Урок естествознания в 7-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему "Жизнь леса".

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели.

  1. Сформировать представление о лесе, показать его во все времена года, показать лес, в котором совместно обитают и находятся в тесном взаимодействии растения и животные, дать представление о природном равновесии.
  2. Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитывать экологическую культуру, воспитание соблюдения правил и норм поведения в природе.

Оборудование: таблицы “ Мир животных”, “Мир растений”, картины природы, гербарий растений, книга Акимушкина, набор шишек.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Посмотрели друг на друга
Улыбнулись дружелюбно.

- Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие в природу. Куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Костеньку малинкой,
Васю хворостинкой.

- Кого же называли богатырем? (Лес)

- Но прежде чем отправимся в лес, давайте повторим и обобщим наши знания о природе.

2. Актуализация знаний.

- Природа связана невидимыми нитями с человеком. Человек – часть природы. Давайте вместе проведем экологическое моделирование, но сначала вспомним, что такое экология.

Экология – наука о доме, о защите нашего дома, природы.

- Что нам дает природа?

Красота – разноцветные листья, снежинки зимой, бабочка на цветке, лес, полный сказок и чудес.

Доброта – покормить птичку, очистить родник от грязи , не рвать цветы, а любоваться ими, спасти пчелку из лужи.

- Растения дают кислород, мы дышим им, из водоемов люди берут воду. Земля дает овощи, фрукты.

- Природа – источник здоровья.

На доске:

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

- Что делают из дерева? (Бумагу, мебель, дома, лодки)

Полезные ископаемые нужны для постройки домов, изготовления посуды, машин, станков, тепла в доме.

- Природа – источник познания. Она отвечает на вопросы почему летом идет дождь, а зимой снег, как образуется почва. Природа будит творческую мысль.

На доске:

- Верно, ребята, в природе все находится в гармонии, все зависит друг от друга.

3. Повторение пройденного:

- Итак, наше путешествие продолжается. Давайте отправимся в лес. Что мы увидим? Что услышим? (Треск сучьев, шум ветра, пение птиц)

Игра “Слабое звено”.

  • Так кто же обитает в лесу?
  • Как по научному называются растения?
  • А животных?
  • Почему ель и сосну называют хвойными деревьями?
  • Бывает ли листопад у хвойных растений?
  • Чем отличается ель от сосны?
  • Почему ель называют угнетающим растением по отношению к сосне?
  • Сколько лет живут ель и сосна?
  • Какое хозяйственное значение имеют ель и сосна?

Физминутка.

- Называете только птиц, другие животные – хлопок.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
Прилетели птицы:
Голуби, куницы

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи
Комары, кукушки.

4. Сообщение нового материала:

- Путешествие продолжается. Лес красив и изумителен в любое время года!

План.

  • Лес во все времена года.
  • Деревья, кустарники.
  • Животный мир.
  • Что дает человеку лес?

- Какие деревья растут в лиственных лесах?

- Какие деревья растут в смешанных лесах?

- Что еще растет в лесу?

В природе можно увидеть закономерность расположения растительного мира.

На доске:

Верхний ярус - деревья

Ниже - кустарники и травы

Грибы - особая группа живых существ

Нижний ярус - мхи, лишайники, лесная подстилка – личинки, микробы, опавшие листья.

5. Закрепление нового материала:

Самостоятельное чтение стр. 87–91.

- Что помогает произрастанию в лесу пышной растительности?

- Какие виды трав вы знаете?

- Какие лекарственные растения вы знаете?

- Для чего нужны лекарственные растения?

Мы растенья эти знаем
Бережём и охраняем,
В книгу красную они
Уж давно занесены!

Мы их рвем не на потеху
Отнесем мы их в аптеку
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарство!

- Кто знает, что такое красная книга?

- Ребята, мы с вами говорили о лекарственных растениях, но в лесу можно встретить и ядовитые растения.

- Какие это растения?

- Скажите, а нужно ли ядовитые растения охранять? Почему?

- В лесу не может быть тихо. Кто может нарушить покой леса своим пением?

- Звучит музыка - на фоне пения птиц. Ребята, чьи голоса вы услышали в лесу?

Конкурс загадок.

  1. Кто в беретке ярко – красной?
    В черной шапочке атласной
    На меня он не глядит
    Все стучит, стучит, стучит! (Дятел)
  2. Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели?
    Голосистее, нежней?
    Кто же это? (Соловей)
  3. Гнездо свое он в поле вьет,
    Где плещутся растения.
    Его и песни, и полет
    Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
  4. Угадайте, что за птица
    Света яркого боится
    Клюв крючком
    Глаза пятачком,
    Ушастая голова
    Кто же это? (Сова)

- Теперь мы знаем, чьи голоса можем услышать в нашем лесу. Мы говорили о птицах, о разных трелях, которые раздаются то там, то тут.

- А какую пользу они нам приносят?

6. Итог урока.

- В заключение нашего путешествия мне хотелось бы сказать:

Природа – это наше богатство, а сберечь это богатство – наша задача и долг!

У природы живые краски, миллионы лучистых созвездий.
Для чего чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить!
Берегите эту землю, эту воду! Даже милую былиночку, любя,
Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя!

7. Домашнее задание.

1 группа: прочитать о растении нашего края занесённом в Красную книгу.

2 группа: нарисовать лечебное растение нашего края.

Задание индивидуально – каждому ученику.