Использование образовательной технологии интернет-паркура на уроках французского языка

Разделы: Иностранные языки


Компьютерные технологии, в том числе Интернет-ресурсы, должны помочь учителю учить детей, интересно проводить уроки, а детей научить учиться.
Учитель должен не только обеспечить усвоение учеником определенного минимума знаний, но и научить основным методам их добывания, а также приемам исследования. Он должен уметь сочетать традиционное и информационно-технологическое обучение в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
В нашей школе ( ГБОУ СОШ г. Москвы № 1248 с углубленным изучением французского языка) широко применяется такая новая интересная технология работы с интернет-ресурсами, как, так называемые,  педагогические  интернет-паркуры. Педагогический паркур – это, своего рода, управляемая обучающая игра с использованием ресурсов сети Интернет. Технология интернет-паркура  позволяет сократить время обучения; дает возможность моделировать образовательный  процесс; организовывать самостоятельную работу; проводить контроль, осуществлять проектную деятельность.
Существует ряд учебных пособий предлагающих аналогичные «паркуры», задания которых направлены на работу с аутентичными материалами во Всемирной Паутине.
Так, издательство «CLE International» на данный момент уже выпустило несколько учебных пособий с использованием интернет – ресурсов. Например, для изучающих французский язык на начальном и на среднем этапе («150 Activités Sur Internet Niveau Débutant» и «150 Activités Sur Internet Niveau Intermediaire»). С помощью данных учебных пособий каждый ученик имеет возможность погружаться в ту или иную тему, работая с интересными аутентичными документами. Работа может быть организована как дома, так и в компьютерном классе или в учебно-ресурсном центре и состоит главным образом из закрытых или полуоткрытых заданий, собранных в данных пособиях.
Niveau débutant (Начальный этап обучения)
С помощью данного пособия учащийся имеет возможность открыть для себя франкоговорящий Интернет в процессе овладения французским языком.
Эта рабочая тетрадь рекомендуется в первую очередь подростковой и взрослой публике уровней A1 и A2; она была задумана с основой на коммуникативный подход: имеется возможность работать с подлинными документами, рассматривать их во всей семантической комплексности, а затем углублять их понимание, имея целью интерес, удовольствие и общение. Предлагается использовать аутентичные сайты, работа с которыми ведет к большей самостоятельности учащихся. Выполняя всевозможные упражнения, ученики понемногу приближаются к настоящей французской цивилизации, распознают некоторые ее контуры и аспекты.
Работа в сети Интернет позволяет каждому работать над своим ритмом в группе или самостоятельно. Это позволяет наиболее быстрым не скучать и наиболее медленным не чувствовать сравнения: в конечном счете, они ведь все выполнили одни и те же задания, осуществляя определенную деятельность. Использование Интернета приводит к прямому контакту с аутентичными документами. К тому же именно средства информации требуют определенных умений: ориентироваться на сайте, научиться находить там информацию, вычленять из нее общий смысл.
Особое внимание в данном пособии уделяется лингвокультурологическому аспекту преподавания французского языка. Выполняя задания, учащиеся шаг за шагом знакомятся с настоящей французской цивилизацией и ее культурой. На этом уровне важно показать, что изучение иностранного языка – это также и изучение живой культуры – и что оно становится доступным во всем мире благодаря сети Интернет.
Это пособие объединяет 50 карточек. Каждая карточка предлагает:
- адреса сайтов;
- лингвистические или культурологические цели;
- три вида деятельности игрового и коммуникативного типа на следующие темы: умение представиться, рассказать о себе и о своей семье, ориентироваться на улице; одежда, плоды, овощи, кухня, отели, музеи, спорт, авиация, туризм, французы, профессии, флаги, цвета…
Niveau intermédiaire (Средний этап обучения)
Данное пособие рекомендуется в первую очередь публике уровня A2 и B1, желающей открыть для себя франкоговорящий Интернет в процессе овладения французским языком.
Являясь привлекательным средством изучения иностранного языка, Интернет положительно мотивирует учащихся. В данной книге нам предлагается открыть для себя франкоговорящую «Всемирную паутину» и в то же время не прекращать при этом изучение французского языка.
