Занимательные игры по физике

Разделы: Физика


Известно, что игры оказывают большое влияние на процессы развития: во время игры дети познают окружающий мир, учатся общаться, находить оптимальные пути решения проблемы, проявляют интерес к новым видам деятельности и областям знаний. Поэтому, на наш взгляд, такая форма внеурочной работы, как игра, существенно повышает интерес учащихся к изучению такого серьезного и сложного предмета, как физика. Мы используем игры в кружковой работе, при проведении предметных недель, во время дней «физической» культуры, метапредметных декад «Человек, Земля, Вселенная». В данной статье Вашему вниманию предлагается разработка двух игр, которые проводились в рамках недели физики в нашей школе.

Первую игру мы назвали: «Точно в цель».

В ней принимали участие две команды по 10 человек. В центре зала располагалась переносная доска, закрытая белыми бумажными квадратиками, на которых нанесены баллы за правильный ответ (5, 10, 15, 20, 25). Чем сложнее вопрос, тем больше баллов может заработать участник команды. Под белыми листочками располагаются цветные, каждый цвет - определенная тема. Всего предлагается 6 тем: великие ученые, законы, физические величины, единицы измерения, космические исследования, формулы. Участник команды с помощью маленького резинового мячика с некоторого расстояния выбивает то или иное количество баллов. Члены жюри озвучивают вопрос. Если на него дан правильный ответ, то соответствующие баллы зачисляются на счет команды и следующий участник этой же команды продолжает игру. Если ответ неверный, то ход передается другой команде. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов к тому моменту, когда открыты все листочки. Под некоторыми листками (обычно их четыре) есть пометка: творческий конкурс. В этом случае на заданную тему вопрос предлагают участники другой команды. Вопрос придумывается коллективно. Ответ также может быть получен путем коллективного обсуждения.

В данной статье мы предлагаем вопросы для учащихся 9-х классов.

Тема: «Великие ученые»

  • 5 баллов. Какой ученый открыл закон Всемирного тяготения? (И. Ньютон)
  • 10 баллов. Назовите имя ученого, который согласно легенде, нашел способ определить наличие других веществ, кроме золота в материале, из которого была сделана корона императора Герона. (Архимед)
  • 15 баллов. В честь какого ученого была названа единица измерения давления в системе СИ? (Б. Паскаль)
  • 20 баллов. Какой ученый экспериментально доказал взаимодействие магнитной стрелки и проводника с током? (Г. Эрстед)
  • 25 баллов. Какой ученый придумал способ измерения атмосферного давления? (Э. Торричелли)

Тема: «Законы»

  • 5 баллов. Сформулируйте первый закон Ньютона, закон инерции
  • 10 баллов. Какой закон был открыт Майклом Фарадеем, связывающий изменяющееся магнитное поле с полем электрическим?
  • 15 баллов. Сформулируйте закон Всемирного тяготения.
  • 20 баллов. Какой закон постоянного тока был открыт Георгом Омом?
  • 25 баллов. Сформулируйте закон Джоуля-Ленца.

Тема: «Физические величины»

  • 5 баллов. Какая физическая величина показывает, как изменяется скорость тела в единицу времени?
  • 10 баллов. Как называется физическая величина, которая равна работе совершенной телом в единицу времени?
  • 15 баллов. Какая физическая величина является мерой инертности тела?
  • 20 баллов. Физическая величина, определяющая количество теплоты необходимое для нагревания 1 кг данного вещества на 1 градус Цельсия
  • 25 баллов. Физическая величина, которую можно определить по формуле:

Тема: «Единицы измерения»

  • 5 баллов. В каких единицах в системе СИ измеряется плотность?
  • 10 баллов. Единицей измерения силы тока является…
  • 15 баллов. В каких единицах в системе СИ измеряется частота колебаний?
  • 20 баллов. Вес тела измеряется…
  • 25 баллов. Сколько миллилитров воды содержится в 1 м3?

Тема: «Космические исследования»

  • 5 баллов. В каком году Юрий Гагарин совершил свой полет в космос?
  • 10 баллов. Какой ученый первым определил, что на Солнце есть пятна?
  • 15 баллов. В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?
  • 20 баллов. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
  • 25 баллов. Какие спутники есть у Марса и как переводятся их названия?

Тема: «Формулы»

  • 5 баллов. Как определить давление жидкости на определенной глубине? (формула)
  • 10 баллов. Чему равна потенциальная энергия тела массой m относительно Земли, поднятого на высоту h?
  • 15 баллов. Что такое «момент силы»
  • 20 баллов. По какой формуле можно рассчитать общее сопротивление двух проводников с сопротивлениями R1и R2, соединенных параллельно?
  • 25 баллов. Как рассчитать ускорение свободного падения в какой-либо точке на поверхности Земли?

Вторая игра называется «Алфавит».

Правила игры похожи на правила одноименной телевизионной игры. В центре зала, на полу раскладываются листы ватмана, на каждом из которых изображена одна буква алфавита. Листы раскладываются по окружности, а в центре располагаются пять цветных больших лепестков. Каждый цвет обозначает какой-то раздел физики, изученный на уроках. Играют две команды по 10-12 учащихся. Участник той команды, которой выпал ход, бросает в центр окружности кубик, на гранях которого нарисовано разное количество темных кружков (как для игры в кости). Сколько очков выпадает, столько шагов по алфавиту сделает ученик до определенной буквы. Кубик попадает на один из лепестков, и члены жюри задают вопрос по соответствующей теме, ответ на который начинается с буквы, выпавшей участнику. Если дается правильный ответ, игру продолжает следующий игрок той же команды. Если нет, то ход переходит к соперникам. Выигрывает команда, участники которой первыми дойдут до буквы «Я». Некоторые буквы «позволяют» участникам дополнительно продвинуться вперед, некоторые «возвращают» назад на две- три буквы или предполагают выполнение творческого задания на заданную тему. Обычно это буквы: й, ь, ъ, ы, щ и т.д. Главная трудность, которую могут испытывать организаторы игры, состоит в подготовке вопросов. Это связано с тем, что участники команд могут попадать на одну и ту же букву неоднократно. В таблице, приведенной в Приложении, мы предлагаем частичную подборку вопросов, которую можно использовать в игре команд 10-11 классов.