Конспект индивидуального занятия по РРс и ФП для учащихся 10-го класса школ I–II вида по теме "Сезонные изменения в природе"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: обобщение и закрепление знакомого материала.

Задачи:

  • различение и восприятие материала по теме "Природные явления. Большие проблемы маленького моря"
  • oбучение ведению диалога
  • закрепление правильного произношения звуков "б - п", "с - ш" и следующие задачи:
  • закрепление дифференцированного произношения звуков с-ш, б-п
  • закрепление навыков соблюдения ударения и орфоэпических норм
  • совершенствование навыков правильной интонационной окраски речи
  • соблюдении темпа и общей выразительности
  • развитие слухового восприятия при прослушивании звуков природы и распознавании знакомого речевого материала
  • формирование патриотизма и любви к малой Родине
  • создание целостного представления о Кубани при раскрытии разнообразия природных условий и ресурсов.

Тип  урока обобщение и закрепление знакомого материала.

Средства активизации учащегося: живое общение, презентация, аудиозапись, текст, таблички с заданиями, географическая карта.

Учебный материал подобран в соответствии с программными требованиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Проверка работы ЗУА.

- Здравствуй, Жора. Как ты меня слышишь? Садись удобно, мы будем работать. Что ты будешь делать на уроке?

II. Формирование произношения.

1. Работа над звуками с-ш.

- Какие дежурные звуки на этой неделе?

- Произнеси звуки правильно ([с][ш]).

- Прочитай слова и словосочетания. (снег, снежинка, шары, морской прибой, Ейская коса, сильный шторм, штиль)

- Выбери слова и словосочетания с дежурными звуками, которые мы встречали в тексте. (Азовское море, средняя глубина, своеобразное, большей частью, славилось своими богатствами)

- Поставь в предложении все надстрочные знаки и прочитай его. (Азовское море сильно отличается от других морей, омывающих Россию).

2. Работа над звуками б-п.

- Произнеси звуки правильно ([б][п])..

- При каком звуке есть голос, а при каком нет?

- Какой звук я произнесла? (Кладу его руку)

- Жора, как называются слова, которые обозначают одно и тоже, но отличаются оттенками лексического значения? (синонимы)

- А что такое антонимы? (слова, противоположные по значению)

- Подбери синонимы. Подбери антонимы. (Упражнение из учебника)

- Как сказать по-другому. Выбери ответ. (Упражнение из учебника)

- Прочитай слова, соблюдая орфоэпические правила (Упражнение из учебника).

3. Работа над интонацией.

- Послушай предложение и скажи, какой знак нужно поставить в конце предложения.

(Моя семья летом ездила отдыхать на море)

- Поставь знак. (Читаю три раза с разной интонацией)

- Послушай внимательно, а теперь какой знак?

- А теперь прочитай сам эти предложения с нужной интонацией.

- Выразительно прочитай это предложение с интонацией перечисления.

(Я, мама, папа, мой брат Саша, сестрёнка Света ездили отдыхать на море.)

- Спроси у меня, куда я поеду летом отдыхать?

(Е.Ш., а куда вы поедите летом отдыхать?)

- Я хотела бы поехать отдыхать в Кисловодск летом.

III. Развитие речевого слуха.

Работа над темой " Природные явления".

1.

- Посмотри на картинку.

- Что ты видишь? (Смерч)

- Послушай словосочетания, повтори за мной то, которое относится к этой картинке (очень сильный вращающийся вихрь; период устойчивой погоды с высокой температуры; затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озерах, морях)

- Закончи предложение, запиши. (Смерч - это:)

- Прочитай это предложение.

2.

- Пролистывай следующую картинку

- Что ты видишь? (Засуху)

- Послушай словосочетания, повтори за мной те, которые относятся к этой картинке

- Закончи ими предложения. Запиши. (Засуха - это :)

- Прочитай полученные предложения.

3.

- Пролистывай следующую картинку

- Что ты видишь? (Наводнение)

- Послушай словосочетания, повтори за мной то, которое относится к этой картинке

- Закончи предложения. Запиши. (Наводнение - это:)

- Прочитай полученное предложение.

4. Диалог.

- Давай сейчас поговорим о природных явлениях. (Ученик опирается на словарь по теме).

IV. Развитие речевого слуха. Работа с текстом.

- Жора, на прошлом уроке мы читали текст. Как он называется? (Большие проблемы маленького моря)

- О чём этот текст? (Этот текст о проблемах Азовского моря)

- Жора, покажи на карте Азовское море? Город Ейск?

Различение на слух неречевых звуков.

