Традиции и обряды масленичной недели южно-русского региона

Разделы: Начальная школа


Тип занятия: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма занятия: групповое занятие по усвоению новых знаний с элементами творческой мастерской.

Цель: Познакомить учащихся с элементами календарно обрядовой культуры на материале праздника "Масленица".

Задачи:

  • Образовательные: объяснить взаимосвязь явлений природы с жизненным укладом человека, отображаемую в различных видах народного творчества, выраженную в определённых символах. Разучить песни, связанные с праздником.
  • Развивающие: овладение исполнительскими вокальными навыками через разучивание песен. Всестороннее творческое развитие личности через восприятие устного народного творчества, декоративно-прикладной деятельности. Развивать историческую память, чувство национального самосознания, наблюдательность, воображение, эстетический вкус.
  • Воспитывающие: воспитание уважения к народным ценностям, родной земле, любви к родному краю. Нравственное воспитание на основе традиционного народного мировоззрения.

Формы работы: Индивидуальная работа, коллективная работа, творческая мастерская,

Методы и приемы: предметно-практического изучения материала, наглядно-образный, репродуктивный, практической работы и активных форм познавательной деятельности, беседа, приём творческой деятельности. наглядный, игровой, иллюстрированный, практический.

Оборудование и материалы: ткань, нитки, стенд с наглядными пособиями.

Содержание занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас. Вот и прошла зима! Ожидается что-то светлое, радостное. Грядёт весна. В эти дни, говаривали в народе, - у Бога все равны. Значит, одинаково радуются весне и птицы, и звери, и люди. С древних времён, принято в это время праздновать Масленицу.

Мы с вами собрались сегодня познакомиться с элементами календарно - обрядовой традиции этого праздника, а также узнаем об обычаях Масленичной недели, которые бытовали на Приоскольской земле. Мы разучим масленичные песни, научимся делать народных кукол "домашняя масленица" и тем самым подготовимся к празднику "Проводы Масленицы". А в воскресенье снова встретимся и с песнями и играми сожжем на костре чучело масленицы так, как это делали наши предки.

Итак, тема нашего занятия сегодня: "Традиции и обряды масленичной недели южно-русского региона"

2. Вводная беседа

В языческие времена дни после Колядок до начала Весны называли Праздником Богини Лады. ( Это была защитница Семьи, Здоровья, Богиня Мира, Хранительница домашнего Огнища и Дыма.) К Ладе обращались с просьбой, чтобы "всё было ладно". Она была Богиня Порядка, Гармонии, Согласия. Ладе посвящалось угощение из "оладий и топлёного масла". До конца зимы водились хороводы, одаривали подарками богиню. И заканчивалось веселье праздником Ладянки - богини Музыки и радости. Непременным блюдом этой недели были блины - символ Солнца и творог, в память Творения Мира, который Сварог - верховный бог язычников - создал, как хозяйка делает творог из молока, сотворяя "из ничего". Считалось, что Масленица была дочерью Сварога.

3. Теоретическая часть

Каждый день Масленицы имел название. Первый день - "встреча Масленицы".

Звучит закличка Масленицы: "Звал, зазывал честной Семик широкую Масленицу во двор. Душа моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тело, сахарные уста, сладкая речь. Красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трёх матерей дочка, ясочка, ты моя, перепёлочка! Приезжай ко мне на тесовый двор душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться:Приезжай, честная Масленица, широкая боярыня, на семидесяти семи санях, на широкой лодочке в город пировать. Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться".

Исполняется песня "Едет Масленица".

В некоторых местах, по данным этнографов, приготовление первой опары для блинов и сейчас содержится в величайшей тайне ото всех, как от домашних, так и от соседей и знакомых. Опару иногда даже приготавливают с особыми обрядами; так, иные старухи готовят её не на молоке или воде, а на снегу, и при этом приговаривают: "месяц, ты месяц, ясный месяц, и золотые твои рожки, выгляни в оконце, посмотри на опару, на мою опару на блинную, что на блинную, да на масленичную!". Эти хозяйки-старухи до сих пор верят, что от этого приговора блины будут печься белыми и рыхлыми.

Второй день Масляной недели назывался заигрыш. В городах и сёлах строили качели, карусели, ледяные горы. И мы с вами построим сейчас карусель.

Игра "Карусель"

Ход игры: Под музыку дети бегают по кругу, держась за ленты "карусели". Как только музыка заканчивается надо свернуть ленту. Кто быстрее это сделает - получает приз.

Третий день недели называли лакомкой. С этого дня пекли блины все, угощая друг друга. Обязательно блинами угощали нищих - на помин усопших.

Исполняется песня "Широкая Масленица".

В этот день к зятьям приходили в гости тёщи. И те должны были потешить свою тёщу щедрым столом и богатыми подарками. В широкий четверг начинался масленичный разгул. На тёщины вечёрки зятья угощали своих тёщ блинами. Чем больше приходило гостей званых в этот день, тем больший почёт оказывался теще. Впереди три дня, позади три дня. Плясали и водили хороводы. Приход тепла славили.

В некоторых сёлах бытовал особый обычай расставания со всем дурным, произошедшим в этом году. Ненужный лоскут ткани завязывали узлом, мысленно желая избавиться от дурных воспоминаний. Утром в четверг этот лоскут привязывали к чучелу, которое в воскресенье сожгут.

