Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков? Как пробудить в них интерес к серьёзному чтению? Анализируя всю работу, мы пришли к выводу, что эти цели будут достигнуты, если учитель по-иному будет преподносить учащимся произведения мировой классики.
Роль уроков литературы в школе XXI века становится особо значимой, ведь чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой нашего народа. И если не школа научит понимать и ценить настоящую литературу, то кто же? Ведь речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Поэтому главная наша задача учителей словесников – донести до своих учеников слово писателя. Но знание о произведении и писателе – это не главное на уроках литературы. Наша главная задача – помочь ученику увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель. Ведь оттого, куда повернётся литературное образование школьников, напрямую зависит и детское чтение, а значит, и направление литературного воспитания детей в стране. Любой учитель нынче подтвердит, что домашние задания по литературе выполняются путём скачивания готовых ответов из Интернета, копирования сочинений из сборников, чтения выписок из критической литературы, подменяющих собственное мнение. Великие произведения оказываются невостребованными.
Мы, учителя литературы, должны научить учащихся самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей и идеалов, разбираться в основных теоретико-историко-литературных проблемах. Осуществлять это можно только при условии активной деятельности учащихся в процессе чтения и анализа произведений, но нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что он питает активное воображение.
В своей педагогической деятельности на уроках литературы мы используем разные виды творческих заданий: мастерские творческого письма, сочинения разных жанров, создание визитки к стихотворениям и рассказам. В течение двух лет мы стали создавать и проводить практические работы по литературе, которые постепенно преобразовались в систему. В 10-11 классах такие работы проводятся только после самостоятельного прочтения художественного текста, а в 5-9 классах – в процессе чтения произведения.
I. Цели практической работы по литературе.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал, формулировать выводы; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: самостоятельно определять проблематику и тематику текста, уметь видеть текст и извлекать из него фактуальную, концептуальную и подтекстовую информацию, правильно формулировать концепт – то главное, что держит текст и не даёт ему рассыпаться на отдельные эпизоды; сопоставлять героев; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать им оценку; создавать творческую работу по заданной теме.
II. Методика проведения практической работы.
Практическая работа проводится в индивидуальной форме. Учитель во время работы направляет и координирует деятельность учащихся. Работа состоит из трёх частей: а) работа по содержанию художественного текста (систематизация цитатного материала); б) создания творческой работы; в) выполнение иллюстрации, рисунка цветными карандашами или акварельными красками. Работа выполняется на стандартном листе А4.
III. Структура урока-практикума по литературе.
1. Сообщение темы практической работы, постановка учебной цели.
2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы практической работы (создание проблемной ситуации через систему вопросов, постановка исследовательских задач, сообщение учителем дополнительного материала по теме).
3. Практическая работа (работа по художественному тексту, систематизация материала по поставленным проблемам).
4. Творческая работа:
а) создание иллюстрации, картины к задания;
б) написание сочинения или развёрнутого ответа по теме практической работы.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов за урок.
7. Определение домашнего задания.
