Роль сказок в процессе обучения глухих учащихся чтению

Разделы: Коррекционная педагогика


В нашей школе (в школе-интернате № 65) обучаются глухие дети, большинство из которых имеют сложную структуру дефекта – множество различных сочетанных заболеваний.

Мы считаем, что чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития данной категории детей. Они учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов.

В ходе работы нам пришлось столкнуться с проблемами обучения чтению, которые заключались в следующем:

  • особенности восприятия и понимания текстов учащимися;

  • отсутствие методических разработок по работе над сказками;

  • отсутствие тематического планирования в программе обучения глухих детей;

  • отсутствие единой направленности деятельности, например, учителя класса и учителя-дефектолога, учителя ритмики и учителя изобразительного искусства, воспитателя класса и т.п.

Реализация специфической задачи по обучению глухих детей чтению, их воспитанию и развитию возможна с помощью различных педагогических технологий.

Мы начали обучение чтению именно со сказок, так как трудно переоценить их значение в жизни ребенка.

Для учащихся нашего класса были отобраны доступные и интересные в данном возрасте сказки:

1 класс - “Курочка ряба” (начали читать сказку в 4 четверти, так как в 1 класс поступили нечитающие дети);

2 класс - рус.народ.ск. “Репка”, “Колобок”, “Теремок”;

3 класс – рус.народ.ск. “Волк и козлята”, “Заюшкина избушка”;

4 класс – рус.народ.ск.“Крошечка-Хаврошечка”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”;

5 класс - рус.народ.ск.“Гуси-лебеди”, Братья Гримм “Бременские музыканты”, Г.К.Андерсен “Огниво”, рус.народ.ск. “Мороз Иванович”;

6 класс - рус.народ.ск. “Царевна – лягушка”, “ Морозко”, А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, Г.К.Андерсен “Новое платье короля”, С.Я.Маршак “Двенадцать месяцев”, П.П.Бажов “Серебряное копытце” .

При этом по мере усложнения сюжета сказки вводилось понятие народной и литературной сказки.

В процессе обучения глухих учащихся речевой деятельности, также планировалось формирование речи в разных формах, таких как устная и устно-дактильная речь. Кроме того, уделялось особое внимание развитию письменной речи, в процессе обучения которой, использовались грамматические, лексические, логические задания.

Важным в ходе работы явилась необходимость развития диалогической и монологической видов речи.

Чтение сказок с глухими детьми - это очень длительный, кропотливый и творческий процесс, как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся.

Работа с каждой сказкой проходит в несколько этапов.

1.Предварительный этап.

На данном этапе вводится понятие СКАЗКА. Дети воспринимают различные ситуации, играют в игру “Бывает, не бывает”.

Далее в классе или игровой комнате вывешиваются иллюстрации всей сказки в правильной последовательности. Они находятся в поле зрения детей неделю. За это время учащиеся начинают спрашивать у учителя: “Кто это?” “Что это?” Учитель называет героев (персонажей) сказки и предметы, проводит словарную работу. Тут же вывешивается речевой материал.

2.Чтение сказки (адаптированный текст).

На данном этапе дети читают сказку во второй половине дня во время внеклассного занятия, дома с родителями.

Хотелось бы отметить особенности методики работы над сказкой:

1. Лучше не только читать сказку, но и использовать чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведёт устный сказ, сохраняя интонацию разговорной речи, сопровождая её жестами и мимикой, показом иллюстраций. Нужно создать настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает им проникнуться переживаниями героев.

2. После чтения не следует обращаться с вопросом, что было непонятно, т.к. такой вопрос разрушит очарование сказки, ослабит интерес к ней.

3. Учитель должен заранее наметить, какие слова он объяснит перед чтением сказки, какие потребует объяснить по ходу чтения, какие останутся без объяснения на данном этапе, какие затронет в обобщающей беседе.

4. Очень важно не опускать заданий, озаглавить прочитанную часть и прочитать её в лицах, т.к. сказка даёт богатый материал для коллективной работы над планом и для упражнений в выразительном чтении.

5. Анализ сказки следует проводить без акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то правдой жизни. Иначе пропадает очарование сказки. И только в конце работы возможен перенос основной идеи на сходные ситуации из реальной жизни и обсуждение того, как должны поступать дети (люди).

6.Разбор каждой части направлен на то, чтобы научить детей размышлять, находить в тексте ответы, понять характер героев, перефразировать текст, т.е. использовать вопросы поискового характера.

7.Приёмом чтения по ролям следует воспользоваться после работы над содержанием, анализом и обобщением, чтобы дети правильно передали характер и поведение героев, их интонацию.

8.При пересказе нежелательно слушать одного рассказчика, т.к. это всегда утомляет детей и нецелесообразно методически. Учащимся даётся задание сохранить сказочный стиль (повторы, обращения, прямую речь, народные обороты речи).

9.Работу по изучению сказок возможно и необходимо грамотно планировать в связи с работой по другим учебным предметам (ИЗО, ритмика, история, грамматика, развитие речи) и внеклассной работой (организация викторин, праздников, просмотров фильмов, посещения театров, внеклассного чтения, сочинения сказок, их иллюстрирования и инсценирования). Эта часть работы учителя целиком зависит от уровня развития детей и творческого потенциала педагогов, работающих на данном классе.

10. В процессе беседы по литературному чтению рекомендуется использовать следующий речевой материал:

Жанры

Что прочитали?

Какое произведение по жанру мы прочитали?

Кто автор произведения?

Словарь

Рассказ, сказка (народная, литературная, авторская, бытовая, волшебная), стихотворение, басня, быль, былина, повесть, автор, писатель, поэт, устное народное творчество, потешки, небылицы, песенки, загадки, сказки, былины, игры.

