Развитие орфографических навыков письма у учащихся на начальном этапе обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Анализируя работу учащихся, мы пришли к выводу, что сильно занижено развитие навыков письма у учащихся, большие трудности они испытывают в изложении своих мыслей на бумаге. Если ученик делает высказывание в устной форме, то он делает незначительное количество ошибок, а это же самое в письменной форме, он делает большое количество ошибок как орфографического, так и грамматического плана. Возникает противоречие в процессе образования и оценка успешности обучения учащихся занижается. В итоге ученик не может грамотно и логично изложить свои мысли в процессе написания сочинения или письма. Проблема в том, что у учащихся слабо развиты навыки письма.

Первая причина в том, что существует нехватка часов, чтобы выполнять в классе письменные работы. Во-вторых, мало разработано письменных упражнений в учебниках.

Большинство методистов пришли к выводу о целесообразности развития как устной, так и письменной речи (меньшинство придерживается мнения, что говорение должно опережать письмо), и в особенности в школьном обучении, когда письменное высказывание не отличается стилевыми чертами от устного высказывания, т.е. звуковое и графическое изображение совпадают.

В структурной организации письма мы выделяем 4 функционально значимые стороны. Мы в своей работе рассматриваем только первую составляющую письма, которая включает графику, каллиграфию и орфографию.

Письмо – сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. В методике письмо – это объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, т.к. письмо с ними тесно связано.

В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладения графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их памяти, волевых качеств и т.д.

В настоящее время письмо на ИЯ является самостоятельным объектом обучения в школе, а не средством, облегчающим развитие других видов речевой деятельности.

Естественно возникает вопрос: с какого класса надо приступать к обучению письму как виду иноязычной компетенции? Многие преподаватели, учитывая объективную сложность данного вида речевой деятельности, отодвигают эту работу на более поздние сроки.

По-нашему мнению, обучение письму надо начинать на раннем этапе, когда у учащихся высока мотивация к изучению ИЯ.

Е.Н.Соловова считает, что на различных этапах содержание обучению письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти по принципу от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письму не рассматривается в качестве цели обучению. Письмо, как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем завершающем этапе. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.

Чтобы человек научился писать на иностранном языке, он прежде всего должен научиться писать буквы, знать их конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению. Установление графемно-фонемных соответствии на данном этапе идет одновременно. Письмо и чтение основаны на единой графической системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом, а на начальном этапе в особенности.

В требованиях практического владения ИЯ на начальном этапе обучения гласит следующее: Учащиеся должны приобрести навыки каллиграфического написания букв, слов, фраз и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. Обучение английской каллиграфии имеет большое значение для правильной постановки преподавания английскому языку, особенно на начальной ступени обучения. Обучаясь английской каллиграфии, ученик обращает внимание на орфографические особенности английского письма, что очень важно.

На первом этапе овладения каллиграфией – это умение, которое формируется последовательной работой по усвоению и закреплению той или иной формы букв на письме. Необходимые моменты в формировании каллиграфии - умение, осознанность и заинтересованность.

Перейдем к рассмотрению методики обучения письму. Сначала, рассмотрим лингвистическое содержание обучения письму, овладение которым может обеспечить учащимися возможность пользоваться письмом, прежде всего, как средством обучения, вернее изучения иностранного языка. Во-первых, это графика – совокупность всех средств данной письменности. Во-вторых, к лингвистическому содержанию обучения письму относится орфография – правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для передачи звука или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется одно написание для передачи определенного слова с этим звуком, которое признается правильным, а все другие ошибочные.

В-третьих, - запись. Если продуктом письменной речи всегда бывает связанное высказывание, продуктом записи могут быть отдельные слова, словосочетания, не связанные друг с другом предложения, план высказывания и даже сокращения. Поскольку овладение письмом осуществляется путем усвоения букв, слов, словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств, то соответствующими уровнями записи выступает каждая из указанных единиц.

Обучение письму включает: ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку учащихся в написании букв, усвоение орфографии слов, отработанных устно и которые учащиеся могут прочитать, написание предложений содержащих усвоенное. Обучение письму идет в тесной связи с обучением чтению. Так, усвоение алфавита включает знание названий бук и их написание. Оно строится на методических принципах с использованием таких средств обучения, как учебник, классная доска, карточки с буквами и т.д.