IV. Тематика практических работ по литературе.
Класс | № | Тема практической работы |
10 класс | 1. | Две Катерины – два характера (А.Н. Островский “Гроза” и Н.С. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”). |
2. | “Островок золотого века…” (глава “Сон Обломова” из романа А.И. Гончарова “Обломов”). | |
3. | Красота спасёт мир (А.П. Чехов “Вишнёвый сад”.) | |
4. | Символика имён в пьесе А.П. Чехова “Вишнёвый сад”. | |
5. | Символы в пьесе А.П. Чехова “Вишнёвый сад”. | |
6. | Отец и сын Кирсановы (И.С. Тургенев “Отцы и дети”). | |
7. | Кто кому нужен? (И.С. Тургенев “Отцы и дети”). | |
8. | Кто преступник? (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”.) | |
9. | Идеальная женщина Льва Николаевича Толстого (Л.Н. Толстой “Война и мир”). | |
10. | Импрессионизм в творчестве А.А. Фета. | |
11. | Вопросы и ответы (Лирика Ф.И. Тютчева). | |
12. | Уроки поэтического мастерства (С.А. Есенин и А.А. Фет). | |
13. | Кто кого любит? (А. Фет “Твоя старушка мать…”). | |
11 класс | 1. | И.А. Бунин – король изобразительности (И.А. Бунин “Антоновские яблоки”). |
2. | Создадим портрет Максимилиана Волошина. | |
3. | Цветы в поэзии А.А. Ахматовой. | |
4. | Игра – условная схема жизни (А.М. Горький “На дне”). | |
5. | Роль символов в стихотворении А. Блока “Незнакомка”. | |
6. | Я поэт – футурист. | |
7. | Образ времени в поэме С.А. Есенина “Анна Снегина”. | |
8. | Цветопись в поэзии С.А. Есенина. | |
9. | Импрессионистическая символика цвета поэзии О. Мандельштама. | |
6 класс | 1. | Визитная карточка стихотворения “Зимнее утро” А.С. Пушкина. |
2. | Духовный мир героев рассказа “Бежин луг” И.С. Тургенева. | |
3. | Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета. | |
4. | Карта Блудова болота и путешествие детей. | |
7 класс | 1. | Образ Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. |
2. | Дети и взрослые в рассказе И.Бунина “Цифры”. | |
3. | Судьба “братьев наших меньших” (Л. Андреев “Кусака”). | |
4. | Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (А. Платонов “Юшка”). | |
5 класс | 1. | Добро и зло в сказке А.Погорельского “Чёрная курица…” |
2. | Сходство и различие народной сказки и сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского. | |
3. | Портрет героини (Н.А. Некрасов “Есть женщины в русских селеньях”). | |
4. | Жилин и Костылин (Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”). | |
5. | “Тайга хлипких не любит” (В.П. Астафьев “Васюткино озеро”) | |
6. | Карта странствий Герды (Андерсен “Снежная королева”). |
Планы некоторых практических работ
Тема: “Красота спасет мир” (А.П.Чехов “Вишневый сад”) (10 класс).
Цель: пробудить интерес к творчеству А. П. Чехова; формировать умение вычленять из художественного текста информацию о вишневом саде; развивать творческий подход к изучаемому материалу;
формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность; продолжить воспитание ответственного отношения к учёбе, умение видеть красивое и ценить его.
Ход работы.
1. Организационный момент, объявление темы и цели практической работы.
2. Психологическая подготовка к восприятию темы практической работы.
– Главным действующим персонажем в пьесе является Вишневый сад, его красота во время цветения. Он радует своей красотой, даёт стимул к жизни.
Чехов тщательно обдумывал заглавие пьесы. Он писал Станиславскому: “...Я нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!., не Вишневый, а Вишнёвый сад”
Вишневый сад-главный персонаж пьесы, он является ключом к тексту. “Художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно...”
Вишневый сад - это “судья” персонажей. Их отношение к саду - вот авторская мера нравственного достоинства того или иного героя. Природа у Чехова напоминает человеку о высшем его предназначении, о его неисчерпаемых возможностях, о красоте и счастье человеческой жизни.
Вишневый сад в пьесе - это не только красота во время цветения, это и корни.
“Сад” - олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день вечно ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых корней и стволов. Без прошлого не было бы никакого “теперь”, ни сегодняшнего, ни завтрашнего дня, ни сочувствия ко всем живущим на свете людям, уходящим в прошлое по трудной дороге своего бытия.
Вишневый сад дорог каждому герою.
3. Практическая часть урока (развитие индивидуальных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся)
Красота спасет мир
Вишневый сад - символ мира
Задания.
1) Нарисуйте вишневое дерево или цветущие веточки
2) Условно поделите лист на четыре части.
3) Фирс, Раневская и Гаев, Лопахин, Петя Трофимов
и Аня. Что значит вишневый сад для героев?
(Нарисовать, изобразить, можно использовать
ключевые слова и фразы)
Дополнительный материал. Фирс - барское раздолье, богатство. Сад давал доходы. “Денег было! Мариновали, сушили, варили вишню”
Раневская и Гаев – дом, могила сына, мужа, беседки, стол (чаепитие), скамейки - предмет дворянской гордости (“в энциклопедическом словаре упоминается”), молодость, детство.
