Комплексный подход к формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Разделы: Работа с дошкольниками


Известно, что речевая функция является одной из важнейших функций человека. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребенка в целом, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для преодоления речевых нарушений. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Такие дети нуждаются в систематической педагогической, коррекционной работе, направленной на их общее развитие, развитие положительных свойств личности, максимальную поддержку и развитие общения, что является крайне важным для социальной адаптации данной категории детей. Преодоление недоразвития речи возможно лишь при наличии стройной, поэтапной и многоаспектной системы всей логопедической работы. При этом важным представляется принцип комплексного подхода, который позволяет увидеть то главное, что обеспечивает успешность и эффективность обучения и воспитания детей с ФФНР. Этим главным является возможность направить логопедическую работу на качественное решение задач образования и развития личности ребенка. В основе этого принципа лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательного процесса.

Полноценное развитие каждого дошкольника с ФФНР возможно лишь при создании вокруг него единого образовательного пространства, поддерживать которое призваны учитель – логопед, воспитатели группы, узкие специалисты, медицинский персонал и родители ребёнка.

Комплексный подход в устранении ФФНР предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие сенсомоторной сферы, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоровления всего организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

Комплексное сопровождение детей с ФФНР решает ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. На каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи. Комплексный подход к содержанию коррекционно-развивающей работе позволяет сформировать психологическую базу для овладения устной и письменной речью, способствует профилактике специфических ошибок на письме и при чтении, обусловленных ФФН речи.

Важным в комплексном сопровождении детей с ФФНР является процесс организации психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ. Комплексное обследовании позволяет получить количественную и качественную характеристику уровня развития детей, дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить маршрут индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком.

Своевременное и комплексное воздействие на нарушенные звенья речевой функции возвращает ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой речевого развития детей (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и др.) ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений отводят именно формированию фонематических процессов, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи.

“От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка”. (Д. В. Эльконин)

Необходимость своевременного развития фонематических процессов диктуется тем, что их нарушение или недоразвитие приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением. Не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализ и синтеза — дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов. Решение проблемы развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.

В связи с актуальностью, малой разработанностью и практической значимостью проблемы комплексного подхода к формированию фонематических процессов, мной была разработана на основе работы В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко “Хлоп-топ” серия устных и письменных упражнений с элементами кодирования. Данные упражнения направлены на развитие слухового внимания, дифференциации звуков, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, а также совершенствования графических навыков детей.

Данные упражнения подтверждают эффективность комплексного сопровождения детей подготовительной к школе группе с ФФНР при формировании фонематических процессов. Работу по серии упражнений с элементами кодирования необходимо строить при тесном взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями и родителями. Каждый из звеньев этой цепи должен чётко представлять цель и смысл своей деятельности. Учитель – логопед формирует фонематические процессы, а воспитатели и родители по заданию логопеда закрепляют полученные на основных занятиях знания, умения и навыки. По заданию логопеда воспитатели посредством различных видов звуковых диктантов, совершенствуют слуховое внимание и развивают графические навыки детей. Осознанное включение родителей в совместное с логопедом коррекционное обучение позволяет значительно повысить его эффективность. Домашние задания помогают родителям лучше понять задачи, которые ставил перед ними логопед, и способствуют формированию атмосферы общности интересов.

Подбор практических упражнений пошагово формирует необходимые умения, позволяющие детям овладеть базовыми знаниями развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза и приобрести практические навыки. Все предложенные упражнения просты в выполнении и доступны, не требуют специальной подготовки и сложного оборудования. Они делятся на 3 группы:

Первая группа – упражнения на различение гласных звуков. В них использоваются условные сигналы – хлопки. Например: Звук А — хлопнуть в ладоши перед собой, звук И — хлопнуть в ладоши над головой и т.д. В начале работы дети воспроизводят и озвучивают ряды из двух, трёх, четырёх звуков, затем кодируют и отгадывают обратные и прямые слоги. После упражнений с применением односложных слов и слов более сложной звуко-слоговой структуры, дети приступают к самостоятельному кодированию слов. На втором этапе в работу с гласными звуками включаются символы. Например: Звук А — красный треугольник, звук У – красный квадрат. Дети с помощью геометрических фигур выкладывают звукоряды. Проводится работа по карточкам с условными значками.

