Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе

Разделы: Начальная школа


При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования стало формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения, считает А.Г.Асмолов.

“В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.” (См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования \ М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010).

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е. освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Основная идея деятельностного подхода в образовании и воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов обучения рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.

Президент РФ Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008г.):

“Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность, и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.”

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у младших школьников умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Одной из технологий, направленной среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного подхода, является проектная методика обучения, истоки которой лежат в процессах проектирования.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для учащихся начальной школы могут стать проектные задачи.

Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Образование не сводится к знаниям: без развития умений и формирования навыков (осмысленных, ситуативно - направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучение невозможно. Обучение деятельности предполагает на определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Ведь это одно из важнейших положений психолого-педагогической теории Л.С.Выготского, который писал: “То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно”.

Ничто так не расширяет кругозор ребенка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело. Выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.

По словам А.Б.Воронцова, проектные задачи – это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе для решения этой проблемы. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (“продукта”), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Она ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, она отличается большим объемом и неоднородностью материала.

Результат решения задачи может быть представлен в виде различных тестовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа.

Таким образом, проектная задача вписывается в общую деятельностную технологию и подчиняется задачному принципу организации образовательного процесса. Этап решения проектной задачи есть специальное кульминационное место в образовательном процессе, где младшие школьники могут, работая в малых группах, продемонстрировать свои возможности культурного использования открытых для себя способов действий. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом к реализации деятельностного подхода в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”.

Используемая литература

1.А.Г.Асмолов.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе\М.:Просвещение,2008.

2.А.Б.Воронцов. Проектные задачи в начальной школе/М.: Просвещение,2009.

3.Л.Г.Петерсон. Технология деятельностного метода обучения.