Сценарий проведения классного часа с использованием современных педагогических технологий. Тема: "Память жива". Викторина

Разделы: Классное руководство


Об одном прошу тех, кто переживёт
Это время: терпеливо собирайте материал о тех,
кто погиб за себя и за вас!
Ю.Фучик

Близится славная дата в жизни нашего народа – День Победы в Великой Отечественной войне. Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к Победе, которую принес миру советский солдат.

И забывать о том, какой ценой завоёвана свобода нельзя. О них, выстоявших и победивших в этой схватке со злейшим врагом, написаны сотни книг. В учебнике истории невозможно сказать подробно о всех событиях войны 1941–1945 годов, о всех ее героях. Современные школьники мало читают об этих событиях, поэтому

цель: воспитание у учащихся нравственных качеств: честности, патриотизма, верности Отечеству, сопереживанию прошлым событиям в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитывать чувства благодарной памяти к участникам Великой Отечественной войны;
  • расширять знания о событиях и датах Великой Отечественной войны;
  • развивать патриотические чувства.

Класс: 10–11.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Ведущий 1.

Глядит на бронзовые нивы
Он из-под бронзовых бровей.
Все так же спутник жизни нашей,
Он входит в дни, мои года –
Прямой, бесстрашный, в битве павший,
Не умиравший никогда. (В.Замятин)

Близится славная дата в жизни нашего народа – День Победы в Великой Отечественной войне. Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к Победе, которую принес миру советский солдат.

Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью. (М.Луконин. Напоминание)

Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей. Бомбежки, голод, холод, разруха – вот, что пришлось им пережить. Война бесцеремонно вторгалась в жизнь мирных людей.

Ведущий 2. 9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. Ведь именно 9 мая 66 лет назад над просторами нашей державы взошло незакатное солнце солдатской славы.

1418 дней борьбы за Победу, ожидания Победы, неугасимой веры в то, что она обязательно настанет. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб от фашистских пуль, в пытках, находясь в концлагерях, умер от голода в блокадном Ленинграде…

Светом благодарной памяти пусть озаряются имена павших бойцов.

Мы много читали о Великой Отечественной войне, смотрели кинофильмы, восхищались стойкостью и мужеством советских людей. А сегодня мы примем участие в викторине. Участвуют две команды, побеждает та, которая наберет большее баллов.

Классный руководитель. Вы много прочитали о Великой Отечественной войне, просмотрели кинофильмы, изучали по истории. Вашему вниманию представляется игра-викторина “Память жива”. Пять номинаций по пять вопросов. Разделитесь на две команды. Капитан команды, обсудив цену вопроса и номинацию, открывает вопрос. Если отвечаете, то получаете заслуженные баллы, если ответ неверный, может отвечать вторая команда и тогда баллы получает ответившая команда.

Тема: Обелиски памяти

  1. В Болгарии, в городе Пловдиве, на вершине холма высится гранитная фигура советского солдата. Как жители Пловдива любовно называют этого солдата? Алеша
  2. На третьем километре бывшей “Дороги жизни” у поселка Ковалёво стоит памятник “Цветок жизни”. Белый каменный цветок на десятиметровом стебле возвышается над гранитными валунами, на лепестках цветка вырезаны слова. Какие? “Пусть всегда будет солнце”
  3. В мае 1967 года в Москве был открыт мемориал. Как он называется? “Могила Неизвестного солдата”
  4. В Трептов парке, в Берлине создан величественный мемориальный комплекс. Центром его является тринадцатиметровая фигура Воина-освободителя. Левой рукой он держит девочку, в правой – опущенный меч, разрубивший.. Что? Фашистскую свастику
  5. 15 октября 1967 года в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. На одной из площадей ансамбля – площади Скорби стоит главная скульптурная композиция … Что это за фигура? Фигура женщины-матери, склонившейся над погибшим воином

Тема: Песня в шинели

  1. В 1942 г. Была создана Седьмая (Ленинградская) симфония, посвященная героизму людей, борющихся с врагом. Назовите композитора. Д.Д. Шостакович
  2. К какой дате впервые прозвучала песня “День Победы” и кто был первым ее исполнителем? В 1975 г. К 30-летию Победы, исполнил Л.В.Лещенко
  3. У этой песни непростая биография. Написана она вскоре после окончания войны, прозвучала лишь один раз по радио и не исполнялась пятнадцать лет. Литературные и музыкальные критики посчитали, что Победа исключает трагические песни. И только в 1960 г. Ее исполнил Марк Бернес. Иногда ее называют “Прасковья”. А каково полное название песни? “Враги сожгли родную хату”
  4. В кинофильме “Белорусский вокзал” прозвучала песня “Мы за ценой не постоим”. Эта песня была написана по заказу известным поэтом-бардом, назовите его. Б.Ш.Окуджава
  5. Кто автор этих строк?

