Игра-соревнование по окружающему миру

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема.   «Дикие животные и птицы зимой».

Цели:

  • обобщить знания детей о птицах и диких животных зимой;
  • систематизировать и обогатить знания о природных связях;
  • развивать речь учащихся, мышление, творческие способности;
  • развивать в детях стремление не останавливаться на достигнутом, узнавать что-то новое;
  • воспитывать любовь к природе, желание помогать братьям нашим меньшим, умение радоваться успехам других, сопереживать их неудачам.

Оборудование:

1.   Картинки из жизни диких животных зимой (медведь в берлоге, белочка и куница, зайцы, волчья стая)
2.   Зимующие птицы (дятел, клест, оляпка, стриж)
3.   Магнитные буквы для составления слова.
4.   Картинки к цепям питания:

  • зерно, мышь, сова;
  • дерево, заяц, лисица;

5.   Звезды маленькие, большие.
6.   Листочки бумаги.
7.   Книжки-сувениры.

У детей:

1.   По 10 звездочек у каждого.
2.   1 большая звезда с пожеланиями.
3.   Лист синей бумаги.
4.   Клеевой карандаш.
5.   Набор цифр от 0 до 5.
6.   Листок бумаги.
7.   Карандаш и ручка.

ХОД ИГРЫ

– Здравствуйте дорогие гости и участники игры-соревнования. Я приветствую вас на игре,  посвященной диким животным и птицам.

Снова зажигаются в небе звезды.
Снова он приходит долгожданный миг.
Нам пора в дорогу, он зовет нас
Загадочный мир, таинственный мир.
Там мы, конечно, встретим
Тысячи приключений,
Там будут с нами рядом
Верные друзья:
Пугливые и беззаботные,
Коварные и благородные,
Смешные и славные
Эти забавные животные.

– Мне хотелось бы вам напомнить правила игры: за каждый правильный ответ каждый участник получает одну маленькую звезду, которую сам наклеивает на свой кусочек звездного неба. Те, кто наберет наибольшее число звезд – выходит в финал, который определит победителя. Для ответов есть наборы цифр от 0 до 5.

I тур

– Итак, начинаем I тур, он посвящен птицам.

Учитель открывает таблицу с рисунками зимующих птиц.

– Как называется группа птиц, которая не улетает зимой из наших мест?
– Можно ли считать, что все эти птицы зимующие? (Нет, стриж – перелетная птица)
– У какой птицы самый длинный нос? (У дятла до 15 см)
– Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя под лед? (Оляпка или водяной воробей)
– Какая птица выводит птенцов даже зимой, в феврале? (Клест)
– А почему, нам расскажет …
– Что для птиц страшнее голод или холод?

Обобщение ответов.

– Как мы можем помочь птицам зимой?

– На этом I тур завершен. Давайте подведем итоги этого тура (5 звезд)
– Кто набрал 5 звезд? Встаньте.
– Молодцы! Ну, а у остальных есть возможность догнать во II туре.

II тур

– Составьте из данных букв самое длинное слово, если есть необходимость, можете взять вместо недостающей буквы одну заработанную ранее звезду. Запишите слово на листочке.

(Дети должны составить слово «животное»)

– Итак, во II туре мы будем говорить о диких животных.

Учитель вывешивает картинки «Зайцы», «Белки», «Волки», «Медведь в берлоге».

– Посмотрите внимательно на доску.
– Как называются эти животные?
– На каждой картинке есть номер. Я буду задавать вопросы, а вы будете поднимать цифру с правильным ответом.
– Какие животные не делают запасов корма на зиму? Почему? Дополните ответы.
– Кто из животных всю зиму проводит в спячке? Назовите других животных.
– Кто из диких животных заготавливает корм на зиму?

Блицтурнир (с объяснением ответов)

– Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)
– Все ли зайцы зимой белые? (Нет, только беляк)
– Про кого говорят, что его «ноги кормят»? Почему? (Волк)
– Кто полгода живет без обеда? (Медведь)
– Что теряет этот зверь каждую зиму? (Жир)

– А теперь послушайте рассказ Н.Сладкова «Загадочный зверь».
– О каком звере идет речь в этом рассказе?

Подведение итогов II тура (максимально 9 звезд)

– Кто набрал наибольшее число звезд? Переходим к III туру.

III тур

Определение цепей питания.

– Определите правильную последовательность. Если она правильная, то вы поднимаете табличку с цифрой 0, если нет, то две таблички с цифрами, которые нужно поменять местами.

1 цепочка:   колосья  _____сова  _____ мышь
2 цепочка:   лиса        _____ заяц _____ дерево 

Подведение итогов III тура (макс. 2 звезды)

Финал

Ребятам, максимальное количество звезд (от 15) , предстоит составить как можно больше слов из слова «животные» (за 3 минуты)

(живот, жито, тени, вино, нож, ноты, тон)

Остальные составляют слова из слова «зимушка»

(зима, мука, мушка, ум, шум)

Подведение итогов.

– Вот и закончилась наша игра. Наибольшее количество звезд набрал…

Награждение победителей. Вручение сувениров.

– Прочитайте ваши пожелания.
– Всем гостям и участникам игры: «Спасибо!».