Лопахин – “О мое детство, чистота моя!”
Прошлое: дед и отец были рабами.
Настоящее: участки, аренда под дачи (пеньки...)
Предмет гордости, олицетворение силы, его господства: “Вишневый сад теперь мой!”
Трофимов и Аня: “Вся Россия - наш сад”
Можно нарисовать вишневые деревья и зачеркнуть, так как Трофимов не разрешает себе любоваться красотой этого сада, расстаётся с ним без сожаления и внушает Ане такие же
Чувства. “Мы посадим новый сад”.
4. Рефлексия.
Раневская и Гаев сопротивляются тому, чтобы рубили сад не только из-за аристократического снобизма, но и потому, что сад этот - символ мира, где природное всегда выше искусственного. Велик был Чехов. Он предвидел потерю красоты и поэтому, где бы он ни был, старался сажать сады. А сад растет долго, и по своей наивности этот Великий Человек думал, что его сады зацветут как раз к тому времени, когда люди поймут и оценят красоту.
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.
Тема: “Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг” (6 класс)
Цель: найти картины природы в рассказе, озаглавить, определить роль пейзажа, показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; продолжить развитие творческих способностей учащихся; вызвать интерес к произведениям И.С. Тургенева.
Ход работы.
1. Организационный момент, объявление темы и цели практической работы.
2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию теплы практической работы.
И.С. Тургенев и природа (слово учителя).
3.Практическая работа.
А. Учитель выразительно читает первый абзац рассказа “Бежин луг”.
Задание №1. Определить микротемы эпизода. Озаглавить.
1. “Утренняя заря не пылает пожаром”.
2. Полдень. Небосклон.
3. Вечер. Заходящее солнце.
Задание №2. Лист А4 разделить на три части. Утро. Полдень. Вечер.
Задание №3. Опираясь на содержание эпизода, не меняя цветовую гамму, на листе изобразите июльский небосклон в трёх временах: утро, полдень, вечер. (Учитель ещё раз читает текст по микротемам, под его руководством ученики изображают картину июльского небосклона).
Задание №4. Человек может лишь уповать на природу, как на высшую силу - он зависит от её расположения. Подтвердите эту мысль цитатой, запишите её. (“Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба”).
Задание №5. Какие вы знаете народные приметы, связанные с небом? Запишите.
Задание №6. Какова роль данного эпизода? Запишите.
В начале рассказа природа живёт отдельной, прекрасной и независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Настроение человека зависит от природы.
Дополнительное задание.
1. Определите эпизоды, связанные с описанием природы, озаглавьте.
“Ночь приближалась и росла, как грозовая туча”.
У костра: “ запах русской летней ночи”.
“Торжественно и царственно стояла ночь” .
“Недолги летние ночи!”.
“Утро зачиналось”.
“Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило”.
4. Подведение итогов за урок.
5. Определение домашнего задания.
Тема: “Стилистический анализ стихотворения А.Блока “Незнакомка” (11 класс)
Цель: уметь сопоставить две части стихотворения, определить символы и установить их роль в тексте; продолжить развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся; продолжить приобщение к прекрасному.
Ход работы.
1. Организационный момент, объявление темы и цели практической работы.
2. Подготовка к восприятию темы.
1) История создания стихотворения “Незнакомка”.
“Незнакомка” (1906 г.) - один из шедевров русской литературы. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от поездки в дачный поселок Озерки. Многое прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы - все убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, что Незнакомку он видел на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового”. Синий цвет у Блока - звездное, высокое, непостижимое; лиловый-тревожный.
2) 3адание. Прочитать стихотворение “Незнакомка”, выделить две части. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге.
3. Практическая работа
Роль символов в стихотворении А.Блока “Незнакомка”
1) Поделите лист бумаги на две части (реальный мир - мир иллюзий).
2) Подумайте, какое слово объединяет две части, два мира. Определите его значение, символ.
(Вино - символ откровения)
Два разных качества вина:
А) вино, опьяняющее человека (алкогольный налиток);
Б) вино как символ чуда, невозможного в реальной жизни, которая создается воображением.
3) Реальный мир (1 часть) предстает во времени и пространстве.