Ах, война, что ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим. Б.Ш.Окуджава. “До свидания, мальчики”

Тема: Даты и события

  1. Сколько дней длилась Великая Отечественная война? 1418 дней
  2. Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом? 30 апреля 1945 года
  3. В честь какого события был дан салют в Москве в августе 1943 года? В честь освобождения городов Орла и Белгорода
  4. В декабре 1943 г. Проходила встреча так называемой “Большой тройки”. В каком городе это было? И кто вошел в состав “Большой тройки”? В Иране, в г. Тегеране; встреча руководителей: СССР – Сталина, Англия – Черчилля, Америки – Рузвельта
  5. Всем известно, что парад на Красной площади 24 июня 1945 года принимал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. А кто командовал парадом? Маршал К.К.Рокоссовский

Тема: Города-герои

  1. Какой город-герой называли партизанской державой? Минск
  2. Захватом какого города должна была завершиться по замыслу немецко-фашистского командования операция “Тайфун”? Москва
  3. За оборону этого города погиб лейтенант, поэт и романтик, автор известной песни “Бригантина” – П.Д.Коган. Случилось это у горы Сахарная голова 23 сентября 1942 г. Что это за город? Новороссийск.
  4. Перечислите города Советского Союза, которым присвоено почетное звание “Город-герой” за героическую оборону в Великой Отечественной войне. Москва, Киев, Сталинград, Севастополь, Ленинград, Одесса, Новорссийск, Керчь, Минск, Тула, Брест
  5. В конце Великой Отечественной войны (1944 год) был учрежден в нашей стране высший военный орден. Как он называется? Орден Победы

Тема: Палитра войны

  1. Этот плакат, созданный в первые годы войны, послужил настоящим призывам к защите Отечества. Как он назывался и кто его автор? “Родина-мать зовёт!”, автор И.М.Тоидзе.
  2. Во время войны этот творческий коллектив занимался выпуском агитационных, антифашистских плакатов. Под каким псевдонимом они их выпускали? “Кукрыниксы” – Куприянов, Крылов, Соколов
  3. Картина “Отдых после боя” Ю.М.Непринцева перекликается с известной поэмой А.Т.Твардовского. Какой? “Василий Теркин”
  4. В начале войны врагу удалось подойти к этому солнечному городу на берегу Черного моря. 250 дней и ночей солдаты и матросы обороняли город. В эти тревожные дни художник А.А.Дейнека и начал свою картину, посвященную обороне этого города. Какого? И как художник назвал свою картину, которую закончил в 1942 г.? “Оборона Севастополя”.
  5. Тяжелораненый политрук вылез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро побежал навстречу танку. Он знал, что вот-вот погибнет, но умереть нужно было не раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. Что это за картина? В.Панфилов “Подвиг героев-панфиловцев”

Ведущий 1. Прошло более шестидесяти лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в человеческих душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.

Ведущий 2.

- Сколько звёзд раскаленных
Светит нам с высоты?
- Двадцать семь миллионов…
Мне ответила ты.
- Двадцать семь миллионов?
Эта цифра точна?
- Ровно столько влюбленных
Погубила война.

Плачут ивы, а клены
Грустно так шелестят,
Двадцать семь миллионов
Крепко-накрепко спят.
Они храбро сражались
За Отчизну свою,
В наших песнях остались,
Хоть погибли в бою.

Классный руководитель. Наша встреча подошла к концу. Награждение команды-победительницы.

Литература

  1. Бакулина Г.В. Память жива. Журнал “Читаем, учимся, играем”. №4 -2005.
  2. Боярашникова Н.П. “Я камнем стал, но я живу”. Журнал “Читаем, учимся, играем”. №3 – 2008.
  3. Еремина Г.А. “Праздник с сединою на висках”. Журнал “Читаем, учимся, играем”. №2 – 2005.
  4. Иллюстрации из Интернета.

Презентация