Краткая аннотация к программе "Путешествие Всезнайки" и конспект игрового занятия по теме "Египет"

Разделы: Работа с дошкольниками


На базе ГОУ центр психолого-медико-социального сопровождения “Поддержка” была доработана и опробована программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста “Путешествие в историю” (рабочее название “Путешествие Всезнайки”).

Цель дополнительной образовательной программы: приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к культурному наследию России, познакомить с культурой других регионов мира в условиях инклюзивного образования, познакомить с географическими и историческими аспектами в жизни человека, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей.

Обучение предлагается проводить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда вследствие возрастных психологических особенностей, дети отличаются наибольшей эмоциональностью и восприимчивостью к новым ярким и сильным впечатлениям. Занятия построены таким образом, что дети, играя, соприкасаются с некоторыми аспектам истории и географии, и усваивают знания в процессе продуктивной деятельности, игры и общения. Использование игровой формы занятий, построенных на частой смене деятельности, даёт возможность включать в группу детей с особенностями в развитии, такими как небольшая задержка психического развития, гиперактивность, поведенческие (психологические) отклонения в развитии. Небольшое количество детей в группе (до 10 человек) позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку и обеспечить психологическую комфортность. В ходе занятий происходит социальная адаптация “особенных” детей, как в среде сверстников, так и в окружающем мире.

Наличие чётко простроенной сюжетной линии позволяет обеспечивать максимальную вовлеченность ребёнка в процесс игры-обучения. А смена видов деятельности способствует тому, что ребёнок не утомляется и активен на протяжении всего отведённого времени. Положительное влияние на здоровье детей оказывает и постоянная смена поз и обязательные подвижные игры, ориентированные на сюжетную линию занятия. Кроме того в работе часто используется метод “полного погружения” ребёнка в предлагаемую атмосферу (элементы психогимнастики). Дети не только слышат, но и проживают ситуации, сами делают открытия. Это не пассивные зрители и наблюдатели. Дети сопричастны к происходящему.

Получив первичные знания по истории культур и географии, дети расширят их в старшем возрасте, обучаясь в средней школе. Эффект узнавания и расширения знаний позволит говорить об обучении как о процессе последовательном, идущем от простого к сложному (обучение по спирали).

Работа с родителями.

Разъяснительные беседы с родителями.

Темы:

- Активное участие родителей в процессе обучения. Очень часто приходится встречаться с непонимание родителей в этом вопросе. Почему то считается, что вполне достаточно для родителя привести своё чадо на занятие – и всё. Всё остальное – забота педагога. Доказывать, что это не так приходится очень часто. Объяснять родителям, как важен эмоциональный контакт с ребёнком, умение общаться с ним и сопереживать, сопереживать его победам и большим огорчениям, уметь слышать и помогать, когда эта помощь необходимо. И не столь важно будет это слово сочувствия или помощь в оформлении медальона. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что его близкий человек рядом.

– Создание развивающей среды дома. У наших детей очень много игрушек, в том числе и компьютерных. Но для гармоничного психического развития ребёнку нужны “особенные” условия и игрушки. Эта тема много раз освещалась в педагогической литературе, поэтому мы не будем на ней подробно останавливаться. Главное, чтобы книги и игры не мешали, а способствовали развитию ребёнка, соответствовали его физиологическим и психологическим особенностям и пробуждали познавательный интерес.

- Организация досуга ребёнка. Совершенно не достаточно приобрести познавательные игры и книги для ребёнка. Необходимо показать как играть и пробудить интерес. А для этого есть самый верный способ – заинтересоваться самому и повести за собой ребёнка. Просмотр телевизора и игра в компьютер – это не досуг! Именно это надо донести до сознания родителей. Иногда кажется, что у детей пробудить познавательный интерес гораздо проще, чем у их родителей. Итак, досуг – это организованная родителями деятельность ребёнка: будь то совместный ручной труд, игра или изобразительная деятельность, чтение художественных и адаптированных энциклопедических книг, активная прогулка, посещение музеев, детских театров, всё то, что способствует гармоничному психическому развитию ребёнка.

Первичная диагностика проводится с подключением родителей. Это даёт возможность родителям не только узнать названия и последовательность тем, предложенных данной программой, но и принимать активное участие в закреплении ребёнком пройденного материала.

Проведение общих мероприятий – игровых сюжетных занятий при участии родителей: рыцарский турнир, восточный базар, большое путешествие (итоговое занятие). Данная форма работы призвана повысить эмоциональный уровень включённости родителей и детей в занятия. Взрослый сможет увидеть своего ребёнка со стороны, а также оценить его уровень полученных знаний и способность общаться со сверстниками.

Организация экскурсий в музеи с подходящей тематикой. Можно и нужно посещать с детьми музеи. Но, необходимо помнить одно правило: Не нужно пытаться просмотреть с ребёнком всё сразу! Посещение музея, как и любой другой досуг ребёнка должен приносить пользу. Нельзя забывать о возрастных психологических и физиологических особенностях наших детей. Экскурсии могут быть как семейные, так и общие, организованные для детей 5-6 лет. Для посещений были выбраны следующие музеи Москвы:

- зоологический при МГУ (природные зоны и их обитатели);

- музей Ледниковый период (ВДНХ)

- музей Востока (Япония, Китай);

- музей изобразительных искусств имени Пушкина (египетский зал);

- музей леса (природа Средней полосы России).