В пятницу зятья к тёще на блины ходили. До сих пор бытует фраза "ходить к тёще на блины". Тёща должна было вдоволь накормить зятя.

В субботу все спешили к золовкам на золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестёр мужа, могло быть много. Поэтому, чтобы успеть всех золовок навестить, снаряжался санный поезд.

Воскресение называлось также "Прощёное Воскресение" - это не только прощание с Масленицей, но и день всепрощения. Люди просят друг у друга прощение, в этот день нельзя таить обиду и нужно забыть всё плохое, произошедшее за год. У всех родных и близких, знакомых и друзей надо в этот день с поклоном попросить прощение: "Прости меня, грешного на Великий пост!" а в ответ надо отвечать: "Бог простит, и я прощаю". Прощаясь с Зимой, люди говаривали:

Масленица - кривошейка, встретили тебя хорошенько: сблинами, вареничками, с сыром, маслицем. Масленица гуляла с нами, теперь села в сани. Пела и плясала, теперь села в сани. Кончилось весельце, беритесь за дельце. Направляйте сошеньку выехать на пашеньку. С масленой проститься, блинами угоститься.

4. Практическая работа

А чтобы нам с вами достойно проводить Масленицу в это воскресенье, мы предлагаем выучить песни, с которыми делали это наши бабушки и дедушки.

Разучивание песен "Ой блины, мои блины". "Широкая Масленица".

Ребята, а как вы думаете, чего же ещё нам не хватает, для того чтобы состоялся настоящий праздник?

Ответы детей: Ну, конечно же, нам не хватает самого главного атрибута - куклы Масленицы. Во многих областях России Обрядовую куклу "Масленица" принято было делать из соломы или лыка, одевать его в девичий наряд и возить по улицам. Потом чучело ставили на открытом месте, где в основном и проходили масленичные развлечения. Для изготовления чучела обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла "Масленица'' была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

В последний день праздника чучело сжигали, а пепел разбрасывали по земле, чтобы был хороший урожай. Лица у чучела не делали. Считалось, что, имея лицо, оно имеет душу, и тогда сжигать его нельзя.

Кроме "общей" Масленицы, в некоторых губерниях (Московской, Калужской, Владимирской) делали и свои, "семейные" куклы, которых тоже называли Масленицей (ДОМАШНЯЯ МАСЛЕНИЦА), им давали в руки сковородку, помазок, блин. Эти куклы изготавливались в тех домах, где была молодежь. Под Переславлем в некоторых деревнях перед домом на шесте ставили ряженую куклу, приветствуя таким образом молодоженов, желая им потомства. В отличие от общей, деревенской Масленицы, семейная кукла изображалась нарядной и привлекательной. ( демонстрация фото)

В Тульской губернии"Домашнюю Масленицу" называли также дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 - 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. "Домашняя Масленица '' символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей'' встречали жениха и невесту. В конце недели эту куклу сжигали вместе с большой Масленицей на общем костре.

А сейчас мы с вами изготовим куклы "Домашняя Масленица" и каждый из вас загадает желание, а когда мы снова встретимся в конце недели на празднике проводов масленицы, сожжем их вместе со всеми огорчениями и обидами, постигшими нас в прошедшем году, и встретим новую весну с новыми силами и чистой душой.

Педагог объясняет и показывает последовательность выполнения работы. Дети пользуются образцами и различным дидактическим материалом.

Итак, время нашего занятия подходит к концу. Прошу вас завершить своё творчество и представить, выполненные вами куклы на мини выставку.

5. Рефлексия

Мы с вами сегодня плодотворно поработали на занятии. Ребята, вам понравилось? (ответы детей). Я предлагаю вам, передавая по кругу символ нашей встречи, продолжить предложение: Мне понравилось, потому что .....

Дети передают по кругу куклу "Домашняя Масленица" и высказывают своё мнение.

А сейчас, чтобы у всех осталась память о сегодняшней встрече, каждый из вас выберет себе подарок. Это тоже народная кукла, но в отличии от той, которой вы делали сегодня, она не обрядовая, её не нужно будет сжигать в воскресенье на костре, - это кукла игровая.

Педагог показывает куклу.

Ребята, кто из вас знает, как называется эта кукла? (ответы детей). Правильно это кукла "Колокольчик", её делали специально для игры. Но вы сейчас должны выбирать себе сувенир, в соответствии с вашим настроением: те, у кого сейчас прекрасное настроение - берёте куклу в красном платочке; у кого настроение просто хорошее - берёте куклу в жёлтом платочке; у кого настроение грустное - выбираете синий платочке.

Ребята выбирают сувениры.

А теперь поднимите вверх выбранные вами куклы и покажите, пожалуйста, цвет вашего настроения.

Большое спасибо всем за работу! Мы надеемся снова и снова видеть вас на наших занятиях, ведь ещё так много интересного и непознанного есть в нашей культуре. До новых встреч, друзья!

Литература.

  1. Наумов Л.А. Короб чудес. - Чебоксары, 1997.
  2. Петров В.М. Весенние праздники, игры, забавы для детей.- Москва, 1999.
  3. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. - Москва 1994.
  4. http://isoterica.com.ua/kukli1.html
  5. http://www.rian.ru/video/20100213/208938435.html
  6. http://www.rukukla.ru/article/coloma/kukla_maclenica.htm