Поручения и вопросы

Разделите текст на части.

Сколько частей в рассказе?

Найдите главную часть.

Озаглавьте (переименуйте текст).

1-ю часть (и т.п.)

Подберите (нарисуйте, исправьте) картинку к первой части и т.д.

Найдите картинку о том, как…

Докажите, что …

Прочитай о том, как…

Найдите, где говорится о том, как…

Спроси у ребят (о чём?).

У кого ты хочешь спросить?

Прочитайте выразительно (грустно, весело, по ролям, по частям).

Перескажите кратко(подробно).

Что ещё можно прочитать о (чём?)?

Какие книги(рассказы) вы прочитали о (чём?)?

Назовите рассказы (книги и т.д), в которых говорится о том, как…(высмеивается …, описывается зима и т.п.).

Характер героев

Расскажите, какой был (кто?)?

Докажите, что (кто?) был (какой?)

Прочитай текст, где говорится о том, что (кто?) был (какой?).

Как ещё можно сказать?

На кого вы (не) хотите быть похожими?

Словарь

плохой
грустный
слабый
глупый
ленивый
невнимательный
жадный
грубый
злой
жестокий
трусливый
пугливый
рассеянный
хвастливый
наглый
нетерпеливый
равнодушный
лживый
лгун
обманщик
неаккуратный
грязный
хороший
сильный
весёлый
умный
трудолюбивый
работящий
внимательный
нежадный
щедрый
вежливый
приветливый
смелый
храбрый
добрый
ласковый
нежный
собранный
скромный
терпеливый
заботливый
честный
правдивый
аккуратный
чистый

Чувства

Как себя чувствовал (кто?)?

Как себя чувствовал (кто?), (когда?) …?

Какое было настроение (у кого?)?

Какое было настроение (у кого?), (когда?) …?

Почему (кто?) вздохнул (крикнул, обрадовался и др.)?

Какое чувство побуждает (кого?) (что сделать?)?

Как автор относится (к кому? или чему?

Какими словами автор (писатель, поэт) выражает (что?)?

Какими словами он выражает своё отношение (к кому? или к чему?)?

Нади в тексте ласковые (грубые и др.) слова.

Найдите в тексте слова, в которых говорится (о чувствах?)?

Как вы относитесь к (кому?)?

Какое чувство вызывает у вас (кто? или что)?

Какое чувство надо передать в словах “…”?

Прочтите так, чтобы все поняли чувство (кого?)?

Какие черты характера (кого?) вам (не) понравились?

Что бы вы сказали (ответили, сделали) на месте (кого?)?

Найдите слова (предложения), в которых передаётся просьба.

Составьте своё предложение.

Обобщение

Главное заключается в том, что … .

Основная мысль заключается в том, что … .

Из всего можно сделать вывод, что… .

Из всего следует вывод, что… .

Всё это означает, что … .

3.Работа над содержанием.

Методика работы над содержанием включает в себя: показ иллюстраций, показ действий, фонетическую ритмику, самостоятельное записывание, восприятие на слух, отработку диалогов, вклеивание целостного текста и табличек, вклеивание рассыпного текста, беседы по содержанию, целостное чтение, выразительное чтение, восприятие музыки, обобщающую беседу(анализ поступков сказочных персонажей и выводы о главной мысли сказки) и пересказ.

4.Изготовление книжки-самоделки.

Данный этап способствует творческому развитию учащихся. Они самостоятельно раскрашивают, подготовленный учителем наглядный материал – страницы будущей книжки. При этом уделяется внимание качеству художественного исполнения рисунков, выбирается способ оформления рисунков (карандаш, гуашь, фломастеры и т.п.) и обсуждаются возможные колористические решения.

На оформленных страницах учащимися самостоятельно вписывается текст, оформляется обложка и титульный лист. Затем страницы сшиваются.

По завершении оформления книги она представляется на выставку. Учениками выбирается лучшая книга. Изготовленные книги помещаются в “Читательский уголок”. Учитель периодически “подкладывает” книгу детям, как бы случайно берет ее, спрашивает, что помнят дети, оживляя память и эмоции детей.

В свободное время изготовленные книги читаются учениками класса, показываются учащимся других классов и даже дарятся малышам.

5.Инсценировка сказки.

Одним из важных адаптивных элементов развития учащихся, является определение их способностей по воспроизведению предложенного материала с помощью сюжетно-ролевых игр. Инсценировка прочитанной сказки является таким инструментом.

После прочтения сказки учитель организует ее показ родителям, учащимся параллельного класса. При этом каждому ученику определяется роль сказочного персонажа.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ хотелось бы отметить, что:

В результате, на примере нашего класса, в ходе прочтения и усвоения сказок успешно закрепляется речевой материал, идёт сплочение детского коллектива. С помощью учителя дети приходят к выводу, что сказка учит не поддаваться на обман, быть предусмотрительным; что на дружбу и любовь нельзя отвечать равнодушием, предательством: пытаются отличить добро и зло; обогащается эмоциональный, чувственный, житейский опыт детей. Некоторые учащиеся класса самостоятельно читают сказки по вечерам с родителями или младшими братьями и сёстрами (по выбору учителя, мамы, самостоятельно).

Мы считаем, что итогом нашей длительной работы явилось то, что глухие учащиеся

6 класса с ЗПР обучаются по учебнику литературы 5 класса массовой школы. У детей формируется интерес и подготовка к чтению подростковой литературы, воспитывается потребность в чтении, развиваются способности анализировать прочитаное и речевые возможности детей, закладываются основы литературного вкуса.

Мы уверены в том, что хорошая результативность явилась следствием преподавания на основе изучения сказок.