Рекомендованная литература.

Для родителей предложен список развивающей литературы для прочтения с детьми. Даная литература предлагается в качестве закрепления пройденной темы и в качестве иллюстративного материала для бесед с ребёнком

План конспект игрового занятия по программе “Путешествие Всезнайки”
для детей старшего дошкольного возраста.

Древний Египет

Предварительная работа: рассмотреть с детьми карту мира, выделяя на ней океаны и сушу, а также материк – Африку.

Задачи.

  • Познакомить детей с цивилизацией Древнего Египта в доступной для дошкольника форме.
  • Знакомство с некоторыми географическими понятиями (море, Африка, река Нил, пустыня).
  • Развитие речи, расширение словарного запаса (фараон, мумия, египтянин, сфинкс и др.).
  • Развитие логического и образного мышления.
  • Развитие зрительной памяти.
  • Закрепляем умение пластикой передавать образ разных животных.
  • Выявляем особенности объёмной геометрической фигуры – пирамида.
  • Закрепляем умение закрашивать объекты, не выходя за контур.
  • Закрепляем навыки работы с ножницами, умение вырезать по контуру.
  • Закрепляем навыки работы с клеем.
  • Создание радостной познавательной атмосферы.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: игрушечная кошка Мурзя; карта мира; картинки с изображением египтянина, фараона, египетского храма, сфинкса, богов-животных, иероглифов, пирамиды; бумажные и глиняная пирамиды; картина на ватмане с изображением реки Нил, пустыни; полоски бумаги.

Раздаточный: картинки для раскрашивания и вырезания с египетской тематикой; куклы - пупсы и бинты по количеству детей; клей, кисточки, салфетки, карандаши, ножницы; листы плотной бумаги.

Ход занятия

1 часть

Маленькие дети,
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.

А знаешь ли ты Мурзя, (педагог обращается к игрушечной кошке) где находиться Африка? Конечно, знаешь, вот она. (Показ на карте.)

В Африке есть крокодил
И живёт он в речке …

Мурзя: Лимпопо!

Нет, Мурзя, слушай внимательно. А вы, ребята, ему помогайте.

В Африке есть крокодил
И живёт он в речке …

Дети: Нил!

Река Нил, Мурзя, самая большая река в Африке. И течёт она из центра Африки к морю. (Рассказ сопровождается показом по карте.) Слева от неё пустыня Сахара, где много-много песка, справа – горы. А вокруг неё расположилась древняя страна Египет. Египет называли “даром Нила”. Благодаря реке Нил, земля в Египте была очень плодородной и давала богатый урожай. Там издавна жили люди.

Мурзя: Негры?

Нет, Мурзя, опять не угадал. Египтяне вовсе не похожи на негров, хотя они были довольно загорелые. Посмотри. (Показ картинки с изображением египтянина.) Как вы думаете, почему у египтян такая смуглая кожа?

Дети: От солнца, загар.

Конечно, в Египте очень солнечно и тепло, а простые египтяне носили вот такую одежду, (показ картинки) и поэтому были очень загорелыми людьми. И был у них царь, которого они называли фараон.

Мурзя: Фара – кто?

Не фара-кто, а фараон.

Мурзя: А, фараон, понятно.

Фараон носил бело-красную корону и считался самым главным в Египте. (Показ картинки с изображением фараона.) Но, как все древние люди, и фараон, и простые египтяне верили, что существует множество богов, добрых и злых. В Египте каждый бог занимался своим делом и мог превращаться в животное.

(Каждое название бога, сопровождается показом картинки с его изображением.)

Так, бог солнца Ра мог превращаться в сокола и в кота; бог знаний Джхути в обезьяну или птицу ибис; богиня радости, музыки и танцев Бастет в кошку или львицу; бог болота Себек в крокодила, а бог пустыни Сет в невиданного зверя.

Мурзя: ой, какой страшный! Наверное, злой.

Да, Сет был злым богом. Для каждого бога отдельно строился храм. Вот такой. (Показ картинки с изображением египетского храма.) Там люди могли молиться богу и приносить ему свои дары. А вход в храм обычно охраняли сфинксы, сделанные из камня. (Показ изображения сфинкса.) У них голова человека, а тело…

Мурзя: Кошки!

Ну, не кошки, а скорее льва. И считалось, что сфинксы очень любят загадывать загадки.

Мурзя: Я тоже люблю. А давайте я буду вам, ребята, загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать? Договорились?

Дети: Да!

Физ. минутка.

(Педагог загадывает загадки об африканских животных, дети показывают отгадки)

В костяном пальто
Без страха
Ползёт тихонько … Черепаха

С длинной шеей
Выше шкафа
Ну, узнали вы … Жирафа

Огромная грива,
Зубастая пасть.
К царю на приём
Не хотите попасть? Лев

Как огромный серый дом
Хобот длинный, это - … Слон

2 часть

Мурзя: Всё отгадали, мяу. Какие умные дети! А египтяне тоже были умные?

