Урок русского языка "Словообразование. Орфография"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Урок по русскому языку в 6 призван в интересной, увлекательной форме повторить изученный материал по данной теме: способы образования слов; орфографические правила, связанные с правописанием гласных а,о, е,и в корнях с чередованием, правописанием приставок пре-, при- и др. Форма урока ( восхождение на вершину) выбрана не случайно: во-первых, в классе обучаются только мальчики , а альпинизм – дело мужское (огромную роль играет воспитательный момент урока: воспитание дружбы, взаимовыручки среди ребят); во-вторых, место жительства – Северный Кавказ помогает максимально правдоподобно прочувствовать, «погрузиться» в ситуацию.

Восхождение предполагает следующие этапы пути:

  1. Подготовительный (в базовом лагере);
  2. «Утро в горах»
  3. «Встреча с опасностью»
  4. Физминутка
  5. Отдых
  6. Штурм вершины

На каждом этапе пути следует обращать внимание не только на правильность выполнения задания, но постоянно поддерживать дух взаимопомощи среди школьников.

Презентация к уроку (музыка В. Высоцкого, виды Кавказских гор) помогает создать эмоциональный настрой на уроке. При работе с презентацией следует помнить, что центральным является слайд 6. На нём показан склон горы, по которому проложен маршрут восхождения. На склоне горы находятся интерактивные кнопки- этапы пути, после нажатия на которые появляются красные флажки и красная линия пути (границы кнопок скрыты, замаскированы, чтобы не нарушать общий вид склона горы, поэтому перед проведением урока следует потренироваться в их нахождении и использовании). После каждого этапа пути при помощи кнопки «Домой» происходит возврат к слайду 6.

Для работы на уроке предлагаются маршрутные листы (1, 2) по вариантам, а также для заключительной творческой работы – Дневник восхождения, который ученики заполняют самостоятельно.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.
  2. Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
  3. Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.

Развивающие:активизировать память, развивать внимание, логическое мышление

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать доброжелательность, чувство ответственности за товарища.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные вами при изучении разделов «Словообразование» и «Орфография». (Слайд 2) Вы накопили реальный багаж знаний, который вам будет необходим для покорения вершины. Восхождение! Вот что вас сегодня ожидает. И это не случайно!

(Слайд 3) Мы живём на Северном Кавказе! В краю гор! Многие столетия горы пугали людей своей грозной мощью, неприступностью склонов, холодным дыханием ледников, таинственным мраком ущелий. Но никогда человек не переставал любоваться белоснежными вершинами, мечтая их покорить.

Что же так неудержимо влечёт людей в горы?

Красоты горных пейзажей?

Возможность испытать себя опасностью, холодом и высотой?

Щекочущий нервы риск, жажда преодолеть то, что кажется непреодолимым?

(Слайд 4) Один из возможных ответов на эти вопросы содержится в словах известного альпиниста Майкла Эрцога:

«В борьбе с вершиной, в стремлении к необъятному человек, побеждая, обретает и утверждает прежде всего самого себя».

Вот в чем кроется истинная причина того, что люди издавна стремятся в горы, покорять неприступные с виду вершины – это утверждение себя, собственного я, преодоление страха, слабости, неуверенности в себе.

Покорять вершины издавна было мужским занятием! (Слайд 5) Вам и предстоит такое нелёгкое, но интересное восхождение.

(Слайд 6 – Демонстрация горы, вершину которой и будут покорять учащиеся: на склоне горы находятся интерактивные кнопки- этапы пути, после нажатия на которые появляются красные флажки и красная линия пути (границы кнопок скрыты, замаскированы, чтобы не нарушать общий вид склона горы, поэтому перед проведением урока следует потренироваться в их нахождении и использовании).

Подготовительный этап. Базовый лагерь. Выходить на штурм вершины, основательно не подготовившись легкомысленно и опасно.

Первое, что нужно обсудить – маршрут восхождения.

Вам предстоит преодолеть 5 сложных этапов по пути к вершине. Чтобы не заблудиться в пути, не отстать от класса, каждому из вас приготовлены маршрутные листы (Приложение 1, Приложение 2), которые являются руководством к действию.

Горы не любят слабых, неподготовленных. Вы будете продвигаться в связках парами: без помощи друга иногда просто не обойтись.

