим специалистом группы, координирующим всю коррекционно-компенсаторную работу с детьми.

Анализ методов и приемов многих методик работы с детьми с разными дефектами в развитии, и знания особенностей развития детей с нарушением зрения, помогли составить метод проведения коррекционно-компенсаторной работы – познавательно – продуктивный.

Этот метод педагогического воздействия направлен на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей, через продуктивные виды деятельности.

Нарушение зрения детей сказывается, прежде всего, на их восприятии окружающего мира. У них отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинах, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе и т.д. Неточные представления об окружающем предметном мире затрудняют осмысление материала, и ведет, в лучшем случае, к их механическому запоминанию, и лишает детей возможности применить полученные знания в учебной и игровой деятельности, провоцируя накопление вторичных отклонений в структуре дефекта.

Основная цель познавательно-продуктивного метода – это воздействие на познавательное развитие ребенка через продуктивную деятельность.

Перспективно то, что работа по этому методу опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи детям с нарушением зрения:

  • построение занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями детей,
  • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира,
  • применение игровых приемов,
  • широкое использование средств наглядности.
  • систематичность и последовательность в обучении,
  • комплексный подход к решению всех поставленных задач,
  • учет потенциальных возможностей коррекционно-компенсаторного развития.

Реализуя этот метод, все специалисты в свои занятия включают либо дидактические игры, либо непосредственное создание детьми предметов окружающего мира, используя различные материалы. Т.о., на каждом занятии используются разнообразные приемы работы, и ребенок получает знания, через разные анализаторы. Все занятия проводятся индивидуально или по подгруппам с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.

Один из приемов этого метода – это создание детьми коллективных работ, отражающих ту или иную тему. Эта работа проводится вместе с психологом, и являются частью работы по развитию у детей эмпатии.

Согласно Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной учитель-дефектолог проводит коррекционную работу по 3 основным направлениям: развитие зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировки. Раздел работы по развитию осязания и мелкой моторики входит в каждое занятие.

На примере лексической темы «Дикие животные», я покажу, как можно проводить коррекционную работу, реализуя познавательно-продуктивный метод проведения коррекционных занятий.

Развивая зрительное восприятие во второй младшей группе, большая работа проводится по обучению детей соотнесению предметов и объектов с их контурным и силуэтным изображением. Дети угадывают, кто изображен на картинке. Так же детей учат различать и называть основные цвета, соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реального предмета. Для этого можно предложить ребенку выбрать правильно раскрашенное животное. Большая часть работы этой проходит посредством дидактических наглядных пособий и игр.

В средней группе по этому разделу можно предложить задание по развитию цветовосприятия. Познакомить с методом получения серого цвета, путем смешения черной и белой краски, и попросить закрасить животное методом «тычка» сначала по контуру, а затем этим же методом – тело животного.

В старшей группе детей учат отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту, учат зрительному анализу формы и величины предметов в убывающей и возрастающей последовательности. Например «Построй медведей в ряд, начиная с самого большого».

На 4-м году обучения большинство заданий направлено на обводку зашумленных изображений или наложенных друг на друга изображений. Дети находят заданное животное, обводят его сначала по контуру, а потом закрашивают.

2 раздел коррекционной работы – это формирование у детей навыков ориентировки в пространстве.

Начинается эта работа с выделения и называния частей своего тела, а в конце 1-го года обучения дети учатся определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении, понимать словесные указания педагога. Например: «Поставь мишку за коробку, перед коробкой, положи на коробку, в коробку».

В средней группе продолжается работа по развитию навыков ориентировки «на себе», и «от себя». А также даются начальные навыки микроориентировки (на поверхности листа бумаги), учат определять правую и левую, нижнюю и верхнюю стороны листа. Например: «Возьми лисичку и положи ее в центр листа, ежика положи на верхнюю часть, а волка – на нижнюю часть листа».

В старшей группе детей учат изображать простейшие пути следования на рисунке и словесно, делать простейшие схемы пространства, передвигаться в заданном направлении.

На 4-м году обучения дети уже учатся определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, и закрепляются навыки микроориентировки. Например: «Какое животное на картине находится в левом верхнем углу, в правом верхнем углу?»

Третий раздел коррекционной работы, которую проводит тифлопедагог – это раздел социально-бытовой ориентировки. На этих занятиях он расширяет детские представления об окружающем мире, упражняет в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов.

При проведении занятий следует помнить, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора.

В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова.

При дальнозоркости рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применение пособий и материалов мелкого размера.

А при близорукости не допускается зрительное напряжение, и пособия даются более крупного размера.

При сходящимся косоглазии рекомендуются упражнения на расслабление мышц, и направление взора вверх и вдаль.

При расходящимся косоглазии рекомендуются упражнения на усиление аккомодации и направление взора вниз и вблизи.

Если у ребенка окклюзия левого глаза, его сажают справа от педагога, правого глаза – слева от педагога; при расходящимся косоглазии – по центру.

Следует отметить, что тифлопедагог строит коррекционно-компенсаторную работу, руководствуясь задачами, прописанными в программе. А метод и форму проведения занятий он выбирает сам. Я уже 5-ый год провожу занятия, используя познавательно-продуктивный метод, и убедилась, что метод решает все задачи: и те, которые поставлены в программе, и те индивидуальные задачи, которые возникают у ребенка, в зависимости от зрительного недостатка. Также способствует познавательному развитию, что, на мой взгляд, немаловажно. Основная задача тифлопедагога сформировать всесторонне развитую личность в каждом ребенке.

Персональный сайт учителя-дефектолога Лисовской С.В. «Мы смотрим на мир и радуемся ему»: lisovskay.ru.