Вторая серия – упражнения на различение звонких и глухих согласных. Вначале работы согласные звуки различаются с помощью обозначений: глухой – топнуть ногой, звонкий – хлопнуть в ладоши перед собой. Дети различают сначала изолированные, а затем звонкие и глухие согласные в начале слова перед гласными. На втором этапе работы согласным присваиваются символы: глухим – треугольный флажок, а звонким– квадратный. После того, когда дети научатся определять первый, а затем последний согласный в словах из одной группы по звонкости-глухости, проводится работа со словами из разных групп. На третьем этапе работы проводятся упражнения с заменой символов – звуки и слоги обозначаются с помощью счетных палочек.

В третьей серии упражнений различение твердых и мягких согласных происходит с помощью следующих жестов: твердый – ударить кулак о кулак, мягкий – произвести скользящие движения ладонь о ладонь. Дети учатся различать сначала изолированные твердые и мягкие согласные звуки, затем вначале слова перед гласными звуками. В этих заданиях постепенно увеличивается темп и количество произносимых звуков. На следующем этапе работы выполняются упражнения, где твердые и мягкие согласные обозначаются геометрическими фигурами. Дети учатся определять первые и последние звуки в слове.

Новым в разработанной системе упражнений является способ подачи материала для формирования фонематических процессов: использование жестов и символов для обозначения звуков. Анализируя каждый звук, слог, слово и графически их обозначая, дети учатся самостоятельности, усидчивости, зрительному восприятию плана своих действий. Использование символов сокращает время на выполнение заданий, избавляя ребенка от переутомления. Работая с жестами и символами в течение учебного года, дети быстрее и прочнее усваивают изучаемый материал. Ускоряется процесс звукового анализа любых слов, изучаемых в рамках программы.

Методика использования жестов и символов для развития фонематических процессов поможет поддерживать связь полученных детьми знаний на логопедических занятиях с последующим обучением в начальной школе.

Слаженное взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей формируют необходимые умения, позволяющие детям овладеть базовыми знаниями развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза и приобрести практические навыки. Благодаря тому, что каждый участник не только имеет верные представления о том, каким должно быть обучение фонематическим процессам, но и несёт ответственность за свой отрезок работы, можно увидеть достаточную продуктивность проделанной работы.

Работа с упражнениями с элементами кодирования является удачным приёмом формирования фонематических процессов, обеспечивая логопедизацию всего учебно-коррекционного процесса, как в детском саду, так и в домашних условиях.

Таким образом, только комплексность и целостность коррекционного воздействия со стороны логопеда, педагогов и родителей на дошкольников с ФФНР, принесут наилучшие результаты, направленные на их подготовку к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге — к успешному обучению в школе.

Упражнения на различение гласных звуков.

В упражнениях 1—6 гласные звуки обозначаются условленным сигналом – хлопками.

Детям дается установка на запоминание этих обозначений:

Упражнение 1.

Звук А — хлопнуть в ладоши перед собой,
звук О — хлопнуть обеими руками по коленкам,
звук У — хлопнуть ладошами по столу,
звук И — хлопнуть в ладоши над головой,
звук Ы — сделать хлопок в ладоши за спиной,
звук Э — хлопнуть обеими руками по плечам.

Сначала произносить по два, затем три, четыре звука

АУ, ИО, АЫ, ОЭ,
ОИА, АУЫ, ОАЭ, УЫА, УАО,
УАОИ, АЭИЫ, ОАУИ, ОИЫА и т.д.

Упражнение 2.

После того, как дети достаточно хорошо усвоили предыдущее упражнение, перейти к обратной инструкции – подавать инструкцию знаками (см. упр. 1), а дети озвучивают закодированный звукоряд.

Упражнение 3.

Кодирование обратных слогов. Используются обратные слоги с глухими согласными К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ш, Щ или сонорами Л, М, Н, Р в конце, на которые не распространяется закон оглушения.