Пространство (загородные дачи, пыльный переулок, золотой крендель булочной, шлагбаум, канавы, ресторан).
Изобразите символ пошлости, мещанства (крендель булочной, женский визг, бессмысленный диск луны, пошлые прогулки среди канав).
Пошлая обыденность:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг...
Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг.
Тлетворный - гибельный, порожденный тлением.
Дух -
- воздух,
- бесплотное сверхъестественное существо.
4) Время действия - весенний вечер (изобразите вечер).
Весна - это символ... (чего?)
(Символ молодости, обновления жизни)
Луна - вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ.
5) Мир иллюзий (2 часть). Изобразите предмет, определите назначение.
А) Солнце - символ радости и счастья, познание прекрасной тайны.
Б) Незнакомка - символ красоты.
Что можно отнести к символам красоты, таинственности, чистоты? (Запах духов, туманов, очарованная даль, очи синие бездонные)
В) Изобразите символы тревоги, опасности. (Шляпа с траурными перьями, узкая рука, пьяницы с глазами кроликов (красными глазами)
6) Заполните два мира звуками:
Реальный мир - крик, плач, визг, скрип.
Мир иллюзий - тишина, беззвучие, ощущение воздушности.
И каждый вечер, в час назначенный
Девичий стон, шелками схваченный,
В туманном движется окне... - ассонанс.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка... - “у” (утонченность образа Незнакомки).
4. Рефлексия.
Задание. Письменно объясните смысл заключительной строфы.
Строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала.
Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни “на дальнем берегу”, вдали от пошлой действительности, принимается как обретенное “сокровище”. Вино - символ откровения, ключа к тайнам прекрасного, красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания. А. Блок “Девушка пела в церковном хоре”.
Тема: “Игра - условная схема жизни. (Пьеса М.Горького “На дне”)” (11 класс)
Цель: определить линии жизни героев, их жизненный путь; продолжить развитие умения работать с текстом произведения, умение делать выводы из прочитанного, развивать навык самостоятельного чтения художественной литературы.
Ход работы.
1. Организационный момент, объявление темы и цели практической работы.
2. Психологическая подготовка к восприятию темы.
Столкновение чести – совести и ума – хитрости как основы сути личности Горький передал сюжетным ходом, расплёл сложнейшие отношения между героями.
Игра – условная схема жизни.
Играем – думаем о жизни.
Карты, ко всему прочему, ещё и выбор судьбы, способ на неё повлиять.
3. Практическая работа выполняется на стандартном листе.
Герои пьесы играют в карты. Поделите героев на две группы: честные игроки (ТАТАРИН, ЗОБ) и карточные жулики (САТИН, БУБНОВ, БАРОН), расположите героев на листе.
Задание №1. Сатин и Барон - карточные жулики, Татарин и Зоб играют честно.
Что советует Клещ Татарину и Зобу? (бросить игру) (запишите по центру листа) Почему?
(Клещ, ратовавший за честь и совесть, отринул возможность играть (жить честно и успешно... (“Живут без чести и без совести”).
Задание №2. Когда честные проиграли (Татарин и Зоб), Татарин и Сатин попытались выяснить, зачем играть и жить честно? Найдите ответы героев и запишите под фамилиями (прозвищами) на листе.
Сатин: “Не знаю”.
Зоб: “Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут.”
Татарин: “Надо честно жить”.
Задание №3. В игре Барона, человека образованного, есть слабое место – он бездарно передернул карту и был разоблачён. Причину неудач Барона открыл Актёр. Приведите реплику актера, объясняющую причину неудач Барона. (“Таланта нет… нет веры в себя... а без этого... никогда, ничего...”)
Задание №4. Пьяница Бубнов обыграл трезвого Медведева, партия не завершена. “Не туда я пошёл”,- констатировал Медведев. (“Не туда”)
Укажите путь Медведева (из полицейского стал ночлежником, сожителем Квашни).
Задание №5. В игру М. Горький вставляет стоны умирающей Анны, реплики её диалога с лукой о муках на том свете. Зачем? Запишите.
