Односоставное предложение. Подготовка к ГИА. 11-й класс. Теория и практика

Разделы: Русский язык

Класс: 11


В данном материале представлены разработки двух уроков русского языка в 11 классе по осложнённому повторению синтаксиса простого предложения по программе В.В. Бабайцевой (профильный уровень). В приложенных презентациях содержится дидактический материал с анимационными ключами для фронтальной работы над теорией (1-й урок) и практикой (2-й урок) односоставных предложений. Уроки сориентированы на выполнение задания В4 ЕГЭ, а также написание сочинения в формате части С.

Урок 1. Односоставные предложения.

Цели:

  • повторить признаки односоставных предложений разных видов;
  • углубить знания об односоставных предложениях и их употреблении в речи.

Оборудование: компьютерная презентация 1 (Приложение 1), таблица «Виды односоставных предложений» (Приложение 3).

Ход урока

I. Лексическая разминка.

1. Подберите соответствующие русские эквиваленты (слайд 2):

Заимствованное слово Русский эквивалент Ключ
Коммуникация
Лаконичность
Нюанс
Ситуация
Специфичность
Структура
Экспрессивность
Этикет
краткость
выразительность
оттенок
общение
положение
строение
особенность
вежливость
общение
краткость
оттенок
положение
особенность
строение
выразительность
вежливость

2. В каком предложении вместо слова ЛИЧНОСТНЫЙ нужно употребить слово ЛИЧНЫЙ? (слайд 3)

  1. Истина личностная, общественная, «космическая», одна не противоречит другой.
  2. Я хотел бы Вам задать личностный вопрос.
  3. Известно, что «персонифицированная», личностная информация – один из важнейших принципов телевидения.
  4. Необходимо преодолеть «плоскостное» видение реальности, не остаться глухим и слепым к человеку, уметь увидеть в человеке под оболочкой личностное ядро.

Как проявляются личностные качества человека в его речи?

II. Анализ речевой ситуации и текста

(текст записан под диктовку и проверен по ключу (слайды 4, 6)

Микроавтобус следует по своему маршруту.
– Пожалуйста, остановите возле магазина!– негромко просит водителя немолодая дама.
Маршрутка мчится дальше.
– Молодой человек,– вновь обращается дама,– теперь возле следующего дома остановите, прошу вас!
– Громче говорить надо! И предупреждать заранее!– недовольно бросает водитель, останавливая маршрутку прямо в луже. Дама выходит, поблагодарив.
– Тормози, командир!– паренёк в «аляске» кидает слова, точно стреляет.– Прям здесь!
Маршрутка мигом замирает. Паренёк выходит, продолжая что-то жевать…
(Д.Е. Савицкий)

Вопросы для осмысления текста. (Перспективное задание: написать сочинение в формате части С ЕГЭ по этому тексту). (слайды 5, 7, 8):

  • Ваши впечатления?
  • Можете ли вы подтвердить реальность описанной сцены?
  • Соответствует ли стиль общения речевой ситуации?
  • Как вы оцениваете речевое поведение героев? Какие этикетные нарушения вы увидели?
  • В чём парадоксальность ситуации? Кто из героев, по вашему мнению, берёт верх? Как же быть «немолодой даме»: с волками жить – по-волчьи выть?
  • Как вы сформулируете проблемы, поднятые Д.Е. Савицким в данном тексте?
  • Можно ли сделать вывод, что автор утверждает действенность речевого бескультурья?
  • Какова его оценка действующих лиц?
  • В каких произведениях художественной литературы вы встретились с подобным? Какие отрицательные персонажи изобличаются посредством их собственной речи?
  • Итак, ни водитель, ни парень в «аляске» не произносят ни одного вульгарного слова, однако их речь оскорбительна, по меньшей мере, обидна. Почему? В чём проявилось речевое бескультурье и водителя, и молодого человека?
  • Можно ли утверждать, что в самой природе односоставных предложений заложен «антикультурный элемент» и их употребление нежелательно? Когда безличные «обижают»? В каких ситуациях односоставные предложения предпочтительнее или единственно возможны?