Педагог передает гласный звук условленным сигналом, а согласный отчетливо произносит. Дети отгадывают и называют задуманный слог:

АП, УК, ИТ, ЫХ, ЭС, ОЛ, АЦ, ИЩ, УМ, ЫШ, ЭН

Упражнение 4.

Кодирование и отгадывание детьми прямых слогов (без ограничения использования согласных):

НА, ПО, ЗУ, ВЫ, ГЭ, ЖУ, ТИ

Упражнение 5.

Логопед и дети меняются ролями: дети по очереди кодируют слоги, а взрослый или другие дети группы отгадывают закодированные слоги (см.упр. 3, 4).

Упражнение 6.

Для отгадывания детям предлагаются вместо слогов односложные слова без стечения согласных. Педагог передает гласный звук условленным сигналом, а согласный отчетливо произносит. Дети отгадывают и называют задуманные слова:

мак, сом, сон, дом, кот, кит, ток, сок, сыр, рот,
пол, лак, сук, шум, суп, наш, вот, ваш, гул, зал...

Упражнение 7.

В этом упражнении происходит дальнейшее усложнение в кодировании. Не допускается использование гласного звука О в безударном положении. Выполняется аналогично упражнениям 5 и 6, но берутся слова более сложной звуко-слоговой структуры. Например:

а) сани, кони, рука, руки, сады, дубы...
б) сахар, забор, повар, халат, кусок, судак, салат...
в) кошка, сумка, мышка, санки, полка, норка, киска...
г) крот, двор, стул, слон, храм, брат, стол, шкаф…

Упражнение 8.

Самостоятельное кодирование детьми слов с постепенным усложнением звуко-слоговой структуры. Материал и его последовательность см.в упр.6,7

Упражнение 9.

Дети с помощью плоскостных геометрических фигур выкладывают звукоряды. Сначала детям диктуют по два звука, затем количество предъявляемых звуков увеличивают до трех — четырех:

Упражнение 10.

Задание обратно предыдущему. Дошкольникам предъявляются карточки с изображенными двумя, тремя, а затем четырьмя условными знаками. Дети должны произнести соответствующие им звуки.

Работа воспитателей по заданию логопеда:

1.3акрепить упражнения 1-5

2. Провести упражнения 6 ,7 и 8 с использованьем следующих слов:

а) кит, гам, , мак, мох, кот, тон, рис, дам, бык, шар, пол, суп, жук, сук, тут, вот, сом, ком, пух…
б) мама, маки, киты, пила, ноты, каша, лужа, вата, муха…
в) кабан, бутон, канат, лимон, гамак, домик, дубок, вагон,  замок, банан…
г) банка, мишка, кошка, санки, лампа, шапка, полка,   бочка, сумка…
д) слон, бант, шкаф, танк, мост, торт…

3. Провести в тетрадях диктант.

Детям диктуют по два звука:

ОА, АУ, ИО, УЫ, ИЭ …

Необходимо зарисовать эти звукоряды при помощи условленных геометрических фигур красным карандашом: звук А — треугольник, звук О — круг, звук У — квадрат, звук И — прямоугольник, звук Ы — четырехугольник, звук Э — овал.

Постепенно количество предъявляемых звуков увеличивают до трех — четырех:

ОАУ, ИАЭ, УИЫ, ОАОА, ОУУА, ЫЭАИ

Работа родителей по заданию логопеда:

1. Закрепить упражнения 1-5.

Игра “Хлоп-хлоп”.

Берутся по два звука, и даётся команда:

– Услышав звук Ахлопнуть в ладоши перед собой, звук И — хлопнуть в ладоши над головой;
– Услышав звук О — хлопнуть обеими руками по коленкам, звук У — хлопнуть ладошами по столу;
– Услышав звук Ы — сделать хлопок в ладоши за спиной, звук Э — хлопнуть обеими руками по плечам.

2. Задание по карточкам.

– Посмотрите на изображенные геометрические фигуры, и произнести соответствующие им звуки.