Повышение мотивации к обучению устной речи на уроках английского языка в 5–6-х классах через интерактивные приемы

Разделы: Иностранные языки


Одной из самых важных задач учителя на уроке является умение увлечь, повысить познавательный интерес учащихся к изучению иностранного языка, укрепить  мотивацию в изучении предмета.
Целью работы на уроке на сегодняшний день становится не только познакомить ребенка с каким-то новым материалом, а пробудить в нем желание добывать знания, создавать свое, искать различные варианты ответов на вопрос, творчески подходить к решению поставленной задачи.  Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения.
Понятие «интерактивный» подразумевает под собой взаимодействие (англ.”interact” – взаимодействовать). Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Педагогическое взаимодействие – это обмен деятельности между педагогом и учащимися, когда деятельность одного обусловливает деятельность других. Технология обучения во взаимодействии  основана на организации работы учащихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач. Главная идея обучения в сотрудничестве  – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе, так как это повышает мотивацию к изучению предмета, делает процесс изучения материала более интересным. Ведь применение интерактивных форм урока обогащает не только учеников, но и учителя.
Применяя интерактивный метод обучения, учитель формирует мотивированный интерес к языку, создает условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности. Задача учителя – сделать каждый урок интересным и увлекательным.
При обучении устной речи следует применять не только традиционные, но и интерактивные приемы и методы.
В основе обучения устной речи должно быть общение, необходимость в общении, возможность общения, практика общения. Любое высказывание обусловлено ситуацией общения. Научить детей грамотно строить и высказывать свою мысль на иностранном языке очень важно. Английский язык является одним из самых сложных предметов, поэтому необходимо использовать интерактивные методы, которые могут облегчить понимание предмета и  повысить мотивацию.  При использовании интерактивных методов ученик становится полноправным участником процесса восприятия. Учитель не дает готовых знаний, но побуждает детей к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении задачей педагога становится создание условий для проявления инициативы обучающихся. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Это такие приёмы и формы работы:
Мозговой штурм. Работа в группах. Контрольные тесты. Ролевая игра.
Игровые упражнения. Разработка проекта. Решение ситуационных задач.
Интервью. Инсценировка. Проигрывание ситуаций. Выступление в роли учителя.
К интерактивным методам относятся также презентации с использованием различных вспомогательных средств – доски, книг, видео, слайдов; просмотр видеофильмов, видеосюжетов.
Учащимся очень нравится работать в группах, обсуждать различные варианты решения поставленной задачи.  Поэтому в своей работе я стараюсь использовать те методы, которые позволяют каждому ученику высказать свою точку зрения, поделиться ею с одноклассниками.
Вот несколько методов и приемов, которые я использую на своих уроках в 5-6 классах.

«Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы. Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В итоге совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Роль учителя – контроль.

«Эксперты»

Учащиеся объединяются в группы, работают над материалом, который делится на части. Все учащиеся работают над одним материалом, но при этом каждый получает еще свою часть, в которой он становится экспертом. Далее встречаются эксперты из разных групп, после чего каждый эксперт докладывает о проделанной работе в своей группе. Для достижения высокого результата необходимо внимательно слушать друг друга.  На заключительном этапе учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез. Результаты суммируются.

«Кластер»

В теме «Животные в нашей жизни» я использую прием «Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине доски написано ключевое слово или предложение (например, Animals (животные), которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг дети пишут слова, словосочетания, фразы, которые у них ассоциируются с этим словом.
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием (словом “animals”).
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле ло данной теме.
Далее учащимся предлагается составить предложение, фразу или небольшое высказывание из написанных слов.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Игра

При однообразных методах работы на уроке дети быстро утомляются, их внимание становится неустойчивым, и учащиеся перестают воспринимать материал. Поэтому игра должна стать одним из приемов обучения иностранному языку. Для детей игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна всем. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре; находчивость и сообразительность оказываются порой важнее, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущения посильности задания – всё это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковым материалом, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игру надо рассматривать как упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство активизации лексики, грамматики, обработки произношения

При изучении темы «Лица Лондона» (“Faces of London”) для развития беглости речи очень интересной, на мой взгляд, является игра "Interview " («Интервью»)
Речевая задача: тренировать беглость речи в ситуации вопрос – ответ.
Подготовка: учащиеся выбирают известного человека, родившегося или живущего в Лондоне, обсуждают его (ее) биографические данные, его (ее) творчество перед игрой.

Игра проходит в группах из трех-четырех учеников, работающих вместе. Один из них играет роль известного человека, другие задают ему (ей) вопросы о жизни, творчестве, работе, семье и т.д. Затем один из учащихся класса пересказывает все, что он узнал об этой личности. Эту игру можно провести в форме пресс-конференции по определенной теме с участием «известных людей» с неограниченным количеством журналистов, представляющих различные печатные издания.

Преимущество интерактивных методов в том, что они пробуждают у обучающихся интерес, поощряют активное участие каждого в учебном процессе, обращаются к чувствам каждого ученика, формируют у обучающихся мнение, отношение, творчество и фантазию, свободу самовыражения, взаимоуважение и демократичность.