а) Прослушивание звуков морского прибоя.

- Жора, что ты слышишь? (Слышу шум)

- На что похож этот шум? Что он тебе напоминает? (Напоминает море)

- Послушай ещё, как ты думаешь, море спокойное или нет? Включаю.

(Море неспокойное)

- Как по-другому можно назвать неспокойное море? (На море шторм)

- Найди антоним слову шторм. (Штиль).

б) Восприятие текста зрительно.

Жора, просмотри текст.

Проблемы Азовского моря.

Вода в Азовском море мутная, зеленовато-бурого цвета. Берега голые, низкие, большей частью глиняно-песчаные. За несколько часов его можно пересечь и вдоль и поперёк. Средняя глубина моря всего 6-7 метров. Древние греки называли его "Меотийским болотом". Но всё же это море, только своеобразное, уникальное. Азовское море издавна славилось своими рыбными богатствами. Здесь обитают такие ценные рыбы, как осетровые, рыбец, судак, тарань, хамса и другие.

Но, к сожалению, уловы наиболее ценных рыб уменьшаются, и море взывает о помощи, так как постепенно осолоняется, что подрывает его кормовую базу и рыбопродуктивность.

Азовское море сильно отличается от других морей, омывающих Россию. Многие десятилетия оно было мировым рекордсменом по продуктивности. Раньше здесь вылавливалось до 80 (восьмидесяти) кг. рыбы с одного гектара, а, например, в Чёрном - в 254 раза меньше. Кроме того, море постепенно мелеет, загрязняется сточными водами, часть его берегов быстро разрушается. Поэтому основными проблемами Азовского моря являются сохранение и увеличение его рыбопромыслового значения, охрана его вод загрязнения и защита его берегов от быстрого разрушения.

В связи с созданием водохранилища и большим расходом пресной воды Кубани и Дона (для орошения, обеспечения промышленности и населения) солёность воды в Азовском море увеличилась. С более солёной черноморской водой в него проникли медузы. Они поедают планктон, лишая рыб корма. Из-за этого резко ухудшился породный состав рыбы.

Нуждаются в защите от разрушений морскими волнами берега Азовского моря, сложенные мягкими лессовидными породами. Разрушения с большой скоростью восточных обрывистых частей берегов приводит к уменьшению полезных сельскохозяйственных площадей и ускоряет процесс обмеления Азовского моря. Возникла решающая необходимость в берегоукрепительных работах. Частично такие работы уже ведутся, например, хорошо укреплён бетонными откосами берег в Приморско-Ахтарске. В перспективе желательно значительное расширение фронта берегоукрепительных работ.

По мнению Александра Ткачёва необходимо реконструировать аэропорт Ейска, строить новые автомобильные и железные дороги, а также современный морской порт.

в) Восприятие заданий к тексту.

- Прочитай о том, как называли Азовское древние море греки.

- Найди и прочитай о том, сколько рыбы раньше вылавливалось в этом море.

- Послушай и продолжи: Азовское море издавна:.

- В связи с чем солёность воды в Азовском море увеличилась?

- Из-за чего ухудшился породный состав рыбы? Прочитай.

- Послушай и продолжи: По мнению Александра Ткачёва:

г) Опознавание фраз и повторение за учителем.

Послушай и повтори:

- ценные рыбы

- взывает о помощи

- масштабный проект

- сточные воды

- медузы

- море осолоняется

е) Задания и вопросы к тексту.

- Как ты понимаешь выражения?

Море мелеет (Становится более мелким, неглубоким)

Море осолоняется (Становится очень солёным, более солёным)

- Как сказать иначе:

Взывает о помощи. (Просит о помощи, умоляет)

В районе города Ейска (Около города Ейска, близко к городу)

ж) Восприятие на голое ухо.

Повтори фразу, словосочетание слово.

Море постепенно мелеет.

Море мелеет.

Море.

з) Восприятие текста зрительно.

- Просмотри внимательно текст.

и) Восприятие и различение вопросов к тексту.

- Ответь на вопросы к тексту. (Работа без опоры на текст)

(Работа с презентацией)

- Кого мы видим на этой картинке? (Это Ткачёв Александр Николаевич)

- Кем он является у нас в крае? (Он губернатор Краснодарского края)

к) Пересказ текста.

- Жора, попробуй пересказать текст с помощью вопросов и словаря.

V. Итог урока: оценка за работу на уроке.

- Что ты делал сегодня на уроке?

- О чем мы говорили? (Мы говорили о природных явлениях и о проблемах Азовского моря).

Презентация.