Урок математики в 1-м классе " Вспоминаем как устроены числа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить название, последовательность и запись чисел от 11 до 20. Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10; решать текстовые задачи. Познакомить учащихся с птицами Якутии (стерхом, розовой чайкой, клестом).
  2. Развивать внимание, мышление, математическую речь учащихся.
  3. Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к природе, интерес к родному краю.

Вид урока: закрепление знаний.

Тип урока: интегрированный.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: деятельностный, проблемный, коллективный диалог.

Информационное сопровождение урока: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок
И позвал нас на урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать

2. Актуализация знаний.

– Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

– Сегодня на уроке нам предстоит закрепить все, что мы изучали на последних уроках математики.

– Прочитайте числа: 20 и 2; 40 и 4; 60 и 6.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– О чем мы будем говорить на уроке?

(Вспоминать, повторят.)

– Урок у нас будет необычным. Мы отправимся с вами в экспедицию.

– Кто знает, что такое экспедиция?

– Экспедиция будет заочная, но я думаю, что и в такой экспедиции можно для себя сделать какие-то открытия.

– А где будет проходить наша экспедиция, мы узнаем расшифровав слово.

(Дети выполняют задания. На слайде выплывают буквы. 8 – Я, 7 – У. 3 – И, 5 – Т, 6 – К, 9 – Я ЯКУТИЯ)

  • 5 увеличить на 3;
  • первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, найдите сумму;
  • На сколько 7 больше 4;
  • Уменьшаемое 8, вычитаемое 3, найдите разность;
  • 9 уменьшить на 3;
  • 6 увеличить на 3.

– Прочитайте слово, которое у нас получилось.

– Мы с вами живем в Якутии и стараемся узнать как можно больше о своей республике. А Якутия наша богата и во многом ещё не изученный край.

– Чем богата Якутия?

(Полезными ископаемыми, природой)

– Все, кто бывает в Якутии, говорят об удивительной красоте нашей природы. Посмотрите на пейзажи нашей природы. (Показ нескольких слайдов)

– Но кого-то здесь не хватает? (Животных, птиц, насекомых)

– Решите задачу.

Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на Белкины качели
Собрались лесные звери:
Заяц, куница,
Рыжая лисица,
Еж и шестеро зайчат –
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте.
(1+1+1+1+6=10)

3. Работа по теме урока.

А) Сегодня нас ждет встреча с удивительными птицами.

– Но сначала необходимо выполнить задание.

– Откройте учебник.

№1 с. 32 – Запишите цифрами:

1 десяток – это….. 5 десятков – это….
3 десятка – это….. 9 десятков – это…

№ 3 С.32.

– Назовите предыдущее и следующее число.

– Мы узнаем о редкой птице – стерх.

У якутов эта величественная птица самая почитаемая с давних времен. О ней сложены легенды, стихи, она олицетворяет красоту. Птиц этих очень мало осталось на Земле, поэтому они занесены в Красную книгу. На зимовку они улетают в Китай, а весной возвращаются к нам в Якутию и выводят своих птенцов.

– Сейчас мы попробуем выяснить, почему этих птиц остается все меньше и меньше. Решив примеры первого столбика, вы узнаете, сколько яиц откладывает стерх, а ответы примеров второго столбика расскажет, сколько птенцов выживает. Пока ребята решают примеры, все остальные выполняют №2.

Индивидуальная работа.

(Два ученика решают примеры на доске)

6 - 4= 8 - 7=
7 - 5= 7 - 6=
8 - 6= 6 - 5=

№2 С. 32

– Запишите цифрами число яиц на каждом рисунке.

Проверка.

– Что вы заметили в ответах примеров?

– Так сколько же яиц откладывают стерхи? (2)

– А сколько выживает птенцов? (1)

– Можете ли вы назвать причину маленького количества стерхов?

– Но это только 1 причина, другая причина в том, что стерхи очень осторожные птицы, не любят, когда их беспокоят. Если человек близко подходит к гнезду, они могут улететь и больше не вернуться к своему гнезду. Стерхи живут парами и гнезда делают друг от друга на расстоянии 5 км. Селятся они на болотах и около озер.

Физкультминутка

Журавли летят
Крыльями машут.
Склонились над водой
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо на воду садятся.

– Что вы узнали о стерхах? Где они селятся?

Б) Следующее задание приведет нас еще к одной редкой птице.

№4 с. 32

– Запишите числа цифрами. Поставьте знак больше или меньше.

11… 12 15…25
13…12 41…14

– Розовая чайка живет на севере Якутии в тундре. Там она гнездится, а на зиму кочует не на юг, как все птицы, а на север, в Арктику, на Северный Ледовитый океан. Розовая чайка птица небольшая, чуть больше голубя. Встречается очень редко, занесена в Красную книгу. Чтобы увидеть эту птицу, ученые, журналисты отправлялись на Север в экспедиции. А увидев, назвали эту птицу жар – птицей Севера. Что– то сказочное есть в этих словах. А ведь действительно похоже на сказку, когда среди ледяного безмолвия пролетает стайка птиц с розовым оперением. Птицы стараются поселиться подальше от людей. Они гнездятся на кочках, около озер по несколько семей.

– Составьте задачу по иллюстрации.

“На первом озере поселилось 7 семей, а на другом на 2 больше. Сколько семей поселилось на втором озере?”

– Запишите решение разрезными цифрами.

– О чем вам рассказала эта задача? (Чайки могут жить по несколько семей)

– Но у каждой пары чаек есть свое гнездо. Сколько же яиц откладывают эти редкие птицы?

– Подскажут вам эти выражения.

5 +…=8 6+…=9 8-…=5

– Какое число вставили в выражение?

– Сколько яиц в гнезде у жар-птицы Севера? (3)

– Существует легенда, что когда розовых чаек убивают, то их оперение белеет. С каждой капелькой пролитой крови уходит необыкновенная красота оперения этой птицы.

В) №5 с.33 (по вариантам)

– Запишите числа в порядке увеличения. (Взаимопроверка)

– Это птица – клест. Её можно встретить в наших хвойных лесах. Она не больше воробья, но очень отважная, так как выводит своих птенцов в самое холодное время – в январе. Питаются они семенами шишек елей и сосен, а чтобы достать семена, есть специальный инструмент – их крестообразный клюв. Самка высиживает яйца, а самец кормит её, а затем и вылупившихся птенцов.

– Где живет клест?

4. Самостоятельная работа.

№6 с.33. Каждый выберите для себя один столбик примеров.

Взаимопроверка.

5. Итог.

– Что узнали на уроке?

– Что повторяли? – Что для вас было интересным?