(Слайд 7) Второе, о чём нужно знать каждому человеку, отправляющемуся в горы, мы прочитаем в инструкции, но сначала необходимо восстановить её первоначальный текст, поставив пропущенные глаголы на свои места:

Альпинист должен быть всегда готов встретиться с опасностями, которые его ожидают, уметь вовремя их распознать и избежать.

Инструкция – документ важный, в нём нет случайных слов, внимание следует обратить на глаголы. Какими способами они образованы? Случайны ли эти морфемы?

Встретить-ся – суффикс предупреждает, с опасностями придётся встретиться именно тебе, каждому из вас;

О-жидают приставка помогает понять, что безопасных гор не бывает, они полны коварства и обмана, ждут подходящего момента, чтобы наказать вас за дерзость;

Рас-познать – среди обманчивых красот, окружающих тебя, нужно видеть главное- опасность;

Из-бежать – приставка говорит не о трусости, малодушии, а о предусмотрительности альпиниста.

– Какие морфемы помогли нам вникнуть, понять смысл важных слов из данной инструкции? (Приставки, суффиксы)

Какую роль играют эти морфемы в русском языке ( С их помощью образуются новые слова)

(Слайд 8) И наконец, готовясь к восхождению, нельзя не подумать о необходимом снаряжении. Тут нам на помощь придут опытные альпинисты.

Чтение стихотворения «Мы – альпинисты!»

Когда перед тобою возникает
Красивая и трудная гора,
Такие чувства в душу проникают,
Что понимаешь: выходить в поход пора.
Нам нужны снега и камнепады,
Нам нужны нелёгкие маршруты,
Ледоруб, каталка, самохваты,
И ещё капрон и снегоступы.
Нам нужны крюки и передатчик,
Спать мы можем только лишь в палатке.
Всё нам предоставьте, а иначе
Зачахнем мы от горной лихорадки.

(Слайд 9)Задание: собрать снаряжение альпиниста, распределив названия предметов в две колонки в зависимости от способа образования слов:

Сложные слова Не сложные слова (определить способы образования каждого)
ледоруб
самохваты
снегоступы
_________
камнепады
каталка
капрон
крюки
передатчик
палатка

Слово камнепады к снаряжению отношения не имеет, но его сложность очевидна (состоит из двух корней, связанных соединительной гласной). Разве можно всё, что происходит в горах с природой назвать простыми словами? Нет.

Вот теперь мы готовы к восхождению.

Впереди первый этап пути. Отправляемся рано утром. Что нас ждёт? (Слайд 10)

Учитель читает текст на фоне слайда 10, затем текст появляется на слайде.

Неожиданно перед нами вдали открылась загадоч?ная картина: «г…рело» что-то, напоминающее зарево во…хода. Сквозь сумрак стала пр…биваться предутренняя синь, звёзды почти все погасли, небо посв…тлело, зу…цы гор стали чётче и строже. Горы пр…обретали об…ёмность. Ра(с;сс)вет возр…стал. Кавказские великаны продолжали своё пр…ображение. Стали видны острые скалы самых пр…чудливых форм. Небо вскоре пр…обрело изумительно голубой цвет. И вот горы п…крылись серебром, а ещё через мгновенье стали белыми, как сахар.

Неповторимая картина – рассвет в горах! Нельзя допустить ни одной ошибки в словах, рисующих это чудо природы.

Задание: вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

(Слайд 11) Нас ждёт не менее интересный следующий этап пути.

Солнце поднялось. Снег искрится, переливается, но порой за этой внешней красотой альпинистов подстерегают опасности. Мы продолжаем движение, осуществляя страховку друг друга. Не забывайте! Ваша ошибка может отразиться и на вашем друге. Каждый ваш шаг должен быть выверен, обдуман, а реакция на любую неожиданность – мгновенной. Проверяем!

Работа с сигнальными карточками (заранее приготовлены на партах): а,о; е,и

К...снуться льда; оз…рённые вершины; пр…творить в жизнь мечту; пр…удивительный мир; разг…рается на востоке; пр…зирать опасность; возл…жить ответственность; пр…ободрить товарища; возр…стает нагрузка.

(Если кто-либо из учащихся допускает ошибку при ответе, помогает её исправить товарищ по связке)

(Слайд 12)Для альпиниста важно быть сильным и выносливым. Без зарядки не обойтись! Физминутка.

