Урок-путешествие по литературе "Многоплановость романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Фантастика и реальность". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (147 МБ)


Цели:

  • Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.
  • Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.
  • Развитие навыков оценки и интерпретации стиля писателя, работы в коллективе

Задачи:

  • Познакомить учащихся с одним из этапов творческой деятельности М.А.Булгакова.
  • Выявить многоплановость (троемирие), стержневую идею романа, проблематику через анализ текста.
  • Научить учащихся размышлять, логически мыслить, читать «между строк», аргументировать свою точку зрения.
  • Проанализировать нравственные проблемы, поставленные автором (вера, добро, любовь, милосердие, всепрощение), проникнуться его мыслями и чувствами через просмотр фильма, презентации.

Дидактическое пространство урока: Портрет М.А.Булгакова, выставка книг писателя, тексты романа «Мастер и Маргарита», музыка И. Корнелюка и И.Николаева, проектор, экран, тетради, ручки, памятные открытки, ветки мимозы, костюмы Маргариты, кота Бегемота.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие гостей и учащихся. Звучит музыка И. Корнелюка.

Слово учителя: «Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе. Сейчас, я знаю, вы с удовольствием смотрите фильм С. Бортко с одноименным названием. Музыку к фильму написал замечательный современный композитор И. Корнелюк, она будет сопровождать нас сегодня. Хочется вспомнить, что нового вы узнали на прошлом занятии? ( Мы познакомились с жизнью и творчеством М.А.Булгакова, историей создания романа «Мастер и Маргарита»).

  • Слайды 2-3.

2. Замечательно, давайте восстановим историю создания этого уникального произведения?».
Ответ учащегося: «Булгаков работал над романом 12 лет (с 1928-по1940). Вначале он хотел написать произведение о Москве 20-30 годов, «обнажить» все пороки того времени. Одновременно он работал над романом об Иисусе Христе.

Его волновал вопрос: почему люди более 2 тыс. лет назад обрекли Христа на гибель? В какой-то момент он решил соединить эти произведения. Так начал создаваться роман «Мастер и Маргарита». Хотя первые названия были таковы: «Инженер с копытом», «Черный маг». Работа шла трудно, напряженно. Булгаков несколько раз переписывал роман, пытался сжечь одну из последних рукописей, но его жена- Елена Сергеевна - успела выхватить тетрадь из печки. Именно эта женщина послужила прототипом главной героини романа-Маргариты (в романе есть сцена, где Маргарита, обжигая руки, достает из печки рукопись Мастера). Этот роман являлся смыслом всей жизни Михаила Афанасьевича. Он был очень болен, почти ослеп (возможно, это проделки Сатаны?). И лишь благодаря стараниям жены роман был напечатан и увидел свет».

  • Слайды 4-5.

Слово учителя: «Спасибо, ребята. А теперь все внимание на экран».

Актуализация субъектного опыта учащихся

3. Проведём БЛИЦ - ОПРОС по прочитанному роману и выясним, насколько хорошо мы познакомились с его героями.

(На экране появляются Слайды 6-7 с вопросами, ребята на листочках записывают ответы, сдают их учителю).

Учитель включает Слайд 8, ученики вслух произносят свои ответы.

4. Сегодня на уроке мы с вами займёмся исследованием философского романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Мы выяснили, что в романе присутствует 3 мира, Вы разделились на 3 группы и подготовили исследовательские работы на 1 из предложенных тем. Сегодня мы даже разместились согласно 3 мирам.

Итак, приступим к нашему путешествию и представлению этих миров.

Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего путешествия в пространство и время романа Булгакова?

  • Слайд 9.

Записываем тему урока: «Многоплановость романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Фантастика и реальность» (звучит музыка). Ведь именно сочетание и переплетение реального и фантастического сделало этот роман таким читаемым, завораживающим и неповторимым.

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИЦА. Слайды 10-12. Слайд 13 (Философское учение П. Флоренского о троичности бытия) комментирует другая ученица.

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе 3 основных мира.

Первый мир – московский, с него начинается действие романа.

  • Слайд 14.

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИК. Булгаков не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет неоднозначно расшифровывать это слово: Московская АССОциация ЛИТераторов; МАСсовая СОциалистическая ЛИТература; МАССОвая ЛИТература и т.д.

  • Слайды 15-18.

Вопрос: за что же так страшно наказан Берлиоз? - За то, что он атеист, подстраивается под новую власть, соблазняет неверием И.Бездомного.

Вопрос: сколько человек насчитывает писательская ассоциация Массолит? - Три тысячи сто одиннадцать членов.

Но, к великому счастью, в этом же мире есть ещё Мастер и Маргарита. Они другие.

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИЦА. В этом странном мире процветают бездарности и приспособленцы. Они формируют литературную атмосферу 30-х годов. И когда в этот мир входит Мастер со своим романом о Понтии Пилате, его судьба предопределена. Его лишили главного для художника – свободы творчества.

  • Слайды 19-20.

Ответы и размышления учащихся

Кто такой Мастер и почему он так себя называет?

Ответ учащегося: Историк по образованию, получив сто тысяч по облигации, ушел с работы в музее и стал писать роман о Понтии Пилате. Мастером его назвала Маргарита, тем самым, возвысив его роман, его творчество.

ОТВЕЧАЕТ другая УЧЕНИЦА.

  • Слайды 21-23.

Входит Маргарита, плавно и молча проходит по кабинету, кладёт на столы гостей ветки мимозы, проходит и некоторое время стоит у стены, затем садится на свое место.

