Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе детей с нарушением зрения. Тема: "Дом"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: систематизировать знания детей о различных видах жилья человека, строительных профессиях.

Задачи:

  • Познакомить с различными видами жилья человека и особенностями профессии строителя.
  • Развивать речь, мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения; зрительного, слухового внимания, зрительно-моторной координации.
  • Закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел, изображая дом цветными карандашами, самостоятельно выбирая формат и расположение листа бумаги.
  • Воспитывать уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому.
  • Развивать глазодвигательные функции.

Оборудование: ИКТ, презентация; разрезные картинки (дома), раздаточный материал; альбомные листы, карандаши.

Ход занятия

Организационный момент.

Садятся те дети которые назовут свой домашний адрес!

Вводная часть.

Педагог.

Дети отгадайте загадку!
Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками.
(дом с балконами)

Основная часть.

Педагог. Правильно, сегодня мы будем изучать: «Дом».

Что такое дом в вашем понимании, ребята?

Дети. Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья.

Педагог. Молодцы, ребята. Вы правильно ответили. Дом – это очень – очень родное для нас, это наше жилье. «Дом – это жилое здание».

- Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные.

Педагог. У вас на парте лежат картинки с изображением различных домов и карточки с изображением материала: дерево, кирпич и панель. Вы должны рассмотреть эти картинки и наложить картинку на соответствующий материал (из чего сделан дом).

Педагог. Как вы понимаете эти названия?

Дети. Деревянные дома – это дома построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков.

Педагог. Дома иногда называют: одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете: одноэтажный дом, многоэтажный дом?

Дети. Дом состоит из одного этажа т.е. стоит на земле, многоэтажный – значит состоит из 2-х и более этажей.

Педагог. Дети давайте поиграем: Д\и «Разрезные картинки с изображением разных домов».

Дети. Выполняют задание.

Педагог. Сегодня многоэтажные панельные дома возводят довольно быстро из готовых железобетонных частей — блоков. Кирпичные дома по-прежнему считаются наиболее надежными. Их стены толще, чем у панельных, поэтому они лучше сохраняют тепло.

Педагог. Сравните эти здания. Чем они похожи, чем различаются?

Дети. Похожи тем, что в них живут люди, а различаются – строительным материалом, внешним видом, количеством проживающих семей.

Педагог. А как называют людей, которые строят дома?

Дети. Строители.

Педагог. Есть много разных строительных профессий. Давайте вспомним их. Чем занимается каменщик?

Дети. Каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.

Педагог. Чем занимается плотник?

Дети. Плотник делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы.

Педагог. Чем занимается маляр?

Дети. Маляр красит и белит стены и потолки.

Педагог. Чем занимается крановщик?

Дети. Поднимает на кране тяжелый груз на верхние этажи.

Педагог. Чем занимается сварщик?

Дети. Сварщик варит железной сваркой трубы для водопровода.

Педагог. Чем занимается монтажник?

Дети. Монтажник вставляет пластиковые окна.

Физминутка:

– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)

К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)

Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора –
Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

Гимнастика для глаз: «Маляры»

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры:
Наши глазки – маляры.
(Садятся прямо и настраиваются.)
Мы заборы красим
Вверх – вниз – раз,
Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии.
(Легко моргают.)

Педагог. В очень далекие времена, дом, прежде всего, должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой.

Каменный дом. Необычные каменные дома круглой формы строят жители Африки. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

Дома-пещеры. Некоторые старые дома в Турции просто выдолблены в скалах и напоминают своим видом муравейник.

Хижины из бамбука и тростника. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

Юрта. А если вокруг — песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы — например, казахи, киргизы, — с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы — свои палатки. Такая палатка называется «юрта», и она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) — и дом готов всего за несколько часов.

Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются — карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя —ведь там страшные морозы! Жилище северян — чукчей — называется «яранга». Она похожа на юрту, но островерхая, стены там – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.

Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно — у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома — вигвамы — строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками.

Иглу. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу — их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла выстилают звериными шкурами.

В России дома строят из бетона, из которого сегодня возводят небоскребы — не такой уж молодой материал. Его изобрели древние римляне, жившие на территории современной Италии, более двух тысяч лет назад. И умудрялись строить из него мосты, стадионы и даже шестиэтажные дома! Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют. И продолжает придумывать все новые удобства.

Педагог. Как вы думаете, как будет выглядеть дом человека через сто-двести лет?

- Подумайте!

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете.)
Педагог. Давайте нарисуем дом - будущего!

Дети. Давайте! (Дети берут листы бумаги, кисточки, гуашь и начинают рисовать).

Рисунки оформляем на выставке.

Заключительная часть.

Педагог. Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось оно вам?

Дети. Да. Очень понравилось.

Педагог. Это потому, что вы активно участвовали. Осталось только подвести итог нашего занятия.

- Какая тема нашего занятия?

- Что нового узнали на занятии?

(Дети подводят итог занятия.)