III. Сообщение темы урока и постановка задач

(слайды 9-10)

ЕГЭ: В4. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

Как вы думаете, почему для экзаменационной проверки предложено данное задание?

Почему оно в разделе повышенной сложности?

Что нужно знать и уметь для правильного выполнения задания?

IV. Повторение теоретических сведений и закрепление практических навыков.

Таблица «Виды односоставных предложений» (Приложение 1) была дана учащимся в качестве домашнего задания к данному уроку (вопрос 6 на с. 316).

Вопросы и задания для коллективной работы по презентации (слайды 11-35).

Какое предложение называется односоставным?

Определите способ словообразования:

Данное слово Исходное слово Способ словообразования
двусоставный
односоставный
личный
определённый
неопределённый
безличный
назывной
два состава
один состав
лицо
определить
определённый
без лица
называть
сложно-суффиксальный
сложно-суффиксальный
суффиксальный
суффиксальный
приставочный
приставочно-суффиксальный
суффиксальный

На какие группы по форме главного члена делятся односоставные предложения?

Тесты с проверкой и комментарием.

В какой форме стоит глагол-сказуемое в определенно-личных предложениях?

  1. в форме 1-го лица;
  2. в форме 2-го лица;
  3. в форме З-го лица;
  4. в форме прошедшего времени.

Выделите форму слова, которая не может быть сказуемым в односоставном определенно-личном предложении. Объясните почему.

  1. Пишу, пишешь, пишет, будем писать.
  2. Сядь, сядьте, пусть сядет, сядем.
  3. Буду уверен, будьте уверены, уверен.
  4. Читаю, читают, читай, читаешь.
  5. Пою, пой, пел, споет.

Какие глагольные морфемы помогают определить лицо?

-у -ю -ешь -ишь -ет -ит -им -ете -ите -ут -ют –ат -ят -и -те

Почему в определённо-личных предложениях невозможна форма 3-го лица?

В какой форме стоит глагол-сказуемое в неопределенно-личных предложениях?

  1. в форме 3-го лица ед. ч.
  2. в форме 3-го лица мн. ч.
  3. в форме прошедшего времени ед. ч.
  4. в форме прошедшего времени мн. ч.

Выделите форму слова, которая может быть главным членом неопределённо-личного предложения.

  1. Сказали бы, сказал, пусть скажет
  2. Сделаем, сделал, сделали.
  3. Сидит, пусть сидят, сидим.
  4. Говорит, говорят, говорил.

В каких формах стоит глагол-сказуемое в обобщённо-личных предложениях?

Любишь кататься – люби и саночки возить. Как аукнется – так и откликнется. Взялся за гуж(?) не говори, что не дюж(?). Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Век живи – век учись. Не спеши языком – торопись делом.

Возможна ли в обобщённо-личных предложениях форма прошедшего времени?

Какими частями речи может быть выражено сказуемое в безличном предложении?

  1. глаголом в неопределенной форме;
  2. именем существительным;
  3. наречием;
  4. кратким прилагательным в форме среднего рода;
  5. кратким страдательным причастием в форме среднего рода;
  6. глаголом в спрягаемой форме.

В какой форме стоит глагол-сказуемое в безличных предложениях?

  1. В 3 л. множественного числа.
  2. В 3 л. единственного числа настоящего времени.
  3. В прошедшем времени мужского рода.
  4. В прошедшем времени среднего рода.

Выделите грамматические основы.

Определите, что выражают безличные предложения:

  1. состояние природы или окружающей среды;
  2. физическое или психическое состояние живого существа;
  3. возможность, невозможность, необходимость;
  4. наличие или отсутствие чего- либо.

На маленьком острове не было ни милиции, ни суда
Посетителей в коридоре нет.
На улице сыро.
Мне грустно потому, что весело тебе.
Мне необходимо срочно уехать.
Отцу долго нездоровилось.

