Программа математического лагеря "Кенгуренок"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Цель программы:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • разностороннее развитие личности.
  • создание условий для полноценного отдыха детей, занятости в каникулярный период.

Задачи программы:

  • развитие математических способностей и логического мышления учащихся;
  • развитие учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации.
  • создание условий для развития коммуникативных способностей школьников;
  • включение участников программы в активную социально значимую деятельность.

В ходе проведения занятий в лагере следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

  • развитие у школьников пространственного воображения, логического мышления, умения рассуждать, сравнивать, анализировать;
  • укрепление здоровья детей;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

К работе в лагере привлекаются учителя математики и физики.

Сроки реализации программы – осенние каникулы 2009 г. (июнь 2010 г.).

Контроль за исполнением: директор МОУ СОШ п.Подрезчиха Архипова Т.А., начальник лагеря – заместитель по воспитательной работе Гонцова Л.В.

Основание для разработки программы: Закон РФ “Об образовании”, Устав школы, положение о лагере.

Пояснительная записка

Программа математического лагеря “Кенгурёнок” является авторской, составлена учителем школы. При составлении программы автор опирался на выпуски серии Библиотечка “Кенгуру”, на варианты заданий конкурса “Кенгуру” 2005–2009 гг., на материал сайта “Занимательная математика школьникам” (www.math-on-line.com).

Задачи конкурса “Кенгуру” являются открытием для многих любознательных детей. Они способствуют развитию интеллектуальной инициативы, являющейся наиболее специфичным показателем интеллектуальной активности.

В профильном лагере познавательная активность выразится по своей продуктивности в трёх уровнях: ориентировочная реакция; исследовательская, познавательная активность; личностная активность, выражающаяся в форме интеллектуальной инициативы.

Здесь стремимся не столько сообщить ребятам новые знания, сколько помочь им “узнать то, что они знают”, т.е. углубить и оживить уже имеющиеся у них основные сведения, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пёстрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений.

Наша задача возбудить у учащихся интерес к математике через решение задач конкурса “Кенгуру”, т.к. в этих задачах не так важен ответ, как важен ход рассуждений, ведущих к ответу, можно поделиться задачей с друзьями, знакомыми и объяснить им её. Мы ведь сами учимся, уча других.

Уровень заболеваемости растёт с каждым годом, а уровень их знаний о причинах, механизмах развития заболеваний, о путях саморегуляции и самооздоровления остаётся по-прежнему низким. Поэтому перед школой стоит задача не просто проведение бесед по ЗОЖ, а обучение способам сохранения и укрепления здоровья.

Система работы лагеря: занятия строятся на базе методических разработок. Внутрилагерная деятельность заключается в сотворчестве, совместном постижении знаний. Неформальное партнёрское взаимодействие учащихся и педагога побуждает у ребят активную позицию в вопросах собственного здоровья и здоровья окружающих.

Создание МТБ

№ п/п

Мероприятия Сроки Ответственные
1 Организация местонахождения лагеря (подготовка оборудования, площадок, помещений для работы лагеря) октябрь (май) Начальник лагеря, учителя математики, физики, физкультуры, директор школы, завхоз
2 Обеспечение правопорядка и противопожарной безопасности в лагере Ноябрь (июнь) Пожарная служба, начальник лагеря, педагоги, работающие в лагере
3 Обеспечение необходимым оборудованием, спортивным, игровым инвентарём Октябрь (май) Начальник лагеря, учителя, работающие в лагере, учитель физкультуры

Режим дня профильного лагеря

8.30-8.45 – встреча детей

8.45-9.00 – зарядка

9.00-9.30 – завтрак

9.30-9.35 – линейка (план работы на день)

9.35-9.45 – свободное время

9.45-12.00 – занятие в кружке “Кенгурёнок”

12.00-12.30 – обед

12.30-13.00 – послеобеденный отдых

13.00-14.30 – общественно-полезная работа, соревнования, игры

14.30-14.35 – линейка (итоги дня)

14.35 – уход домой

Итоги:

Мероприятия Сроки Ответственные
1. Анализ работы лагеря декабрь (июль) Начальник лагеря
2. Проведение анкетирования среди участников лагеря с целью определения уровня эффективности деятельности лагеря. декабрь (июль) Учителя математики
3. Проведение анкетирования среди родителей участников лагеря с целью определения уровня эффективности деятельности лагеря. декабрь (сентябрь) Классные руководители

Литература

  1. Кенгуру-2005. Тексты задач.
  2. Кенгуру-2006. Задачи, решения, итоги. Санкт-Петербург.
  3. Кенгуру-2007. Задачи, решения, итоги. Санкт-Петербург.
  4. Кенгуру-2008. Задачи, решения, итоги. Санкт-Петербург.
  5. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. Санкт-Петербург.
  6. www.http//math-on-line.com Занимательная математика школьникам.
  7. www.http//kenguru.sp.ru
  8. www.http//uchitel-izd.ru
  9. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечение детей на воздухе. Москва “Просвещение” 1983.
  10. В. Коньяков. М. “Советская Россия”, 1980г. “Далёкие ветры”. Стр. 225.
  11. 250 задач на логику. Занимательные головоломки. Графические задания и увлекательные игры. Харьков. 2006.

Календарно-тематическое планирование (Приложение)