Технологии сотрудничества при обучении математике. Комплект технологических карт по математике (6-е классы) для организации самоконтроля и самоанализа

Разделы: Математика


“Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно”.

Немецкий писатель Лессинг

Технология сотрудничества – это совокупность методов совместных действий, направленных на реализацию определенных целей и задач. Век современных технологий, новая школа, аттестация учащихся в форме ЕГЭ, заставляет учителя задуматься о функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, а также о новой этике отношений: “учитель – ученик”, “ученик – родители”, “родители – учитель”. В данном случае речь идет о технологии сотрудничества, которая является удобной формой работы учителя с учениками и их родителями. Это доступный для каждого учителя способ решения учебных проблем, не меняя при этом содержания обучения и не ломая основной его формы. Эта технология не требует больших усилий и много времени для ее освоения но выполняет много функций, необходимых для развития и воспитания учащихся. Она позволяет каждому ученику:

– проявить избирательность и своевременно организовать свою учебную деятельность;
– осуществить самоконтроль своей деятельности;
– выйти на самостоятельный творческий уровень;
– повысить степень уверенности себе.

Учитель имеет возможность осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Выстраивать рабочие деловые отношения, в которых каждая из трех сторон “учитель – ученик – родители” имеет определенные обязательства, и организовать работу по самоконтролю и самоанализу учащихся.

Процесс обучения представляет сложную целостную и динамическую совокупность действий педагога и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования и общего развития обучения. “Обучение любому учебному предмету следует рассматривать как обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета” – писал Ю.Конаржевский. Родители обучаемых считают, что учитель должен научить ученика, перекладывая весь груз своей ответственности на учителя. Ученик считает, что учитель должен его научить. Хотя наверняка, каждый из нас понимает, что единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность самого обучаемого. С точки зрения личностно-ориентированного обучения, никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно-значимых образовательных процессов. Необходимо обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Такие смыслы могут образовываться на основе познания основ мира и самого себя.

Особое место в образовательном процессе отводится деятельности ученика по сопоставлению личных образовательных продуктов и их аналогов из кладовой общечеловеческих достижений.

Образовательное приращение ученика происходит по отношению ко всем типам содержания образования. Ученик осмысливает свой начальный уровень знаний и сопоставляет его с конечным уровнем, определяет, в чем и насколько произошли у него изменения. Выявленное и обозначенное приращение содержания образования каждого ученика, достигаемое с помощью специальных средств контроля, – необходимое условие оценки эффективности индивидуального образовательного движения ученика.

При подготовке к уроку учитель ставит перед собой цель урока, тщательно продумывает этапы урока и т.д. Ученик слышит цель урока в начале и при подведении итогов урока. Но как гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я думаю – я усваиваю”.

Всей картины своей деятельности в целом, в этом случае, ученик не видит. Необходимо создать план-проект совместной работы, чтобы ученик явно видел перед собой цель своей деятельности, смог спланировать свою работу и оценить результаты своего труда, осознавая, что ему нужно сделать еще, чтобы своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и достичь более высоких результатов, возможно, осуществить творческий подход к изучаемой теме, с учетом своих интересов и индивидуальных особенностей. Определенные обязательства в работе по данному плану-проекту должны быть у каждой из трех сторон.

Учитель: готовит план-проект “Технологическую карту” и раздает или отправляет по электронной почте каждому ученику, организует работу по достижению поставленной цели, осуществляет внешний контроль, проводит рефлексию, ведет тематический учет знаний учащихся.

Ученик: видит перед собой цель по каждой изучаемой теме, выполняет предлагаемую учителем работу (для достижения поставленной цели, возможно, организует ее самостоятельно, с учетом своих индивидуальных особенностей), выставляет оценку за соответствующий вид контроля в свою технологическую карту. Если не доволен своим результатом, выполняет работу над ошибками или другую работу. Если результат хороший, то продолжает работу по повышению уровня знаний. Так, в течение изучения каждой темы раздела, ученик постоянно ведет самоконтроль своей деятельности, проводит работу по самообразованию, чтобы получить высокую итоговую оценку.

Родители: имеют возможность контролировать учебную деятельность своих детей по изучаемой теме, т.к. технологическая карта всегда находится у ученика. По такой карте родитель видит, за что поставлена оценка, что умеет или не умеет ученик, что он предпринимает, чтобы исправить или повысить свой уровень. Родитель может вовремя поддержать или похвалить своего ребенка, не отдаляться от проблем и трудностей своих детей.

В технологической карте представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: это целеполагание, диагностика, структура учебного процесса, коррекция, оценка деятельности ученика.

Основной объект проектирования в технологической карте – это учебная тема.

В графе целеполагание – учитель проектирует цели обучения. Учитель формирует цели в форме: “знать…”, “уметь…”, и т.д. В основе этой ответственной деятельности учителя лежат государственные документы стандарта и программы.

Диагностика – это установление факта достижения конкретной цели. Диагностика включает в себя 4 задания. Два первых – на уровень “Удовлетворительно”. Их обязаны выполнять все учащиеся. Третье задание – это уровень “Хорошо”. Четвертое задание – это уровень “Отлично”. Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания цели, уровня школы.

Структура учебного процесса – представляется цепочкой уроков по изучаемой теме, которые разбиваются на группы. Каждая цель, это группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута эта цель, во-вторых, это программы развития мышления, памяти, внимания, самостоятельности, трудолюбия, умения добиваться поставленной цели.

В случае затруднений при выполнении диагностики или в случае, когда учащиеся не прошли диагностику, они обращаются к графе “Коррекция”, в которой учитель указывает, на что нужно обратить внимание, что выучить, чтобы достичь поставленной цели. Рассматривается решение одного из заданий диагностики в качестве образца.

Ученику предоставляется право выбора будущей оценки в полном соответствии с Законом “Об образовании”. А это, несомненно, проявление уважения к личности ученика.

Для анализа и самоконтроля своей деятельности, в технологическую карту включена таблица оценки деятельности ученика. Эту таблицу ученик заполняет своими оценками за диагностику, контролирует свою успеваемость по каждой теме, видит, где и что нужно доработать и понимает, за что он получает плохую оценку, если не выполняет соответствующих требований. Гордится своими успехами, если таблица заполнена хорошими оценками, намечает дальнейшие перспективы своей учебной деятельности.

Благодаря системе обозначенных целей в технологической карте у ученика выстраивается четкая система требований к его знаниям и умениям.

В диагностике реально выполняется принцип гарантированности подготовки ученика:

– равноправное положение учителя и ученика;
– ученики знают требования к ним.

Предлагаю для работы с учащимися 6-ых классов комплект, состоящий из 8 технологических карт для учителей, работающих по учебнику Н.Л.Виленкин “Математика, 6 кл.” (См. Приложение 1-8)

Диагностику в технологической карте учитель может изменить с учетом уровня школы.

Наличие рабочего словаря предполагает, что ученики должны знать, понимать и грамотно писать математические термины и понятия.

Считаю, что информация по технологии сотрудничества в обучении математике и использование технологических карт поможет учителю в работе над повышением качества знаний обучаемых.