Охарактеризуй грамматические основы предложений.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. – Не учиться – стыдно! Вам вредно курить. Курить – вредно! Хочу… Хочется… Хотелось бы… У меня болит.. – Мне нездоровится.
Кажется, что…- Кажется, рассветает. Темнеет. Темно. Не бояться! Вам бы задуматься…
Было приказано остановиться. Надо… можно… необходимо.. Совестно… Нет..
Охота…страх… ужас… пора… невмочь… Ни шёпота, ни шороха. Ничего. Смеху-то! Вам бы всё хи-хи да ха-ха! Позвони, чтобы предупредить.

Почему инфинитивные предложения логично отнести к безличным?

Укажите назывные предложения.

Снег. Снег? Не снег. Был снег. Свежий снег! Снег свежий! Снегу… Снег!.. Как описать его? Влажный, по-февральски темнеющий снег. За окном – снег. Снег и мороз. Снег февраля. Ни снега, ни мороза.

Укажите назывные предложения.

Москва. Вот и Москва. Вот тебе и Москва… Ай да Москва! Москва! Как много в этом звуке… Москва! Люблю тебя, как сын… Москва и москвичи. Только бы Москва!

Какие предложения можно отнести к назывным?

  1. – Жалкие люди! – сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев.
    Гость поднялся, протянул руку:
  2. – Мамедов.
  3. – Эх, Ваня-Ванюша! – покачал он головой.
  4. – Ветер, ветер! Ты могуч…

Как отличить назывное предложение от неполного двусоставного? Какие второстепенные члены делают предложение без выраженного сказуемого двусоставным?

Что отличает вокативное предложение от обращения?

Что мешает отнести именительный представления к полноценным номинативным предложениям?

К какому виду односоставных предложений можно отнести обобщённо-личные, инфинитивные, вокативные предложения?

V. Обобщение и рефлексия.

  1. Упростите таблицу «Виды односоставных предложений» в соответствии с традиционной классификацией.
  2. О каких предложениях идёт речь? (слайды 36-37)
    1. В них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли» (А.М.Пешковский)?
    2. «Обозначение действующего лица в этих конструкциях не является целью высказывания» (А.Н.Гвоздев)?
    3. Эти предложения «могут быть распространены только определениями – согласованными или несогласованными» (Н.С.Валгина)?
    4. В этих предложениях «сказуемое не может быть в форме третьего лица» (Н.С.Валгина)?
    5. «Глагол не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передаётся его личным окончанием» (Н.С.Валгина)?
  3. Сформулируйте как можно лаконичней памятку для определения вида односоставного предложения.
  4. Оцените своё самочувствие на уроке. При выполнении каких заданий вы чувствовали себя уверенно? Какие задачи ставите перед собой? Что нужно уточнить, повторить?

VI. Домашнее задание: упражнения по выбору (упр.436-440), задание В4 ЕГЭ (варианты 1-5 с самопроверкой). (слайд 38)

Урок 2. Односоставные предложения (практикум).

Цели: отработать практические навыки распознавания односоставных предложений в тексте и определения их роли в речи.

Оборудование: компьютерная презентация 2 (Приложение 2), таблица, дидактические карточки №1, №2 (Приложение 3).

Ход урока

I. Словообразовательная разминка. (слайд 2)

Проверка домашнего задания.

II. Отработка практических навыков.

1. Определение вида односоставных предложений по расширенной и традиционной классификации. Работа в группах. (Приложение 3. Дидактическая карточка №1)

Какие предложения взяты из учебного пособия «Культура русской речи» Мурашова А.А.? Почему не удалось подобрать примеры разных видов односоставных предложений из этого источника?

2. Запись текстов под диктовку с самопроверкой (слайды презентации 2) и выполнение заданий к текстам.