Обучение графике проводится в следующей последовательности:

- показ буквы: прописной и строчной;

- медленное изображение буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями в целях осознания учащимися выполнения нужных действий при ее написании;

- вторичное написание буквы с заданием учащимся воспроизводить требуемые движения ручкой в воздухе за учителем;

- написание буквы детьми в тетрадях.

Таким образом, обучение графике связано: со зрительным восприятием буквы; с фиксацией учителем внимания учащихся на особенностях начертания буквы, например: в букве b вертикальная линия расположена слева, а в букве d справа от овала; в букве N наклонная линия идет сверху вниз направо; с написанием буквы учащимися за учителем в классе; с тренировкой в написании буквы самостоятельно дома.

Чтобы сформировать правильный навык начертания иноязычных букв, целесообразно учить детей определенной логике действий, последовательности их выполнения:

- сначала внимательно посмотреть, как пишется (написана) буква,

- затем повторить написание буквы несколько раз в воздухе,

- записать букву в тетрадь,

- сверить свою запись буквы с образцом,

- выполнить так все задание.

В ходе формирования графических навыков возможны и игровые приемы, например:

1) “Отгадай-ка”. Учитель или ученик в воздухе пишет букву. Учащиеся отгадывают, какую букву он написал. Чтобы не было зеркального отображения, пишущий стоит в полуоборот к классу и дети видят прямое изображение.

2) Игра “кто поможет?”. Учитель подходит к доске и начинает писать, но, написав вертикальную палочку (часть буквы), говорит, что он “забыл”, как нужно написать букву. Дети с большим желанием “помогают” закончить букву. Один из них подходит к доске и “достраивает” слева букву d. А учитель говорит, что он имел виду не эту букву, а букву b. Учитель подходит и стирает полуовал слева. Учитель вызывает учащегося, который дописывает букву b.

Кто из нас не делал и не делает ошибок на правописание не только в иностранном , но и в родном языке. Орфографические ошибки неизбежны, однако их количество можно и нужно сократить до минимума, если учесть определенные типологические группы сложностей и сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся.

Типологические группы написания слов и возможные трудности

1. Написание на основе фонетического принципа.

Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто для начинающих. Графемно-фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы, особенно если буквы и звуки родного и иностранного языков так же не похожи, как в русской кириллице и запрадноевропейской латинице.

Тем не менее даже в односложных словах начинающие изучать иностранный язык могут делать значительное количество ошибок. Иногда ошибки бывают просто курьезными. Например: ученики 2 класса постоянно делали ошибку в написании английского слова “six” (“шесть”), которое они писали как “sex”, очевидно под воздействие интерференции.(буква “Ее” в английском алфавите озвучивается как русская [и].

2. Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.

Речь идет о традиционных правилах чтения. Так, в английском языке в открытом типе слога буква “е” пишется, но не читается – “nine”, но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной. В английском языке гласные в сочетании с буквой “r” меняют звучание или долготу, при этом буква “r” не озвучивается.

Есть определенные правила чтения буквосочетаний “wr, ght, wh” в начале, в середине и в конце слов, перед определенными буквами, но есть и огромные к4оличества исключения из этих правил.

3. Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.

Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть гласные – “ее, еа, оо, ei”, и согласные - “ch, sh, ght, gh, ph” и т.д.

Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Во всяком случае, когда речь идет об английском языке. Сравните: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat [hi:t] и т.д.

Один и тот же звук на письме может передаваться разными буквами и буквосочетаниями, но и в то же время одно и то же буквосочетание может обозначать разные звуки в английском языке. Например, звук [f] на письме может быть передан следующими образом: “f, ph, ff, gh”, но при чтении он же может давать звук [v], например в предлоге “of”.

4. Трудные словарные слова.

Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить. Часто это слова, которые имеют древний корень, как, например, английские слова “daughter, neighbour, one”, или являются заимствованиями из других языков – “restaurant” и т.д.

Инструменты оценивания

В целях осуществления контроля за сформированностью навыков и умений, учащихся в области письма, можно проводить промежуточные и итоговые письменные работы. Промежуточные можно проводить в конце каждой изученной темы, а итоговые в конце каждой четверти. Сравнивая их. можно увидеть динамику качества обучения учащихся орфографии. Это могут быть работы на установление графемно-фонемных соответствий и на орфографию слов и словосочетаний.

Слуховой диктант является надежным средством контроля сформированности навыков орфографии и пунктуации. Он должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз.

Приложение 1. Мы предлагаем ряд упражнений на развитие навыков письма в формате презентации.