Слово учителя: Встреча Мастера и Маргариты неслучайна!

«Она несла в руках отвратительные тревожные жёлтые цветы...» Ее фигурка в черном пальто с желтым пятном на груди бросалась в глаза. И такой одинокой она казалась…»

Вопрос Маргарите: как описывает Булгаков вдруг вспыхнувшую любовь героев?

- «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!»

  • Слайд 24

5. Второй мир. Переход ко 2 линии.

  • Слайд 25.

Слово учителя: что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью?

Эти вопросы ставит автор в Евангельских главах. Евангельские главы – это своеобразный центр романа.

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИК. Эти главы прерывают повествование романа 3 раза. В них повествуется о бродяге Иешуа Га-Ноцри, в образе которого сразу узнаётся Иисус Христос, и о прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

  • Слайды 26-27.

ДОПОЛНЯЕТ другая УЧЕНИЦА. В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4 во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того живой, что в её реальности невозможно усомниться. И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу.

  • Слайды 28-29.

Ученики задают вопросы друг другу.

Вопрос: Кто такой Понтий Пилат? Каково его происхождение?

Ответ учащегося: Понтий Пилат – это пятый прокуратор Иудеи, сын королевского звездочета. Очень богат и наделен огромной властью, но подчиняется императору Тиверию.

  • Слайд 30-32.
  • Просмотр слайдов 33-34 (кадры из кинофильма С. Бортко)

Вывод: В евангельских главах поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные темы»:

  • Что есть истина?
  • Что такое добро и зло?
  • В чём смысл человеческой жизни?
  • Внутренняя свобода и несвобода человека.
  • Верность и предательство.
  • Милосердие и всепрощение. Слайд 35
  • Третий мир. Переход к 3 линии. Слайд 36.
  •  

Оздоровительный элемент: закройте глаза и глубоко вдохните, выдохните и откройте глаза. Приступим к самому сложному и запутанному миру. Фантастика в романе. Воланд: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Слово учителя: Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду».

  • Слайды 37-38.

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИЦА. Воланд — возможно, имя европейского происхождения, связанное с дьяволом. Как предполагается, оно произошло от Faland – обманщик, лукавый (романского или германского слова); ср. англ. fallacy – ложь, fallen – падший, volant – летающий. Во всяком случае, после сеанса в Варьете зрители пытаются вспомнить имя мага: «Кажись, Воланд… А может, и не Воланд, может быть, Фаланд».

  • Слайды 39-41.

ДОПОЛНЯЕТ другая УЧЕНИЦА. Слайды 42-49. Воланд и его свита.

Вопрос: Почему Воланд был удивлён, что часть его работы на земле уже выполнена? О какой работе идёт речь?

Ответ учащегося: Роль ВОЛАНДА - развратить человеческие души и забрать их с собой. Но первое уже сделали сами люди…(примеры). И ему остаётся лишь выполнить вторую часть своей работы. Что он и делает.

7. Слово учителя: Роман вечен!

  • Слайды 50-52.

ОБ ЭТОМ НАМ ГОВОРЯТ КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ: Слайд 53

  • Нет документа, нет и человека.
  • Что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет.
  • Квартирный вопрос только испортил их.
  • Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
  • Осетрина второй свежести.
  • Подумаешь, бином Ньютона!
  • Денежки я приберу…нечего им тут валяться.
  • Брал, но брал нашими, советскими!
  • Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!
  • Мне ли бриллиантов не знать?
  • Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?

Всё в романе переплетено: время, пространство, герои, но эти параллельные миры объединены одной истиной, которая заключается в торжестве добра, любви, милосердия и всепрощения (слова записаны на доске, ребята записывают их в тетради).

Любите, берегите друг друга и своих близких!

8. Выставление оценок. Как вы считаете, чьё выступление сегодня заслуживает высокой оценки, аргументируйте своё мнение.

9. Домашнее задание. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ РОМАНА (анализ главы и анализ эпизода):

  • III группа - глава 12 «Чёрная магия и её разоблачение». Сцена в варьете. Выступление Воланда.
  • II группа - глава 16 «Казнь». Сцена казни Иешуа Га-Ноцри.
  • I группа - глава 23 «Великий бал у сатаны». Маргарита приветствует гостей.

Подготовить слайд или листы с заданием по исследуемой главе: Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Пример - Слайд 54.

Задание для всех: Глава 32 «Прощение и вечный приют». Ответ на проблемный вопрос: Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?

Открывается дверь, вбегает кот Бегемот, всем гостям раздаёт подарочные памятные открытки.

Слово учителя: и вот мы вновь и вновь убеждаемся в том, что между реальностью и фантастикой очень тонкая грань!

Музыка к уроку:

  1. Ответы. Массолит. Igor_korneliuk_-_maestro,_urezhte_marsh_master_i_margarita_ost.mp3
  2. Началоурока. Igor_korneliuk_-_vals_master_i_margarita_ost.mp3
  3. Блиц-опрос.Igor_korneliuk_-_liubov_vskochila, kak_ubiica_v_pereulke_master_i_margarita_ost.mp3
  4. Темаурока. Троемирие. Igor_korneliuk_-_eshe_pro_liubov_master_i_margarita_ost(2).mp3
  5. Ершалаимскиеглавы. Igor_korneliuk_-_i_pri_lune_emu_net_pokoya_master_i_margarita_ost
  6. Тема «Маргарита». Nikolaev_igor_-_master_i_margarita.mp3