1) Запишите отрывок из дневника В.В. Вересаева. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, определите их вид. (слайд 3)

На жизнь свою оглядываюсь с благодарностью. Судьба была ко мне благосклонна, даже больше - баловала меня. И самый ценный дар: она дала мне способность знать своё место и не переоценивать себя. Поэтому я почти избавлен от самых тяжёлых страданий – зависти и обид самолюбия. Смотрю вперёд: много в жизни радостного. Кончу роман, возьмусь за работу над Пушкиным…

Добавьте местоимения в определённо-личные предложения. Что изменится?Что вы можете сказать о личности автора? Какие конструкции убеждают нас в отсутствии у него «обид самолюбия»?

2) Прочитайте выразительно стихотворение М.Андреева. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, объясните их уместность в тексте. (слайд 4)

Кедровник начисто срубили,
А были кедры хороши!
Когда рубили,
говорили,
Что рубят на карандаши.
Дымят встревоженные дали.
Ворчит обугленная гать.
Карандашей-то
настрогали,
А что же ими рисовать?

Можно ли найти виновного в уничтожении природы? Автор предельно лаконичен и сдержан, но как ярки его эмоции и однозначно отношение к содеянному теми, лицо которых не определено! В каких предложениях он подчёркивает отсутствие признаков личности – сознания, сердца и ответственности человека? Что, по мнению поэта, имеет душу и разум? (Обращаем внимание на подлежащие двусоставных предложений и олицетворения, с ними связанные).

3) Опустите, где можно, подлежащее. Какими стали эти предложения без подлежащего? (слайд 5)

Ты находишься в начале долгого жизненного пути. Всё у тебя в будущем. И эту будущую жизнь ты хочешь прожить достойно. Поэтому ты ищешь для себя благородные примеры в настоящем и прошлом, ты читаешь книги, ты изучаешь историю. Ты надеешься принести пользу людям. Ты заранее подумай, к какому делу приложишь свой ум и свои руки.

4) Подчеркните и охарактеризуйте грамматические основы, объясните их уместность.(Отмечаем, что в этой ситуации безличные не «обижают» - они исключают субъективность, придают высказыванию характер непреложной, объективно существующей истины). (слайд 6)

…Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие. (Н.И.Новиков, 1770г.)

5) Почему лаконичные односоставные не вытеснили двусоставные? (слайд 7)

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в неё плюют.
(В.С. Высоцкий. Я не люблю)

Вы анализировали тексты на разные темы, но что их объединяет? (личность, личностное отношение к предмету речи)

3. Развитие речи. Работа с синтаксическими синонимами.

Публицистический стиль предполагает использование всех экспрессивно-стилистических возможностей языка. Сравните речевые модели, предлагаемые для сочинения части С ЕГЭ. Какую форму вы предпочтёте и почему? Какая форма выражения мысли Вам кажется ближе, удобнее, точнее, нужнее в Вашем сочинении? Почему? (слайды 8-9)

Считают, что.. Считается, что…
Не могу не согласиться…
Нельзя не сказать…Говорят, что… Поговаривали о том…
Когда читаешь…Когда я читаю…
Могу с уверенностью утверждать… Можно утверждать, что…
Хочу отметить… Хотелось бы подчеркнуть…
Думаю, что…Думается, что…
Не зря говорят…
Когда я задумываюсь… Задумаешься, бывало, …

III. Домашнее задание: (слайд 10)

Выберите один из записанных текстов.

Выделив главную проблему, прокомментируйте её.

Сформулируйте авторскую позицию.

Выразите своё отношение к ней и обоснуйте его, приводя примеры из жизни и литературы. Напишите сочинение в формате части С ЕГЭ.

IV. Индивидуальная работа с самопроверкой: задание В4 ЕГЭ (варианты 6-12).

Определение вида односоставного предложения в составе сложного:

6 7 8 9 10 11 12
6-12              

V. Проверочная работа. (Приложение 3. Дидактическая карточка №2)

Литература

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля /. В.В. Бабайцева. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник. Предпрофильное обучение/ В.В. Бабайцева. – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка: более 200 рядов паронимов/ Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – Изд. 6-е, перераб. И доп. – М.: Логос, 2008.
  5. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  6. Мурашов А.А. Культура русской речи: учебн.пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. профиля/ А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2008.
  8. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010.