Позади опасный участок пути. Можно и отдохнуть. Тем более что впереди – самый главный этап – штурм вершины. (Слайд 13)

Отдыхать в горах нужно с умом. Горы не любят шум, суету. Вот и мы отдыхать будем интеллектуально.

Попробуйте сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в маршрутном листе молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

Вариант 1 Вариант 2
Возьмите от слов:
предложение – приставку
устроить – приставку
рассмотреть – корень
жалеть – суффикс
оглянуться – окончание

Должно получиться слово: предусмотреть
Возьмите от слов:
подпрыгнуть – приставку
страховой – корень
обрадоваться – первый суффикс
согнуть – окончание
удивиться – второй суффикс

Должно получиться слово: подстраховаться

Третий этап пути. Отдохнули. Теперь мы готовы к штурму вершину (Слайд 14) – самому опасному отрезку пути. Восхождение будем продолжать в связках по двое. Если один совершит ошибку, второй придёт ему на помощь. Вершина покорится тому, кто даст правильный ответ. (Задания содержат 4 варианта ответа; каждой «связке» предлагается свой вопрос; каждый участник рассматривает по 2 варианта ответа, потом они вместе находят правильный ответ на вопрос задания)

(Слайды 15-23)

Задание 1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

  1. Расст…лается, препод…вать
  2. Предл…жить, пол…сатый
  3. Ст…реть, заг…рать
  4. Уд…виться, сл…зать (с крыши)

Задание 2. Найдите ряд слов, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.

  1. Взр…щённый, заг…реться
  2. Загл…деться, ог…рчиться
  3. Отр…сль, оз…рять
  4. Бл…стает, прик…саться

Задание 3. В каком ряду во всех глаголах пишется Ь?

  1. Поднимает…ся в гору; держит…ся на страховке
  2. Он стремит…ся к победе; придёт…ся выбирать
  3. Прячет…ся в ущелье, надеят…ся на друга
  4. Не надо хвалит…ся, обрадоват…ся тркдной работе

Задание 4. Укажи ряд, в котором все слова пишутся с Ъ.

  1. В…юга, под…ём
  2. Об…ект, с…ёмка
  3. С птич…его полёта, л…дом
  4. Ноч…ю , друз…ям

Задание 5. В каком ряду во всех словах пишется И?

  1. Пред…стория, не…нтересный
  2. Без..дейный, с…грать
  3. От…скать, без…мянный
  4. Дез…нформация, контр…гра

Задание 6. Отметьте ряд, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

  1. Проб…раться, пот…рпеть
  2. Бл…стеть, расст…лить
  3. Уд…ржаться, соб…рается
  4. Уп…рается, прост…рается

Задание 7. В каком ряду во всех словах пропущена соединительная гласная Е?

  1. Жизн…описание, лед…руб
  2. Высок…горный, ча…питие
  3. Камн…пад, земл…трясение
  4. Чест…любие, бел…снежная

Задание 8. Отметьте ряд, в котором на месте пропуска пишется И.

  1. Пр…сутствовать, пр…пятств
  2. Непр…ступные, пр…близиться
  3. Пр…одолеть, пр…чудливый
  4. Пр…спокойно, пр…возмочь

Задание 9. Отметьте ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом.

  1. Удержать, верёвка
  2. Бесконечный, палатка
  3. Безопасность, обрыв
  4. Горный, снежный

Молодцы! Вот он долгожданный момент! Вершина покорена!!! (Слайд 6)

Позади опасные переходы, минуты слабости, когда хотелось повернуть назад, но сознание собственной победы, понимание того, что смогли подняться на самый верх дорогого стоит!

Как ни прекрасны горы, всем приходится спускаться вниз.(Слайд 24) С нами остаётся наша победа. Пусть пока вам покорилась виртуальная гора, но это верный признак того, что ваши знания и в дальнейшем помогут покорить ещё не одну высоту. Вспоминаются слова Джека Керуака: «Добравшись до вершины, продолжай восхождение!»

Запомнить эти трогательные минуты, эту неповторимую красоту заснеженных гор вам помогут ваши записи в дневниках (Приложение 3), которые обычно и ведут в пути настоящие альпинисты. Самые яркие и запоминающиеся моменты восхождения нужно обязательно запечатлеть на долгие годы! (Творческая работа – отражение самых запоминающихся моментов восхождения в дневниках)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Задание на самоподготовку (Слайд 25): повторить параграфы 29-34 (подготовка к контрольному диктанту)