Интегрированный урок по физике и информатике "Индукция магнитного поля. Применение электронных таблиц"

Разделы: Физика, Информатика


Цели:

  • обучающая: введение понятия “Индукция магнитного поля”; формирование умений и навыков применять электронные таблицы для расчетов.
  • развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы, планировать свою деятельность; развитие речи обучающихся через организацию диалогового общения на уроке; развитие и поддержка внимания обучающихся через смену учебной деятельности; развитие рефлексивной деятельности.
  • воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры абстрактного мышления и активности мышления; воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

(Задача: создание благоприятного психологического настроя).

Вступительное слово учителя.

2. Повторение пройденного материала (10 мин)

(Задача: организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить к восприятию нового материала;

методы обучения – беседа, практический;

приёмы обучения – постановка вопросов основных, дополнительных, наводящих, обсуждение ответов учеников, решение теста, самоконтроль и контроль учителя)

– Для чего предназначены электронные таблицы?

Предполагаемый ответ (ПО): электронные таблицы предназначены для организации табличных расчетов на компьютере.

– Где и как можно использовать электронные таблицы?

ПО: в различных сферах деятельности человека, которые связаны с расчетами – это профессия бухгалтера, конструктора, математика.

Познакомимся с одним из примеров применения электронных таблиц в школе: решение теста и самопроверка знаний.

Обучающиеся выполняют электронный тест, составленный в Microsoft Excel (Приложение 2). Проверка знаний осуществляется учениками и учителем по оценке, выставленной компьютером.

Фронтальная беседа

Слайд 2, см. Приложение 1

– Определите направление тока, протекающего по проводнику.

ПО: ток по проводнику течет в направлении от N к М.

– Какое правило вы использовали при ответе?

ПО: правило буравчика.

– Сформулируйте правило буравчика.

– В какой точке магнитное поле тока, протекающего по проводнику, действует на магнитную стрелку с наибольшей силой?

ПО: в точке А.

– Дайте объяснение своему ответу.

ПО: магнитное поле тока, протекающего по проводнику действует с наибольшей силой вблизи проводника, а точка А расположена ближе к проводнику.

3. Изучение нового материала (15 мин)

(Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, приемы обучения – демонстрация, обсуждение результатов, показ презентации, рассказ, работа с учебником)

Мотивация:

Демонстрация опыта с магнитами.

Постановка проблемного вопроса: Какой величиной можно охарактеризовать магнитное поле? (Рассуждения обучающихся.)

Учитель вводит понятие “Магнитная индукция”.
В ходе беседы устанавливается, что это за величина.

Слайд 3 (смена картинки идет после ответа обучающегося)

Обучающийся находится перед экраном и демонстрирует свои ответы с помощью указки, руки.

– Куда направлены магнитные линии?

ПО: от северного полюса магнита к южному полюсу.

– Куда направлена сила, действующая на проводник с током?

ПО: сила, действующая на проводник с током, направлена вниз.

– Каким правилом вы воспользовались при нахождении ответа?

ПО: правило левой руки.

– Сформулируйте правило левой руки.

Слайд 4

Комментарий учителя: к коромыслу весов прикреплен проводник, помещенный в магнитное поле постоянного магнита, на чаше весов находится гиря. Весы находятся в равновесии.

После того, как через проводник пропустить ток равновесие весов нарушится, в связи с действием на проводник силы, направленной вниз.

– Как уравновесить весы?

ПО: положить на чашу весов дополнительную гирю.

Слайд 5

– Как определить величину силы, действующей на проводник с током?

ПО: определить силу можно по весу гирьки, которую добавили на чашу весов, для уравновешивания силы .

Рассказ учителя:

Опыты показывают, что модуль этой силы зависит от самого магнитного поля – более мощный магнит действует на данный проводник с большей силой. Кроме того, сила действия магнитного поля на проводник пропорциональна длине l этого проводника и силе тока I в нем. Отношение же есть величина постоянная, и зависит только от поля. Она и может служить его количественной характеристикой. Эта величина и принимается за модуль вектора магнитной индукции: .

В учебнике найдите определение, чему равен модуль вектора магнитной индукции.

В системе СИ единица магнитной индукции называется тесла (Тл) в честь югославского электротехника Николы Тесла (учитель дает краткую характеристику данного ученого). По полученной формуле можно установить взаимосвязь между единицей магнитной индукции и единицами других величин СИ: 1Тл = 1 .

4. Закрепление изученного материала (10 мин)

(Задача: использовать полученную формулу при решении задач,
методы обучения – репродуктивный, практический;
приемы обучения – словесные, наглядные, практические)

Работа обучающихся в тетрадях с комментированным решением задачи и самопроверкой.

Учитель с помощью презентации демонстрирует каждый этап решения задачи Слайд 6.

На практике электронные таблицы используются для расчетов.

Работа обучающихся на компьютере в табличном редакторе Microsoft Excel для решения физической задачи. Текст задачи Слайд 7.

Анализируя текст задачи, обучающиеся составляют план ответа по следующим вопросам (Приложение 3):

– Какие величины даны в условии задачи?

– Определить количество столбцов таблицы, их названия.

– В какие ячейки будем вводить данные?

– В какую ячейку будем вводить формулу для расчета искомой величины?

– Правило ввода формул в ячейку.

– Выразить из формулы вектора магнитной индукции искомую величину.

При выполнении обучающимися задания на компьютерах учитель осуществляет фронтальный контроль, дает анализ решенной задаче.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия (7 мин)

(Задача: получить информацию о степени удовлетворенности обучающихся от урока)

Подведение итого урока учителем, выставление оценок.

Рефлексия “Продолжи предложение” (карточка для рефлексии находится на столе у каждого ученика)

Сегодня на уроке я понял(а), что …
Я увидел(а) на уроке …
Я ухожу с урока с чувством…
Такой урок интересен тем, что…
Я хотел(а) бы, чтобы такие уроки…

6. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание: §46, упр.37 (2).

Карточки с условием задачи

Решите задачу с помощью электронной таблицы в табличном редакторе Microsoft Excel
С какой силой действует магнитное поле индукцией 10 мТл на проводник длиной 0,1 м, если сила тока в проводнике 50 А?

Карточки с вопросами для анализа этапов решения задачи
с помощью электронных таблиц в табличном редакторе Microsoft Excel

– Какие величины даны в условии задачи?
– Определить количество столбцов таблицы, их названия.
– В какие ячейки будем вводить данные?
– В какую ячейку будем вводить формулу для расчета искомой величины?
– Правило ввода формул в ячейку.
– Выразить из формулы вектора магнитной индукции искомую величину.

Карточки для рефлексии

“Продолжи предложение”
Сегодня на уроке я понял(а), что …
Я увидел(а) на уроке …
Я ухожу с урока с чувством…
Такой урок интересен тем, что…
Я хотел(а) бы, чтобы такие уроки…