Данное пособие может использоваться для самостоятельной работы или для работы в группе. Оно объединяет 50 карточек. В каждой карточке мы можем найти:
- адреса сайтов;
- лингвистические или культурологические цели;
- три вида деятельности игрового и коммуникативного типа на следующие темы: искусство, гастрономия, география, язык, мода, памятники, профессии, наука и техника, общество, спорт...
Формы упражнений весьма разнообразны: кроссворд, скрытые слова, неполные тексты, диктанты, упражнения на порядок слов...
Смешивая вкус и любопытство к открытию с современной педагогикой, эта книга предлагает для каждого сайта всевозможные задачи, сопровождаемые интересными и мотивирующими, закрытыми или полуоткрытыми заданиями.
К данному пособию также прилагается книга с ответами и исправлениями (Livret de corrigés): она адресуется как преподавателю, так и ученику и предлагает несколько вариантов и новые пути навигации.
Ещё один интересный источник интернет - паркуров – сайт Le plaisir d’apprendre. Это сайт методических ресурсов и разработок для преподавателей французского языка как иностранного. Среди прочих материалов, в разделе Espace apprendre - Parcours internet можно найти разработки более 20 сценариев подобных уроков для обучающихся, находящихся на различных уровнях от А1 до В2. Темы предлагаемых паркуров очень разнообразны, например:
Уровень А1 - Se repérer à Paris
Уровень А2 - Allez dans un restaurant français
Уровень В1 - Regardez un film français
Уровень В2 - Le langage SMS et la langue française
    Данная форма работы способствует повышению мотивации учащихся и создает условия для осуществления автономного изучения языка исходя из индивидуальных потребностей и возможностей каждого учащегося. Любой интернет - паркур представляет собой алгоритм действий по поиску информации для выполнения конкретных заданий по теме. Алгоритм состоит из вопросов и заданий, выполнение которых связано с использованием конкретных интернет – ресурсурсов. Каждый учитель может разработать и создать собственный банк интернет - паркуров, опираясь на простую схему:
  • выбор темы паркура
  • постановка конечной цели его прохождения
  • поиск необходимых интернет-ресурсов
  • выбор ресурсов соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, уровню владения языком и конечной цели паркура
  • разработка цепочки заданий с указанием алгоритма действий по их выполнению со ссылкой на конкретные интернет-ресурсы.
Лучше разобраться в технологии составления такого паркура поможет книга издательства CLE International «Internet et la classe de langues». Кроме подробного описания технологии в книге даются примеры 20 маршрутов на разнообразные темы: La photographie. Les aventures de Tintin. L’école en France. Protéger l’environnement. La lecture и т. д. От уровня А1 до уровня В2+ В первой части главы подробно представлены стандартные требования к содержанию и оформлению паркура. Каждая технологическая карта должна содержать следующую необходимую информацию: Domaine, Niveau, Publique, Durée, Objectifs (langagiers, socioculturels, transversaux), Aptitudes, Supports, Description succincte, Production prévue, Critères de réussite, Configuration matérielle. Обязательной составляющей каждого паркура является, так называемый, маршрутный лист (La feuille de route). Маршрутный лист дает конкретный алгоритм действий для учащихся. Все рекомендации, данные в листе, могут изменяться в зависимости от контингента учащихся и их уровня владения языком. Рекомендации могут быть даны как на французском, так и на русском языке. Отдельные этапы паркура могут добавляться или сокращаться.
В настоящее время в рамках инновационной деятельности учителя ГБОУ СОШ 1248 работают над созданием «учебника-навигатора» как дидактического средства организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. С примерами интернет – паркуров, разработанными учителями школы, можно познакомиться в журнале La langue française № 14, июль 2010 года.
Литература
1. Алемайкина Я. Л., Гиздатова К. Ю. «Bonjour, Internet»//Французский язык. – 2010.№ 14, стр. 14-16
2. Никитченко М. «Использование всемирной сети Интернет в обучении французскому языку»//Французский язык. – 2009. №1.
3. Giedo Custers, Christian Rodier. «Internet 150 activités. Niveau débutant » - CLE International, 2006.
4. Giedo Custers, Christian Rodier. «Internet 150 activités. Niveau intermediaire » - CLE International, 2005.
5. Nancy Davies «Ressources de classe. Activités de Français sur Internet» - CLE International,1999
6. Elisabeth Louveau, François Mangenot «Internet et la classe de langues» – CLE International, 2006
7. http://www.cavilamenligne.com/