(Судьба Анны расценивается как реальная проигрышная и проигранная партия жизни)
Задание №6. Клещ, дурной вестник, сглазил игру. Клещ - не простои зритель, он невольный участник, соучастник заведомо неудачных партий, дурных жизненных развязок (смерть жены). Сама жизнь обернется для него пыткой, потому что, не выдержав ноши страданий, он закричал в 3 акте о правде жизни. Приведите эту реплику.
(“Жить нельзя... вот она – правда... ненавижу я всех! И эту правду... Будь она проклята”).
Задание №7. В руках Клеща ключи, замки, тиски, молоток, наковальня. Изобразите их вокруг Клеща. Что они символизируют?
(Обреченность его усилий на изменение быта. Клещ проиграл, он слесарь, имеет дело с железом, а не с душой, его работа – неодухотворённая механика, неспособная преобразить мертвое в живое).
Задание № 8. Проиллюстрируйте песню “солнце всходит и заходит” и сделайте вывод о жизни героев ночлежки.
(Бесполезность одолеть судьбу... Безысходное существование. Железные цепи не порвать, не разбить)
5. Подведение итогов за урок
6. Определение домашнего задания: индивидуальные задания по серебряному веку: В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, З. Гиппиус, И. Анненский, Д. Мережковский, А. Блок “Стихи о Прекрасной Даме”.
Тема: “Образ запорожской сечи” (Н.В. Гоголь “Тарас Бульба” 7 класс.)
Цель: формулировать умение анализировать прозаическое произведение; помочь увидеть образ Запорожской Сечи – символ товарищества и братства; продолжить развитие речевых и творческих способностей учащихся; поддерживать интерес к изучению предмета.
Ход работы.
1. Организационный момент, объявление темы и цели практической работы.
2. Психологическая подготовка к восприятию темы.
– Эпоха, описанная Н.В. Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют. Скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи.
3. Практическая работа.
Задание №1. Образ Сечи предваряют два образа, символизирующие путь и простор. Нарисуйте то, что вы увидели в тексте, выпишите образный ряд, связанный с каждым из символов.
(Образ степи: солнце “тлетворный свет”, “пространство”, “волны растений”, “зелёно-золотой океан”, “девственная пустыня”;
Образ дороги: пространство, в котором видны “…две трубы скромного их домишка”, “далёкий луг”, “шест, одиноко торчащий в небе”.
Дорога – духовное развитие, переход к другому этапу жизни).
Задание №2. Определите, кто населял предметы? Какова картина обычной жизни в предместье? Выпишите цитаты (“… армянин развесил дорогие платки…”, “татарин ворочал на рожнах бараньи катки”, “звук кузнецких молотов”).
Задание №3. Выпишите законы Сечи, её обычаи, нравы. (Закон – товарищество, воинская служба – добровольное служение Отечеству, наказание за кражу, убийство).
4. Творческая работа.
По мнению Н.В. Гоголя, Запорожская Сечь – это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.
“Так вот она. Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда развивается воля и казачество на всю Украину!”.
Задание. Представьте, что Сечь – это государство, город, живущий по своим законам. Изобразите Сечь – символ воли, товарищества и братства. (Город, государство без границ, стен; нет заборов и каких-либо ограждений; изба (хата) с открытыми дверями).
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.
Результаты применения практических работ по литературе
Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные практические работы, предполагающие самостоятельное выполнение заданий, дали вполне конкретные результаты:
1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
3) в процессе выполнения практической работы увеличилась частота использования произведений изобразительного искусства, художественной литературы, что способствует эмоционально-нравственному развитию школьников;
4) стали ярче проявляться познавательные интересы учащихся и их стремление к активной самостоятельной работе на уроке и во внеурочное время;
5) школьники начали активно участвовать в творческой проектной и исследовательской деятельности. Анализ результатов практической (исследовательской) деятельности учащихся позволяет сделать вывод, что такая деятельность при правильной организации создаёт условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Она направлена на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности школьника, занимающегося таким типом деятельностьи? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на качественно новый уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.
В своей практической деятельности мы исходим из понимания того, что “всякое развитие представляет процесс “самодвижения”, совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития (Г.С. Костюк). Таковыми считаем противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведёт к повышению его интеллектуальных и творческих способностей.