Конспект комплексного занятия с детьми с ЗПР (старшая группа)

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  1. Закрепить знания детей о времени года, признаках осени, об овощах и фруктах, их форме и цвете, учить детей узнавать овощи и фрукты на ощупь; правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5.
  2. Развивать произвольное внимание, слуховое сосредоточение, способность к переключению внимания, гибкость ума, тонкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, действовать самостоятельно.

Оборудование: картина с изображением осеннего леса, муляжи овощей и фруктов, 2 корзинки, эмблемы с изображением овощей и фруктов, разрезные картинки, “чудесный мешочек”, листочки разного цвета, 2 кастрюли, сок, кассета с музыкой, магнитофон, деревья, кукла “Хрюша”.

Предварительная работа: изготовление вместе с родителями поделок и рисунков на тему “Овощи и фрукты”.

Дети заходят в группу. Встречаю их в костюме осени.

Рис. 1

Ребята, сегодня мы с вами поедем в лес. Садитесь в вагончики, поезд отправляется (включая музыку). Перед нами станция “Лес”. Выходите из вагонов.

Посмотрите, какое сейчас время года? Рассматриваем картину: листья разноцветные, трава жёлтая, небо хмурое, пасмурное, облачное, дует холодный ветер, птицы улетают на юг. Значит, время года – осень.

Рис. 2

А сколько листьев упало на землю? Как называется это явление природы? Правильно – листопад. Скажите мне, какого они цвета? Давайте соберем эти красивые листья и украсим нашу группу. Соня соберет жёлтые листья, Аня – зелёные, Кирилл – оранжевые, а Миша – красные листья. Проверяем правильность выполненного задания.

Рис. 3

А теперь Максим отсчитает 3 листочка, а Лёня – 2 листочка. Давайте посчитаем, сколько листочков собрали дети? Сначала считаем по одному, затем – хором.

Мы с вами гуляли по осеннему лесу и незаметно подошли к большому полю. Посмотрите, здесь какие-то грядки, но все овощи уже собрали, да и на поле никого нет. А как называются люди, которые выращивают овощи? Правильно – овощеводы.

Ой, посмотрите, какие-то корзинки все-таки остались. Давайте посмотрим, что в них? Беру первую корзинку. По очереди достаю овощи, дети называют их.

Рис. 4

Давайте возьмем эти овощи в детский сад. Но чтобы сложить их в корзину, вам нужно отгадать про овощи загадки. Загадываю загадки и после правильного ответа детей кладу овощи в корзину.

Сладкая, оранжевая, на грядке растет (морковь).

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста).

Прежде чем мы его съели,
Все наплакаться успели (лук).

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом … (картошка).

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос он в землю крепко.
Что же это? (репка).

Лежит меж грядок
Зелен и сладок (огурец).

А про помидор попробуйте загадать загадку сами: круглый, красный, сочный, на грядке растет.

Посмотрите, еще одна корзина. А что в ней лежит? Достаю фрукты, дети называют их.

Давайте и фрукты возьмем с собой. Чтобы положить фрукт в корзину, его надо назвать ласково: банан – бананчик, лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик, яблоко – яблочко, груша – грушенька.

А как называются люди, которые выращивают фрукты в саду? Правильно – садоводы.

А теперь мы вернемся в детский сад и продолжим занятие.

Физ.минутка “Паровозик”:

Вставайте в паровозик.
“Чух-чух-чух” -
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
“Тороплюсь” - кричит.
Как паровоз кричит?
“У-у-у”.

Подходим к столам. Дети стоят друг за другом. Сядет тот, кто стоит: за…, между…, перед…, после…, рядом….

Давайте вспомним, какие овощи и фрукты мы привезли с собой? Ответы детей.

Сейчас мы поиграем в игру “Чудесный мешочек”. Вы на ощупь попробуете отгадать, какой овощ или фрукт лежит в мешочке. Дети отгадывают предметы и кладут на поднос.

Рис. 5

А теперь подумайте и скажите, какой предмет здесь лишний (игра “4-й лишний”).

Рис. 6

Раздается стук в дверь. Кажется, к нам в гости кто-то пришел. Пойду, посмотрю.

Вношу в группу игрушку “Хрюша”.

К нам в гости пришел Хрюша и что-то с собой принес. Достаю разрезные картинки. Хрюша просит ему помочь и собрать из частей целое изображение.

Рис. 7

Собираем разрезные картинки (дети из сильной подгруппы собирают без образца, дети из слабой подгруппы собирают с образцом).

Мы вспомнили время года, признаки осени, названия овощей и фруктов и теперь мы поиграем в игру “Повар и овощи”.

Решил Хрюша стать поваром. Не простым поваром, а волшебным. Превратит он вас сейчас в овощи и фрукты.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Покрутились, покружились,
В овощи и фрукты превратились.

Каждому ребенку прикрепляю эмблему с изображением овоща или фрукта, закрепляем названия. А что можно приготовить из овощей, фруктов?

“Овощи”, встаньте слева от меня, рядом с кастрюлей, в которой будет варится суп, “фрукты”, встаньте справа от меня, рядом с кастрюлей, в которой будем делать сок.

Рис. 8

Молодцы. Как называется суп из овощей (овощной), а сок из фруктов (фруктовый). Вы сегодня много рассказали об овощах и фруктах, и повар Ольга Юрьевна сварит вам на обед овощной суп, а Хрюша угостит вас фруктовым соком.

Рис. 9