Да, Мурзя, египтяне были очень умные. Они умели считать не только до 100, но и до тысячи. У них был свой календарь, и они умели писать.

Мурзя: На бумаге?

Нет, бумагу тогда ещё не изобрели. На реке Нил есть такое растение – папирус. Если его стебли разрезать на полоски и положить их вот так (показывает расположение полос крест на крест), а потом прижать, то они склеятся, и получится папирус, очень похожий на бумагу, на котором и писали древние египтяне.

Правда, писали они не буквами, а иероглифами, вот такими. (Показ.)

Мурзя: Ой, какие закорючки!

И каждая такая закорючка могла обозначать слово или даже несколько слов.

Мурзя: Да это же ерунда, так любой сможет.

Ну, что ж. Давайте проверим, смогут ли ребята начертить египетский иероглиф.

Мурзя: Сможете, ребята?

Дети: Да!

(Детям раздаются листочки и карандаши, показывается иероглиф. Дети запоминают и рисуют по памяти. Затем самопроверка по образцу. Мурзя хвалит детей, собирает карандаши и листочки.)

Мурзя: Здорово! А что ещё придумали египтяне?

Ещё египтяне умели делать украшения из золота и драгоценных камней, строить деревянные лодки – ладьи и возводить пирамиды. (Педагог показывает картинку с изображением пирамиды.) Вот такие.

Мурзя: А зачем? Кому нужны были эти пи-ра-ми-ды?

Дело в том, что египтяне верили в то, что умерший человек может снова ожить в этом же теле. Поэтому тело умершего фараона не закапывали, а покрывали специальным маслом, забинтовывали и получали мумию, которую клали в специально построенную гробницу – пирамиду. Пирамиду строили из камней, высотой в многоэтажный дом.

Мурзя: А у меня тоже есть пирамида. (Показывает объёмную фигуру.) Если смотреть сбоку, это…

Дети: Треугольник.

Мурзя: А если смотреть снизу, это…

Дети: Квадрат.

А хотите попробовать сделать свою мумию? Каждый из вас может сделать мумию из пупса и положить её в пирамиду. Берите пупсика, бинт и приступайте к работе. (Дети изготовляют мумию и кладут её в пирамиду. Звучит приглушённая музыка.)

3 часть

Мурзя: Ура! У меня есть египетская пирамида!

Так уж и египетская! Египетская пирамида каменная и большая, а твоя… Какая у Мурзи пирамида, ребята?

Дети: Маленькая, глиняная.

Мурзя: Подумаешь! Зато у меня есть картина Египта, вот. Я её своей подружке Мурзяне подарю.

(Демонстрация картины на ватмане.)

Красивая картина! И речка Нил есть и пустыня и храм и пирамида.

Да, вот только, какая-то картина получилась не живая. Как вы думаете, ребята, как можно её оживить? Чего здесь не хватает?

Дети: Людей, животных.

Мурзя: Людей, деревьев и много ещё чего. Ребята, помогите мне, пожалуйста, оживить картину, чтобы моей Мурзяне понравилось. А я, я, я вам тогда большо-о-ое спасибо скажу. Поможете?

Тогда проходите и садитесь за столы. Там лежат картинки с изображением египтян, сфинксов, деревьев, домов. Их нужно раскрасить, потом аккуратно вырезать по контуру. Обрывки бумаги положить в корзину, а ножницы в баночку. Затем взять кисточку и нанести клей на белую сторону вырезанной фигуры, распределяя его от центра к краям. Работаем клеем только на клеёнке. Поставив кисточку в банку, вы подходите к Мурзиной картине и приклеиваете фигуры там, где им положено быть: люди на берегу, лодка – в реке, сфинксы около храмов или пирамиды. Около картины лежат тряпочки. Зачем, кто знает?

Дети: Убрать лишний клей.

Молодцы! Приступайте к работе.

(Дети выполняют задание. Звучит музыка.)

Заключение

Смотри, Мурзя, какая красочная и живая картина получилась. Это ребята постарались.

Мурзя: Мяу-ура! Мяу-ура! Ай, да ребята! Ай, да картина!

Постой, Мурзя, т ы что-то обещал ребятам.

Мурзя: Я? Ах, да! Большо-о-ое спасибо! Только я немного забыл, как называлась страна с которой мы познакомились? – Египет.

Какая речка течёт в Египте? – Нил.

Как звали царя древних египтян? – Фараон.

Какой формы была гробница фараона? – Пирамида.

В кого могли превращаться боги древних египтян? – В животных.

Вам понравился древний Египет? Если захотите узнать об этой стране побольше, то Мурзя принёс для вас интересные книжки с картинками про Египет. Вечером вы их посмотрите.

Примечание

Рекомендуется рассмотреть с детьми иллюстрированные книги, посвященные древнему Египту.

Родителям посоветуйте отвести детей в музей изобразительных искусств им. Пушкина в “египетский зал”.

В качестве закрепления материала возможно проведение викторины на знание древнего Египта.